Статья "Организация проектной деятельности в начальной школе"
статья

Белошеева Диана Сергеевна

В данной статье рассматривается организация проектной деятельности в начальной школе, типология и этапы проектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности в начальной школе

Проектная деятельность – форма учебно-познавательной активности школьников, которая основывается на мотивационном достижении осознанно поставленной цели по созданию субъективно (иногда объективно) новых изделий и услуг, которая выступает как средство всестороннего развития личности школьника [1].

Проект – скоординированная и управляемая деятельность, предпринятая (в рамках определенных сроков начала и (или) завершения) для того, чтобы уникальное изделие отвечало установленным требованиям. Проект требует объединить людские и другие ресурсы во временной организации для достижения установленных целей. Проект неизменно включает в себя следующие характеристики: взаимосвязанные задачи, непосредственное взаимодействие которых может быть сложным; уникальность (неповторимость); конкретные цели [2].

Организация учебно-познавательной деятельности обучаемых в процессе выполнения учебных проектных заданий получила название «метод проектов». Термин «метод проектов» впервые был использован американским педагогом, психологом и ведущим представителем философии прагматизма Джоном Дьюи в конце XIX века.

Метод проектов – это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом [3]. Н. В. Иванова, Н. М. Конышева, И. А. Колесникова, И. М. Павлова, Н. Ю. Пахомова, М.Б. Романовская, Е.С. Палат, Н.Г. Шаповалова и др. считают, что проектный метод — это универсальный метод: он совместим с различными системами обучения и формами организации учебного процесса (урочной и внеурочной). По данным названных ученых, в проектной деятельности у школьников развиваются общеучебные умения, которые в настоящее время получили название универсальных учебных действий [4].

Метод проектов способствует широкому развитию у ребенка исследовательских качеств. Также, метод проективной деятельности вносит разнообразие в развитие и саморазвитие ребенка [5]. Способствует активизации познавательной деятельности, развивает креативность и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств, которые, как говорил советский психолог и педагог А. Н. Леонтьев, развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести умение выбирать из различных источников необходимый материал, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты своей деятельности [6].

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат.

Учебные проекты должны не заменять учебный предмет, а встраиваться в них, дополняя и углубляя их.

Проект – это «пять П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт и презентация.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1. По доминирующей деятельности

1.1. Практико – ориентированный проект нацелен на решение социальных задач.

1.2. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование: обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

1.3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком – либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.

1.4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

1.5. Ролевой проект – разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в ней, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений чрез игровые ситуации.

 2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

 4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта: индивидуальные, групповые, коллективные

6.Продолжительность проекта: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более [5].

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектной деятельности и реализации. Можно выделить следующие этапы выполнения учебных проектов:

  • подготовительный этап: обоснование проблемы и актуальности проекта, выбор темы, определение его цели, задач и желаемых результатов, анализ предстоящей деятельности, выявление методов и средств поиска источников информации, планирование проекта (план работ), целевая презентация, предварительная экспертиза и коррекция;
  • основной этап: систематизация собранного материала, оформление проекта;
  • заключительный этап: заключительный контроль, защита проекта (итоговая презентация), экспертиза, рефлексия, внедрение проекта [28].

Проектная деятельность с детьми младшего школьного возраста имеет свои нюансы. Рассмотрим необходимые этапы проектной деятельности на уроках окружающего мира.

1. Провести подготовку к проектной деятельности с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся. Интерес к работе обеспечивает наилучший результат, поэтому важно выбирать такие проблемные вопросы, которые будут привлекать учеников. Возможно использование проблем, поставленных самими детьми с помощью педагога.

2. Обеспечивать мотивацию детей в процессе работы над проектом. Именно мотивация к деятельности является источником творческой активности и энергии учеников. Мотивация формируется на всех этапах работы, но особенно важно при старте работы задать положительный тон – заинтересовать рассматриваемой проблемой, вызвать интерес, а также рассмотреть перспективы данной работы с теоретической и практической точки зрения. Другими словами, ребёнок должен понимать цель работы, зачем он это делает. Входе самой деятельности включаются мотивационные механизмы, заложенные в проектную работу.

3. Грамотно подобрать и сформулировать основополагающий вопрос, который является центральным звеном проектной работы. Если данный вопрос заинтересует учащихся, то и сам проект будет успешным. Значимость работы, цель и мотивация зависят именно от формулировки основополагающего вопроса. При необходимости его можно корректировать уже после старта, однако, к этой мере можно прибегнуть, если изначально видна отрицательная перспектива проекта.

4. Проектная деятельность в начальной школе должна проходить в группах количеством не более 5 человек.

5. Учитывать возможности и потенциал учебного предмета для применения проектной деятельности. Относительно низкая эффективность от применения проектной деятельности прослеживается на таких уроках как родной язык, литературное чтение и математика. Данные предметы предусматривают достаточно жёсткий отбор форм и методов, поскольку систематический подход к учебной программе является условием высокого качества итоговых результатов. Проектная деятельность находит своё применение в тех предметах, где возможен исследовательский опыт, творческая деятельность. Урок окружающего мира является наиболее подходящим для применения метода проектов в начальной школе [7].

В ходе анализа курса «Окружающий мир» УМК «Школа России» были найдены примеры проектных задач, которые, по мнению автора УМК «Школа России», Андрея Анатольевича Плешакова, помогут освоить учебный материал и более глубоко проникнуть в тайны природы. Во втором классе это: «Родной город (село)», «Красная книга, или «Возьмём под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира» [8].

Использование проектной деятельности на уроках окружающего мира позволяет учащимся выйти за рамки учебника, интегрировать знания по различным школьным дисциплинам, ведет к формированию основных компетенций учащихся, переносит учебно-воспитательный процесс из стен школы в условия окружающего мира. Значительно повышает качество знаний, общее развитие учащихся, подводит детей к самостоятельному поиску информации и, как следствие, является весьма эффективным средством развития познавательного интереса младших школьников.

Список использованной литературы:

1. Дорошина Л. А. Проектная деятельность как инновационная технология в системе современных подходов к обучению // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. №4.

2. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк Профессионально-педагогические понятия Словарь, Екатеринбург, 2005 [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/23137/1/5-8050-0168-3_2005.pdf 

3. Климова, А.Д. Проектная деятельность учащихся как средство управления общеобразовательными учреждениями: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2009. – 21 с.

4. .  Гилёва Е. А. История развития метода проектов в российской школе. Журнал «Наука и школа» №2/2007 [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15580619_61862008.pdf 

5. Полат Е.С. Метод проектов, научно-методический сборник, Минск, 2003 [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/11590/1/metod_of_projects.pdf 

6. А.Р. Камалеева, Н.В. Шигапова Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Журнал «Путь науки», номер 3, 2014, 73-83 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

https://elibrary.ru/download/elibrary_21527432_19681374.pdf 

7. Ермолаев, С.А. Проектная деятельность школьников социально- экологической направленности: учеб.-метод. пособие / С. А. Ермолаев. - Арзамас: АГПИ им. А. П. Гайдара, 2006. – 86 с

8. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч. Часть 2.  М.: Просвещение, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....