Программа "Уроки нравственности"
рабочая программа

Программа курса внеурочной деятельности "Уроки нравственности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti.docx67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программапо курсу внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Пояснительная записка

Программа    «Уроки нравственности» разработана  на основании:

Письма Департамента общего  образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296;

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от   6 октября 2009 года № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции  Российской Федерации  22 декабря   2009 года, регистрационный № 15785);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от  26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован  Министерством юстиции  Российской Федерации   04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707);на основе учебно-методического комплекта курса«Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» автор Мищенкова Л.В.

 ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».

 Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

 Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

Курс внеурочной деятельности реализуется образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.

ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».

Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.

Курс «Уроки нравственности» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

Задачи курса:

- сформировать систему нравственных ценностей;

-способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности; 3

- формировать экологически воспитанную личность;

-воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

- формировать интерес к чтению художественной литературы;

- развивать познавательную активность;

- развивать творческие способности.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс «Уроки нравственности» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книга», «Я и здоровье».

Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.

Программа реализуется во внеурочной деятельности с 1-го по 4-ый класс и рассчитана на 67часов: 1 класс – 16 ч, 2 класс – 17 ч, 3 класс – 17 ч, 4 класс – 17 ч.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)

Ценностные ориентиры

Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация —отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него.

Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений: 4

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.  Количество учащихся составляет 15-20 человек.  

Результаты освоения курса «Уроки нравственности»

К концу изучения курса внеурочной деятельности обучающиеся должны иметь:

- систему нравственных качеств и этическое сознание;

- потребность в самовоспитании и саморазвитии;

- чувство уважения к правам и обязанностям человека;

- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;

- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

- ценностное отношение к природе, окружающей среде;

- потребность в чтении художественной литературы.

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы контроля, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Форма подведения итогов зависит от возраста учащихся. В 1-2 классах это может быть выставка детских творческих работ, инсценировка сочиненных сказок о добре и зле, проведение совместных игровых ситуаций с родителями.

В 3-4 классах помимо выставки, проводятся мастерские, на которых ребята создают свою творческую работу, обосновывая свой выбор, игры по станциям для учащихся одной параллели. Формируется папка-портфолио каждого ребенка, в которой наглядно видна динамика развития школьника.

На все итоговые занятия приглашаются родители младших школьников, которые помогают украсить помещение, сделать костюмы и атрибуты для инсценировки. В результате проведенного итогового занятия ребенок должен почувствовать моральное удовлетворение от радости, которую он доставил другим людям, иметь желание продолжить начатую деятельность.

Уже само желание ребенка быть лучше, добрее, чаще является нравственным.

- бережного отношения к природе;

- развития чувства ответственности, самостоятельности;

- формирования стремления быть полезным окружающим;

- стремления к здоровому образу жизни.

Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей (беседа, игровой практикум, ситуативная беседа-рассуждение, ситуативная беседа-игра, беседа-размышление).

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и ·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; 12

-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором - четвертом классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д. 13

Содержание курса

1 класс (16 ч.)

Я и школа

Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками…

Я и окружающие

Учимся работать в команде. О хорошем и плохом. Клуб «Выручайка». О дружбе. «Здравствуй!». Профессий много есть на свете. Учимся приходить на помощь. О рабочих руках и трудолюбии. Зайкина избушка. Учимся вежливости. Новогодняя сказка. Познакомьтесь: это я! Сказка о солнечном  зайчике. Учимся быть добрыми. Когда люди радуются. Я расту! Сказка о весѐлой пчеле. Как у зайчика зуб болел. Приглашаем гостей.

Я и семья

Поезд везѐт подарки мамам.

Я и природа

Венок осени. Клуб любителей природы. В городе Лекарственных растений. Экскурсия по городу. Лекарственных растений продолжается. Солнышко.

