«Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников как средство повышения качества знаний в условиях ФГОС»
статья

Наталья Викторовна Ёжикова

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ежикова Наталья Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак»

«Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников как средство повышения качества знаний в условиях ФГОС»

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.

Специфической особенностью таких уроков является их направленность на обучение учеников элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности учащихся. В связи с этим уроки должны составляться с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности учащихся, повышения их творческой активности.

Рассмотрим основные особенности уроков.

Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе учащиеся знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще и конкретной деятельности на данном уроке. В ходе этого же этапа происходит распределение учеников на инициативные группы. С учетом работы с первоклассниками это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп следует продумать заранее с учетом дифференцированного подхода. Наиболее сильные ученики объединяются в группы «аналитиков» и «испытателей».

Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания уроков.

Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта. В нашем случае проект рассматривается как разработка определенной темы, результатом которой является определенный продукт. В первом классе таким продуктом совместной деятельности могут быть: составленные школьниками опорные таблицы, используемые для подготовки сообщений по теме; иллюстрированные альбомы; дидактические игры. Определение разделов таких проектов лучше провести в виде «мозгового штурма». Сам прием несколько труден для первоклассников. Поэтому учитель может направить работу детей так, чтобы результатом «мозгового штурма» стал выбор, близкий к выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль «аналитиков», которым предстоит откорректировать предложения остальных детей.

Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах. Именно на этом этапе каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Общей для всех уроков цикла является единая технология работы групп. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «иллюстраторы». За практическое применение отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели».

Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Остальные группы следят за «работой» своей части проекта и при необходимости вносят коррективы.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

Эта работа направлена на формирование у учащихся навыков совместной деятельности, требующей творческого применения знаний, полученных в ходе изучения учебного материала. Отличительной особенностью таких уроков во втором и последующих классов становится увеличение информационной нагрузки. Поэтому в ходе разработки проектов особое внимание уделяется способу получения и обработки информации.

Так, на уроке литературного чтения целесообразно использовать различные виды информации:

- текстовая (выборочное чтение),

- аудио (прослушивание электронного носителя),

- визуальная (изучение репродукции),

- комбинированная (анализ инсценирования отрывка из произведения).

В качестве способа обработки информации наиболее эффективно использование ее кодирования с помощью условных обозначений. Такой способ фиксирования информации для учащихся младших классов наиболее приемлем, так как облегчает процесс ее воспроизведения.

Прием схематического фиксирования изученного материала применяется и на уроке русского языка. Проектная деятельность на этом уроке способствует применению в игровой ситуации знаний схематического обозначения изученных орфограмм. Этот прием помогает классифицировать полученную учащимися информацию достаточно легко, несмотря на большой объем накопленного материала.

В ходе уроков с применением проектной деятельности продолжают закрепляться навыки совместной работы учащихся, умение выполнять частично поисковую деятельность, создавать определенный продукт, использовать результаты своего труда на практике.