Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»
рабочая программа (1 класс)

Федоренко Ольга Ивановна

Реализации основной образовательной программы  начального  общего образования по внеурочной деятельности «Занимательная математика» является  усвоение содержания внеурочной деятельности «Занимательная математика» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего  образования и основной образовательной  программой  начального общего образования  образовательной организации.                                                                                                                                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «Занимательная математика»

Пояснительная записка

Целью реализации основной образовательной программы  начального  общего образования по внеурочной деятельности «Занимательная математика» является  усвоение содержания внеурочной деятельности «Занимательная математика» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего  образования и основной образовательной  программой  начального общего образования      образовательной организации.                                                                                                                                  

Программа рассчитана на 170 часов, со следующим  распределением часов по годам обучения / классам:  

  1 класс – 34 ч (1 час в неделю)

  2 класс – 34 ч (1 час в неделю)

  3 класс – 34 ч (1 час в неделю)

  4 класс – 68 ч (2 час в неделю)

Главными задачами реализации внеурочной деятельности «Занимательная математика» являются:

- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

- формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;

- повышение математической культуры ученика;

- воспитание настойчивости, инициативы;

- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

 «Занимательная математика»

Личностными результатами изучения данного курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

- выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- моделировать объемные фигуры из различных материалов ( проволока, пластилин и др.) и из разверток;

- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда: использовать его к ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие

направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции.

                   Содержание курса внеурочной деятельности

                                    «Занимательная математика»

Числа. Арифметические действия. Величины

-  Числа-великаны

-  Римские цифры

-  Числовые головоломки

-  Математические фокусы

-  Математическая копилка

-  Решай, отгадывай, считай

-  Решение и составление ребусов, содержащих числа

-  Числовые головоломки

Мир занимательных задач

-  Интеллектуальная разминка

-  В царстве смекалки

-  Математический марафон

-  Задачи со многими возможными решениями

-  Блиц-турнир по решению задач

-  Математическая копилка

Геометрическая мозаика

-  «Спичечный» конструктор

-  Занимательное моделирование

-  Моделирование геометрических фигур

-  Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб

-  Геометрические фигуры вокруг нас

Учебно-тематический план

Наименование раздела программы, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Числа. Арифметические действия. Величины

30

14

14

2

Мир занимательных задач

26

12

14

3

Геометрическая мозаика

12

6

8

                                     

                                     Итого:

68

32

36

Календарно – тематическое планирование

Наименование раздела программы, тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся
(основные учебные умения и действия)

Дата

Мир занимательных задач

Числа. Арифметические действия. Величины

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

-  моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

-  применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

-  анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

-  включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

-  выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

-  аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

-  сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата  с заданным условием;

-  контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

-  анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

-  искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

-  моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

-  конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

-  объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

-  воспроизводить способ решения задачи;

-  сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

-  анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

-  оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

-  участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

-  конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

-  сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:

сравнивать построенную конструкцию с образцом.

1-2

Интеллектуальная разминка

2

Числа. Арифметические действия. Величины.

3-4

Числа-великаны

2

Мир занимательных задач

5-6

Мир занимательных задач

2

7-8

Кто что увидит?

2

Числа. Арифметические действия. Величины.

9-10

Римские цифры

2

11-12

Числовые головоломки

2

Мир занимательных задач

13-14

Секреты задач

2

15-16

В царстве смекалки

2

17-18

Математический марафон

2

Геометрическая мозаика

19-20

«Спичечный» конструктор

2

21-22

«Спичечный» конструктор

2

Числа. Арифметические действия. Величины.

23-24

Выбери маршрут

2

25-26

Интеллектуальная разминка

2

27-28

Математические фокусы

2

Геометрическая мозаика

29-30

Занимательное моделирование

2

31-32

Моделирование геометрических фигур

2

33-34

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб

2

Числа. Арифметические действия. Величины.

35-36

Математическая копилка.

2

37-38

Математическая копилка

2

39-40

«Математика — наш друг!»

2

41-42

Решай, отгадывай, считай

2

43-44

В царстве смекалки

2

45-46

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

2

47-48

Числовые головоломки

2

Мир занимательных задач

49-50

Мир занимательных задач.

2

51-52

Задачи со многими возможными решениями.

2

Числа. Арифметические действия. Величины.

53-54

Математические фокусы.

2

55-56

Интеллектуальная разминка

2

57-58

Интеллектуальная разминка

2

Мир занимательных задач

59-60

Блиц-турнир по решению задач

2

61-62

Математическая копилка

2

Геометрическая мозаика

63-64

Геометрические фигуры вокруг нас

2

Мир занимательных задач

65-66

Математический лабиринт

2

67-68

Математический праздник

   2

Материально-техническое обеспечение

№п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

                         1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки» - М.Наука, 2002

2

Кордемский Б.А. «Увлечь школьников математикой» - М.Просвещение

3

Кордемский Б.А., А.А.Ахадов «Удивительный мир чисел» - М.Просвещение

4

Левитас Г.Г. «Нестандартные задачи по математике во 2-м классе» - М.Илекса

5

Лиман М.М. «Школьникам о математике и математиках» - М.Просвещение

                         2. Печатные пособия

3. Оборудование класса

1

Классная доска

2

Интерактивная доска

3

Компьютер

4

Экспозиционный экран

4.Интернет-ресурсы

Материально-техническое обеспечение

1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

2. Комплекты карточек с числами:

1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2) 10, 20, 30, 40, … , 90;

3) 100, 200, 300, 400, … , 900

3. «Математический веер» с цифрами и знаками

4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100)

5.  Игра «Математическое домино»

6. Часовой циферблат с подвижными стрелками

7. Набор «Геометрические тела»

8. Конструкторы «Танграмм»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Паспорт

фонда оценочных средств

по внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Класс 4 «А»

№ п/п

Контролируемые разделы (темы) предмета

Наименование

оценочного средства

Числа. Арифметические действия. Величины

практическая работа, презентация

Мир занимательных задач

  творческая работа

Геометрическая мозаика

  1. знаков

защита мини - проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

«Занимательная математика» по образовательному  направлению весьма актуальна на современном этапе обучения в начальной  школе и направлена на реализацию требований Федерального государ...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Занимательная математика. 2 класс.

Программа "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению "Общеинтеллектуальное развитие личности" и расчитана на 34 ч в неделю....