Я и книга

В мире любимых сказок. Снегурочка. По страницам русской народной сказки «Лиса и волк». К. И. Чуковский и его произведения

Я и здоровье

В царстве Мойдодыра. На пороге лета. О рыбалке.

2 класс (17 ч.)

«Я и школа»

О культуре поведения в школе.

«Я и окружающие»

Не надо больше ссориться. Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик-семицветик. Спешим на помощь бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер!.. Кем быть? О профессии и трудолюбии.

«Я и семья»

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

«Я и природа»

Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка. Школа насекомых. Лето в загадках.

«Я и книга»

Узнай меня! Девочка и разбойники. По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И снова сказка. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты. И снова сказочные фанты.

«Я и животные»

Белый пѐс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках.

«Я и здоровье»

Тише, пожалуйста!,,, Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки.

3 класс (17 ч.)

«Я и окружающие»

О себе, о дружбе, о друзьях… О добре и зле. « У камина». Клуб «Выручайка». В мире профессий. Что такое зима? Принцессы Шарля Перро. Учимся работать в микрогруппе. Хлеб – наше богатство. Берегите время! «Ромашка».

«Я и семья»

Роза для мамы

«Я и природа»

И снова об осени… Выглянуло солнышко… Что за праздник без цветов… Зимушка-зима. Бабочек весѐлый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у 9

белочки.

«Я и книга»

Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Эдуард Успенский. Слушаем сказку. В гости к друзьям в Простоквашино. Знаменитые малыши. Незнайка. Да здравствуют книги! Клуб «Белая ворона». Фея Фантаста.

«Я и животные»

О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачёва.

«Я и здоровье»

Письмо дедушки Морфея. Наши страхи.

4 класс (17 ч.)

«Я и школа»

С днем знаний.

«Я и окружающие»

Расскажи нам о себе. И это тоже я! О профессиях и трудолюбии. В который раз о дружбе. Как выбирать друзей. Накануне новогодних праздников. О рыцарстве. День рождения старой елки. О совести. Учимся быть щедрыми. Настроение. На экономической волне. Приглашение к разговору. Игры в самих себя. Учимся шутить. Живи, не требуя награды. Покуда сердца стучатся…

«Я и семья»

Семейный калейдоскоп. Наши бабушки.

«Я и природа»

Осенняя сказка. Экологическая карусель. Станем друзьями природы. Путешествие капельки. Полюбуйся, весна наступает…

«Я и книга»

Берегите книгу! Сказки Г.-Х. Андерсена. Сказочная путаница.

«Я и животные»

Кошки.

«Я и здоровье»

Мы – за здоровый образ жизни! О режиме дня. Будь здоров! Секреты здоровья. О вреде курения.

5. Предполагаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:

 Систему нравственных качеств и этическое сознание;

 Потребность в самовоспитании и саморазвитии;

 Чувство уважения к правам и обязанностям человека;

 Чувство трудолюбия, уважения к людям труда;

 Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

 Ценностное отношение к природе, к окружающей среде;

 Потребность в чтении художественной литературы.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат 10

возможность формирования личностных результатов:

1. Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнѐт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

4. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.

5. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

6. Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)

Метапредметнымирезультатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности); - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей. - приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Формирование коммуникативных УУД:

1. Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.

2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3. Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения гигиенических правил; 11

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

Первый год обучения ( 1 час в неделю)

1 класс - 33 часа

п/п

Раздел/Тема

Общее

количество

часов

Теория

Практика

Дата        

Корректировка программы

1.

Здравствуй, школа! Вот и стали мы учениками… Учимся работать в команде.

1

Воспитаниеответственности,

самостоятельности,бережного

отношенияк школьным

принадлежностям, чувство

коллективизма.

Работа с

танграмом, найти и

раскрасить

треугольники,

отгадать

загадки,

выполнить

задания в

командах с.10.

06.09

2.

О хорошем и плохом  

1

Умение находитьвыход из неприятныхситуаций.

Игра «Потопаем

- похлопаем»,

раскрашивание

картинок.

