Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Радуга красок»
рабочая программа (4 класс)

Стрельцова Светлана Викторовна

Цели:

 -развитие творческих способностей и самовыражения ребенка через различные способы рисования;

-совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала;

Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Радуга красок» разработана для проведения занятий с учащимися 4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе «Примерных программ внеурочной деятельности» под редакцией Горского В.А. М.: «Просвещение» 2014 год, согласно учебного плана МБОУ «Черноморская СШ №3» на 2021/2022 учебный год.

Цели и задачи

Цели:

         -развитие творческих способностей и самовыражения ребенка через различные способы рисования;

-совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала;

Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.

 

          Программа кружка «Радуга красок» направлена на реализацию следующих задач:

-развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

-художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;

-расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества;

-приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;

-развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;

-развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;

-научить приёмам исполнительского мастерства;

-научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

-научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;

-формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

-формировать художественно - творческую активность школьника;

-овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

-расширение художественно-эстетического кругозора;

-приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;

-освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;

-создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

        освоение простейших технологий дизайна и оформления;

-воспитание зрительской культуры.

Общая характеристика курса

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Планируемые результаты

Предметными результатами изучения программы кружка «Радуга красок» является формирование следующих знаний и умений:

- иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое;

- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;

- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

- первичное ознакомление учащихся с отечественным и мировым искусством;

-получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Личностными результатами изучения программы кружка «Радуга красок» является формирование следующих умений:

- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

- отработка навыков самостоятельной и групповой работы;

        - объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Метапредметными результатами изучения программы кружка «Радуга красок» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

        - проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться работать по предложенному плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- учиться планировать свою работу в группе;

- учиться распределять работу между участниками проекта;

- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Место курса кружка «Радуга красок» в учебном плане

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2021/2022 учебный год программа кружка «Радуга красок» рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа за год.

Содержание тем

Печать листьями. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения. Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.

Рисование пальчиками. Ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Рисование ладошкой. Ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком.

Рисование методом тычка. Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

Раздувание краски. На лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Монотипия. Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.

Фотокопия – рисование свечой. Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок.  Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

Рисование солью. На готовый контур наносится клей ПВА и посыпается солью. Лишняя соль стряхивается. На высохшую соль наносится примакивая кисточкой гуашь, чтобы соль не осыпалась.

Рисование ластиком. Заштриховать лист бумаги простым карандашом. Затем берем ластик и стираем задуманный рисунок по контуру.

Рисование гуашью по мокрому слою бумаги. Существует два технических приёма: 1) вначале лист бумаги полностью погружают в тазик с водой. После того, как вода с поверхности листа стечёт, он размещается на клеёнке и на него наносится изображение; 2) лист плотной бумаги с помощью кусочка поролона с одной стороны обильно смачивается водой, а затем по этой поверхности пишут красками.

Рисование манкой. Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).

Рисование на мятой бумаге. На мятую бумагу наносится задуманный рисунок. Техника интересна тем, что при закрашивании в местах сгиба краска приобретает более темный цвет.

Набрызг. Краска набирается на ворс зубной щетки. Затем разбрызгивается быстрым движением палочкой по ворсу по направлению к себе.

Фроттаж. Название происходит от французского слова frottaqe(натирание). Суть этой техники заключается в том, что под лист бумаги подкладывается рельефная поверхность и, при раскрашивании листа карандашами, проявляется рисунок.

Рисование нитками (ниткография). Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того, как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец.

Тематическое планирование

№п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Птицы

4 ч

2

Бабочки

2 ч

3

Деревья

3 ч

4

Рыбы

2 ч

6

Животные.

5 ч

7

Пейзаж

5 ч

8

Предметы

7 ч

9

Цветы

4 ч

10

Фрукты

2 ч

Система отслеживания результативности работы.

Для текущего контроля и оценки знаний и умений по курсу используются выставки рисунков, викторины, участие в очных и дистанционных творческих конкурсах.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации" рассчитана на детей 7-8 лет, реализуется за 2  года....

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг»

Пояснительная записка.Данная рабочая программа общекультурного направления  «В мире книг»  1- 3  класс (2 часа в неделю, на период  II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализа...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок»

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления Кукольный театр «Подарок» ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурного направления «Народные узоры»

Данная программа представляет собой дополнительный образовательный курс общекультурного направления, способствующий формированию активной творческой личности, развитию чувственной сферы, предоставляет...

Методическое пособие: рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления (срок реализации-4 года)

Данная программа содержит пояснительную записку, цели и задачи внеурочной деятельности, этапы работы на все 4 года её реализации, указаны предполагаемые результаты....