13.09

3.

Клуб «Выручайка»

1

Воспитаниедоброты,

Стремлениеприходить напомощь.

Рисование

необычного

цветка,

и продолжить

фразу

20.09

4.

О дружбе

1

Желание бытьдругом.

Перерисовать дом дружбы по клеточкам.

27.09

5.

В царстве Мойдодыра

1

Потребности в соблюдении гигиенических правил.

Найти лишний рисунок, раскрасить Мойдодыра.

04.10

6.

«Здравствуй!»

1

Умение слышать и понимать окружающих.

Найти растения и ответить на вопросы.

11.10

7.

Венок осени

1

Умение видеть красоту природы, восхищаться ею.

Добавить рисунок, отгадать овощ (фрукт).

18.10

8.

Профессий много есть на свете

1

Уважение к людям, своим трудом приносящим пользу обществу.

Отгадать профессии людей, перерисовать картинки «вверх ногами»

25.10

9.

В мире любимых сказок

1

Стремление к чтению художественной литературы; доброта и отзывчивость.

Работа с танграмом, узнать литературного героя.

08.11

10.

Учимся приходить на помощь

1

Стремление проходить на помощь, быть чутким и отзывчивым.

Перерисовать по клеточкам зонтик, разгадать ребус.

15.11

11.

О рабочих руках и трудолюбии

1

Желание быть созидателем.

Отгадать загадки о профессиях, найти закономерность.

22.11

12.

Зайкина избушка

1

Справедливость, доброта и отзывчивость.

Разгадать кроссворд, работа с танграмом.

29.11

13.

Учимся вежливости

1

Стремление быть вежливым и добрым.

Найти волшебные слова, нарисовать картинку.

06.12

14.

Новогодняя сказка

1

Бережное отношение к природе, чувство доброты и сострадания.

Отгадать загадки, нарисовать по точкам ёлочку.

13.12

15.

Познакомьтесь: это я!

1

Стремление к изучению себя как личности

Выполнить графический диктант, заполнить анкету о себе

20.12

16.

Снегурочка. Сказка о солнечном зайчике

1

Стремление к чтению художественной литературы, воспитание доброты, отзывчивости.

Перерисовать по клеточкам, соединить линиями картинки в пары.

27.12

17.

Учимся быть добрыми

1

Воспитание бережного отношения к вещам.

Соединить фразу с картинкой, соединить начало и конец пословицы.

17.01

18.

По страницам русской народной сказки «Лиса и Волк»

1

Стремление к чтению художественной литературы.

Запомнить и нарисовать, нарисовать изображение волка по клеточкам.

24.01

19.

Когда люди радуются

1

Стремление быть полезным окружающим.

Работа с танграмом, расшифровать строчки.

31.01

20.

Я расту!

1

Умение отличать хорошие поступки от неблаговидных.

Расшифровать пословицу, разгадать кроссворд.

07.02

21.

Поезд везёт подарки мамам

1

Воспитание любви и уважения к маме.

Соединить линиями части слов, восстановить стихотворение.

21.02

22.

Сказка о весёлой пчеле

1

Воспитание доброжелательности, заботливости, желание помочь.

Расшифровать название сказки, продолжить узор.

28.02

23.

Клуб любителей природы

1

Воспитание бережного отношения к природе.

Исключить лишнее слово, разгадать кроссворд.

07.03

24.

Как  у зайчонка зуб болел

1

Воспитание сострадания.

Отгадать загадки, нарисовать изображение зайчика по клеточкам.

14.03

25.

Приглашаем гостей

1

Воспитание доброжелательности.

Расшифровать пословицы, выбрать нужную ситуацию.

21.03

26.

В городе Лекарственных растений

1

Воспитание бережного отношения к природе.

Отгадать загадки, выполнить графический диктант.

04.04

27.

Экскурсия по городу Лекарственных растений продолжается

1

Воспитание бережного отношения к природе.

Найти среди букв названия трав, соединить рисунок листа с его названием.

11.04

28.

На пороге лета

1

Воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Изобразить по клеточкам парусник, отгадать загадки.

18.04

29.

О рыбалке

1

Воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Рассмотреть и нарисовать по памяти, нарисовать несуществующих рыб по названию.

25.04

30.

К.И. Чуковский и его произведения

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы.

Расшифровать ребусы, отгадать произведения К.Чуковского.

02.05

31.

«Краденое солнце»

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы.

Расшифровать название сказки, угадать животное.

16.05

32.

Солнышко

1

Воспитание любви к неживой природе.

Нарисовать солнышко и очеловечить его, соединить начало и конец пословицы.

23.05

33.

Нам нравится гулять по зоопарку…

1

Воспитание культуры поведения в зоопарке.

Разгадать кроссворд, добавить недостающие слова.

23.05

2 класс – 34 часа

п/п

Раздел/Тема

Общее

количество

часов

Теория

Практика

Дата

Корректи

ровка программы

1.

О культуре поведения в школе. Под крышей дома моего.

1

Воспитание культуры общения, любви к родственникам, чувства благодарности к старшим членам семьи.

1Вставить слова в предложения.

2.Разгадать ребус.

06.09

2.

Времена года. Отправляемся в путешествие.

1

Воспитание любви к  природе, умение видеть её красоту. Бережное отношение к природе.

1.Узнать время года по описанию.

2.Отгадать загадки.

13.09

3.

Узнай меня!

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы.

1. Разгадать ребус.

2.Изготовить модель светофора.

20.09

4.

Не надо больше ссориться

1

Воспитание толерантности, доброжелательного отношения к окружающим.

1. Ответить на вопросы к рассказу.

2.Расшифровать пословицу.

27.09

5.

Учимся дружить

1

Воспитание умения находить способы для примирения; толерантности, дружелюбия.

1.Расшифровать пословицу.

2.Раскрасить иллюстрации.

04.10

6.

Белый пёс в сиреневый цветочек

1

Воспитание доброты, отзывчивости, любви к животным, опрятности.

1.Найти закономерность.

2.Разгадать ребус.

11.10

7.

Учимся обсуждать проблему

1

Воспитание доброты, справедливости, желания приходить на помощь.

1.Расшифровать пословицу.

2. Разгадать ребус.

18.10

8.

Во саду ли, в огороде

II четверть

1

Воспитание бережного отношения к земле.

1. Отгадать загадки.

2.Разгадать кроссворд.

25.10

9.

Слушаем сказку

1

Воспитание стремления быть нужным, полезным окружающим.

1.Расшифровать название сказки.

2.С помощью значков ответить на вопросы.

08.11

10.

Поговорим о собаках

1

Воспитание доброжелательного отношения к животным.

1.Расшифруй крылатое выражение.

2.Решить кроссворд.

15.11

11.

Тише, пожалуйста!...

1

Воспитание толерантности.

1.Нарисовать лесную речку из сказки.

2. Прочитать пословицу, зашифрованную в криптограмме.

22.11

12.

Занимательный журнал «Имена»

1

Воспитание уважительного отношения к имени.

1.Назвать имена по подсказкам.

2. Найти лишнее имя.

29.11

13.

Колечко красоты

1

Воспитание стремления к внутреннему самосовершенствованию.

1.Соединить  начало и конец пословиц.

2.Ответить на вопросы к рассказу.

06.12

14.

Девочка и разбойники

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы; искать выход из любой жизненной ситуации.

1.Отгадать загадки.

2.Изобразитькуклу по клеточкам.

13.12

15.

Экскурсия в медицинский кабинет

1

Воспитание уважения к труду медицинского работника.

1.Угадать предметы медицинского кабинета.

2.Соединить рисунки с названиями.

20.12

16.

Зима в лесу

III четверть

1

Воспитание умения замечать красоту природы.

1.Отгадать загадки.

2.Вставить недостающие слова.

27.12

17.

По страницам русской народной сказки «Царевна-лягушка»

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы; доброты, отзывчивости.

1.Нарисовать по памяти.

2.Разделить животных на группы.

17.01

18.

Для чего нужны нам глазки

1

Воспитание стремления к соблюдению гигиены глаз.

1.Нарисовать свои глаза.

2.Расшифровать крылатое выражение.

24.01

19.

И снова сказка

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы.

1. Ответить на вопросы викторины.

2.Вставить недостающие слова.

31.01

20.

Лепим снеговика

1

Воспитание чувства любви и уважения к маме.

1.Разгадать кроссворд.

2.Выполнить аппликацию.

07.02

21.

Давайте, друзья, потолкуем о маме

1

Воспитание наблюдательности, интереса к изучению природы.

1.Соединить начало и конец пословиц.

2.Перерисовать цветок по клеточкам.

14.02

22.

Цветик-семицветик

1

Воспитание доброты, отзывчивости.

1.Расшифровать слова.

2.Соединить понятие с его символом.

21.02

23.

Волшебники и волшебные предметы

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы.

1.Расшифровать слово.

2.Выложить рыбку с использованием танграма.

28.02

24.

Животные с книжных страниц

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы.

1.Отгадать загадки.

2.Унать название сказки.

07.03

25.

Спешим на помощь бабке Ёжке

1

Воспитание  отзывчивости, доброты.

1.Расшифровать слова.

2.Выложить кота из деталей танграма.

14.03

26.

День космонавтики

IV четверть

1

Воспитание гордости за наших соотечественников – первых космонавтов.

1.Найти название космического корабля.

2.Соединить начало и конец предложений.

21.03

27.

Тропинка

1

Воспитание  бережного отношения к природе.

1.Расшифровать пословицу.

2.Выполнить аппликацию.

04.04

28.

Ох уж этот ветер!...

1

Воспитание  отзывчивости, сочувствия.

1.Расшифровать название сказки.

2.Выложить кораблик из деталей танграма.

11.04

29.

Сказочные фанты

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы.

1.Отгадать загадки.

2.Перерисовать по клеточкам золотой ключик.

18.04

30.

И снова сказочные фанты

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы.

1. Отгадать загадки.

2.Решить задачи про Змея Горыныча.

25.04

31.

Школа насекомых

1

Воспитание чувства благодарности к полезным насекомым за их труд.

1.Подчеркнуть «лишнее» слово.

2.Решить примеры и задачи.

02.05

32.

Кем быть?

1

Воспитание уважения к труду.

1.Отгадать загадки.

2.Исключить лишние слова.

16.05

33.

Лето в загадках

1

Воспитание стремления к здоровому образу жизни.

1.Отгадать загадки.

2.Распределить слова на группы.

23.05

34.

О профессиях и трудолюбии

1

Воспитание уважения к людям различных профессий.

1.Отгагать загадки о профессиях.

2.Соединитьначало и конец пословиц.

23.05

3 класс – 34 часа

п/п

Раздел/Тема

Общее

количество

часов

Теория

Практика

Дата

Корректировка программы

1.

Путешествие в сказку. И снова об осени…

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы. Воспитание умения восхищаться красотой природы.

Прочитать зашифрованные слова в таблице.

Расшифровать криптограмму.

07.09

2.

О себе, о дружбе, о друзьях… О добре и зле

1

Воспитание умения понимать особенности переживаний другого; стремление к самосовершенствованию.

Соединить начало и конец пословицы. Расшифровать слово.

14.09

3.

Посылка от сказочных героев

1

Воспитание любви к чтению художественной литературы.

Разгадать кроссворд. Соединить название сказки с её героями.

21.09

4.

Письмо дедушки Морфея

1

Воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Соединить начало и конец пословицы. Вырезать карточки, в которых говорится о правилах здорового сна.

28.09

5.

Эдуард Успенский

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы.

Расшифровать названия произведений Э.Успенского.

05.02

6.

Выглянуло солнышко…

1

Воспитание толерантного отношения к осенним невзгодам.

Отгадать загадки. Соединить строчки с рисунками.

12.02

7.

О кошках и собаках

1

Воспитание доброго отношения и чувства ответственности за домашних животных.

Работа с танграмом. Отгадать загадку.

19.10

8.

«У камина»

II четверть

1

Воспитание умения обсуждать проблему; доброжелательности, честности, толерантности, понимания, отзывчивости.

Раскрасить рисунки на которых ученики совершают добрые поступки.

26.10

9.

Клуб «Выручайка»

1

Воспитание интереса к чтению художественной литературы; стремление приходить на помощь нуждающимся.

Придумать как можно больше метаграмм к слову КОТ.

9.11

10.

Слушаем сказку

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы, чувства доброты, отзывчивости.

Расшифровать слова и криптограмму.

16.11

11.

О животном не очень приятном

1

Воспитание терпимого отношения к лягушкам и жабам.

Отгадать загадки. Расшифровать криптограмму.

23.11

12.

В гости к друзьям из Простоквашино

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы.

Отгадать загадки. Прочитать, пользуясь стрелками, названия предметов.  

30.11

13.

Что за праздник без цветов…

1

Воспитание умения видеть красоту цветов и восхищаться ею.

Разгадать кроссворд «Цветочный». Выполнить графический диктант.

7.12

14.

В мире профессий

1

Воспитание уважения к труду.

Отгадать загадки. Расшифровать названия профессий.

14.12

15.

Наши страхи

1

Воспитание умения находить выход из критической ситуации; чувства ответственности за свои поступки

Соединить рисунки в пары. Раскрасить рисунок.

21.12

16.

Что такое зима?

1

Воспитание умения принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою.

Раскрасить рисунок и расшифровать имя яблоньки.

28.12

17.

III четверть

Знаменитые малыши. Незнайка

1

Воспитание стремления к чтению художественной литературы.

Расшифровать названия повестей-сказок. Вписать в текст недостающие слова.

18.

Экзотические животные

1

Воспитание доброжелательного отношения к представителям фауны.

Отгадать загадки. В каждой строчке подчеркнуть лишнее слово.

19.

Зимушка-зима

1

Воспитания чувства любования красотой русской природы.

Отгадать загадки. Нарисовать картину под названием «Снегопад»

20.

Зимние забавы

1

Воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Соединить начало и конец предложений. Разгадать ребусы.

21.

Да здравствуют книги!

1

Воспитание умения выражать благодарность книгам и людям, создавшим их.

Вставить в текст недостающие слова. Нарисовать раскрытую книгу.

22.

Роза для мамы

1

Воспитание уважения к матери, чувства доброты, любви, заботы и благодарности.

Расшифровать пословицы о маме. Перерисовать по клеточкам розу для мамы.

23.

Принцессы Шарля Перро

1

Воспитание лучших женских качеств.

Расшифровать два качества характера. Найти в таблице названия старинных танцев.

24.

Клуб «Белая ворона»

1

Воспитание любви к чтению художественной литературы

Перерисовать по клеточкам изображения  жар-птицы. Вставить недостающие слова.

25.

И снова Клуб «Белая ворона»

1

Воспитание любви к чтению художественной литературы

Отгадать загадки. Нарисовать мини-плакат на тему «Не уничтожайте цветы леса»

26.

Бабочек весёлый хоровод

1

Напоминание основных правил поведения по отношению к природе.

Отгадать загадки, нарисовать мини-плакат «Берегите лес!»

27.

IV четверть

Театр кошек Юрия Куклачёва

1

Воспитание любви к домашним животным.

Изображение кошки из деталей танграма.

28.

Учимся работать в микрогруппе

1

Развитие умения работать в микрогруппе.

Соединить слова в пары .Расшифровать

ребус

29.

Фея Фантаста

1

Воспитание любви к чтению художественной литературы. Развитие воображения.

Закончить узор. Расшифровать слова.

30.

Хлеб – наше богатство

1

Воспитание бережного отношения к хлебу и людям его выращивающих.

Разгадать кроссворд. Расшифровать слова.

31.

Берегите время

1

Воспитание бережного отношения ко времени.

Расшифровать пословицу. Ответить на вопросы текста В.  Осеевой «Время».

32.

Цветочная карусель

1

Воспитание любви к природе, развитие внимания, творческого воображения.

Расшифровать названия цветов, собрать из данных слов пословицы о цветах.

33.

В гостях у белочки

1

Знакомство с элементарными правилами поведения в лесу.

Перерисовать по клеточкам изображение фантазийного цветка. Расшифровать названия грибов

34.

«Ромашка»

1

Закрепление умения работать в микрогруппах.

Найти «лишние» слова, закончить стихотворные строчки.

4 класс – 34 часа

п/п

Разел/Тема

Общее

количество

часов

Теория

Практика

Дата

Корректировка программы

1.

С Днём знаний! Осенняя сказка

1

Воспитание любви и уважения к школе. Воспитание

любви к природе.

Разгадать кроссворд и ребусы.

2.

Расскажи нам о себе. Семейный калейдоскоп

1

Воспитания стремления к самосовершенствованию и доброго отношения к семье.

Рисование автопортрета. Навести порядок в словах.

3.

И это тоже я!

1

Воспитания стремления к самосовершенствованию.

Перенести на клеточки изображение робота.

4.

О профессиях и трудолюбии

1

Воспитание уважения к людям различных профессий.

Разгадать кроссворд «Профессии». Угадать профессию по рисункам.

5.

В который раз о дружбе…

1

Воспитание стремления быть другом.

Расшифровать правила дружбы.

6.

Мы – за здоровый образ жизни!

1

Воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Расшифровать пословицы. Разгадать кроссворд.

7.

Как выбирать друзей

1

Воспитание желания иметь много друзей и самому быть другом.

Соединить начало и конец пословиц. Закончить строчки на тему дружбы.

8.

О режиме дня

1

Воспитание стремления к соблюдению распорядка дня.

Расшифровать пословицы. Записать свой режим дня.

9.

Экологическая карусель

1

Воспитания бережного отношения к природе.

Отгадать загадки о птицах. Расшифровать криптограмму.

10.

Накануне новогодних праздников

1

Воспитание уважения к русским традициям.

Отгадать загадки. Раскрасить рисунок.

11.

Берегите книгу

1

Воспитание бережного отношения к книгам.

Расшифровать пословицу о книге. Повторить правила обращения с книгой.

12.

О рыцарстве

1

Воспитание у мальчиков доброжелательного отношения к девочкам.

Расшифровать слова и поговорку.

13.

День рождения старой ели

1

Воспитание чувства доброты и отзывчивости.

Закончить фразы. Перерисовать бабочку по клеткам.

14.

Будь здоров!

1

Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Расшифровать поговорку. Закончить стихотворные строчки.

15.

Станем друзьями природы

1

Воспитание любви и бережного отношения к природе и чувства сопереживания.

Написать правила поведения в лесу. Отгадать предметы и явления, загрязняющие  окружающую среду.

16.

О совести

1

Воспитание совестливости, честности, желание исправлять допущенные ошибки в отношении с окружающими.

Ответить на вопросы текста А. Гайдара «Совесть».

17.

Учимся быть щедрыми

1

Воспитание  щедрости и доброты.

Расшифровать название сказки и пословицу.

18.

Путешествие капельки

1

Воспитание бережливости.

Отгадать загадки и вырезать из приложения отгадки.

19.

Настроение

1

Воспитание стремления управлять своим настроением , быть оптимистом.

Соединить линиями начало и конец пословицы. Расшифровать слово.

20.

На экономической волне

1

Воспитание бережливости.

Расшифровать ребус. Разгадать кроссворд.

21.

Секреты здоровья

1

Воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Расшифровать пословицы. Нарисовать мини-плакат «Берегите здоровье»

22.

Кошки

1

Воспитание чувства ответственности за прирученное живое существо.

Расшифровать пословицы, приметы, поговорки. Решить задачи.

23.

Приглашение к разговору

1

Воспитание чувства доброты, отзывчивости, стремление быть настоящим другом, прилежным учеником.  

Расшифровать пословицы.  Разгадать криптограмму.

24.

Полюбуйся, весна наступает…

1

Воспитание умения видеть прекрасное в природе, умение любоваться картинами природы.

Восстановить пословицы. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

25.

Наши бабушки

1

Воспитание чувства уважения и благодарности  к бабушкам

Разыграть ситуации. Отобрать пословицы по теме.

26.

Игры в самих себя

1

Воспитание чувства уважения к самому себе.

Поиграть с одноклассниками в игру «Лепестки». Расшифровать высказывание.

27.

Сказки Г. Х. Андерсена

1

Воспитание любви к произведениям великого сказочника, стремление к чтению.

Найти ошибки. Отгадать загадки. Перерисовать по клеточкам изображение лебедя.

28.

Учимся шутить

1

Воспитание чувства такта по отношению к окружающим.

Расшифровать пословицы.  Перерисовать по клеточкам солнышко.

29.

Сказочная путаница

1

Воспитание любви к русскому фольклору, стремление к чтению художественной литературы.

Исправить ошибки. Из  рассыпанных букв составить имена  сказочных героев.

30.

Живи, не требуя награды…

1

Воспитание  чувства доброты, сострадания, милосердия.

Разгадать ребус. Соединить линией начало и конец пословиц.

31.

Здравствуй, первый листок!

1

Воспитание бережного отношения к природе.

Отгадать загадки. Нарисовать «оживший» берёзовый листок.

32.

Покуда сердца стучатся…

1

Воспитание чувства гордости за великую победу и благодарности ветеранам.

Расшифровать фразы. Нарисовать мини-плакат «Пусть будет мир на Земле»

33.

О Робинзоне Крузо

1

 Воспитание настойчивости в достижении цели, способности сохранять мужество, стойкости в сложных жизненных ситуациях.

Распределить слова на три группы. Перерисовать по клеточкам пернатого собеседника Робинзона.

34.

О вреде курения

1

Воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Нарисовать мини-плакат на тему «Курить – здоровью вредить».

6.Материально-техническое обеспечение программы п\п

1.Методическая литература для учителя

2.Литература для учащихся

1.

Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1, 2, 3, 4 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012

Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Рабочая тетрадь. 2 части.1, 2, 3, 4 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012

2.

Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. – сост. А. Д. Агафонова. – М. : Издательство «Глобус», 2009.

3.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.

3. Технические средства обучения

5

Интерактивная доска.

1шт

6

Настенная доска.

1шт

7

Персональный компьютер.

1шт

8

Мультимедийный проектор.

1шт

Нетбуки для обучающихся

13 шт.

4. Компьютерные и информационно- коммуникативные средства.

9

Диски с музыкальными произведениями, аудиокассеты видеофильмы, презентации, произведения фольклора; набор лоскутов, ниток, пуговиц, иголок для практической работы с одеждой.

5. Интернет - ресурсы

1.ФГОС Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958

2. Сайт uroki.net для классного руководителя

http://www.uroki.net/docklruk.htm

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассная работа.

http://festival.1september.ru/subjects/20/

4. Журнал «Начальная школа»

http://www.n-shkola.ru/

5.Газета «Начальная школа»

http://nsc.1september.ru/index.php?year=2010&num=08


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...