Отчет по самообразованию по теме «Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
статья

Ходырева Людмила Антонивна

Цель: Совершенствование педагогического мастерства и качества образовательного процесса.

Задачи:

1. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности.

2. Развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения.

3. Повышение собственного методического уровня.

4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Отчет по самообразованию

                             по теме   «Формирование самооценки учащихся в структуре

                             учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»

                             учителя начальных классов Ходыревой Л.А.

Цель: Совершенствование педагогического мастерства и качества образовательного процесса.

Задачи:

1. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности.

2. Развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения.

3. Повышение собственного методического уровня.

4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Источники самообразования: СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план;

групповая – через участие в жизни школы и района.



Направления самообразования:

1. Изучить программы и учебники, их особенности и требования.

2. Знакомиться с новыми требованиями к самооценке обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей.

Конспекты

Памятки

Рекомендации

Ожидаемые результаты:

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:

  1. Повысить успеваемость и уровень обученности учащихся, мотивацию к изучению предметов;
  2. Разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;
  3. Разработать дидактические материалы, тесты, наглядности, создать комплект педагогических разработок;
  4. Выступать с докладами, участвовать в конкурсах.
  5. Обобщать опыт по теме самообразования.

Почему я выбрала эту тему ? Тема эта актуальна, потому что в младший школьный возраст – это период осознания ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческий отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для дифференцированной, адекватной самооценки.

Евгений Доманский утверждал, что «тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперед»

В настоящее время все более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка, как и завышенная, мешает ребёнку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбирать интересные занятия.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе, оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. По моему мнению, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть. Для этого мне как учителю необходимо знать, как правильно формировать самооценку. Для этого нужны определить методы и пути, чтобы помочь ребёнку в развитии дифференцированно и адекватно контролировать собственные учебные действия, самооценку и взаимооценку. Ребенок, который пришел в школу, еще не умеет учиться, его учебная деятельность формируется в ходе обучения под руководством педагога. Формирование учебной деятельности представляет собой наиболее важную задачу школьного обучения, такую же важную, как формирование универсальных учебных действий.

Став учеником, ребёнок продолжает своё личностное развитие в рамках учебной деятельности. Он вступает в более сложные, чем в дошкольном возрасте, социальные отношения, расширяется круг его общения, появляются новые, более строгие требования окружающих (родителей, учителя, сверстников) к поведению ученика.

И здесь педагогу важно обратить внимание на психологическое понятие «самооценка», которое формируется, как доказано психологией, в этом возрасте. Почему же это так важно? Рассмотрим немного подробнее этот момент. Для педагога одной из задач является не просто обучить учащегося определённым навыкам и умениям, дать знания, но и приучить его самостоятельно мыслить, принимать решения, т.е. «саморазвиваться». На это прямо указывается в тексте ФГОС НОО: «Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности».

На своих уроках  я применяю приемы формирования рефлексивных способностей и оценочной самостоятельности учащихся

  «Барометр настроения»

  Обучающимся предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.

  «Эмоциональный светофор» 

  Предлагается оценить свои успехи в цветовой гамме, используя эмоциональный светофор или кубик, который стоит у каждого на столе. У  кубика одна сторона красная, другая – желтая, третья – зеленая. Если ученик повернул кубик зеленой стороной к учителю, то это означает: «Я справился, могу двигаться дальше», желтой – «Затрудняюсь», красной – «Прошу помощи». На четвертой, пятой и шестой сторонах записаны цифры 1, 2, 3. Позднее они  могут показывать «уровень задания», который выбрал ученик, объяснять непонятное товарищам. Учащиеся выбирают задание по своим силам, выполняют его, а затем оценивают себя цветом.

    « Работа с эталонами».

 Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается в период обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения. Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания, где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.

   После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчеркивает буквы (элементы) соответствующие эталону, исправляет ошибки учащегося и выносит на поля свое число верно написанных букв.

     «Волшебные линеечки»

«Волшебные линеечки» являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

На своих уроках пользуюсь следующим видом формы самооценки?
1.Речевые
2.Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)
3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек )
4.Шкалы
5.Таблицы

6.Портфолио

7.Лист достижений

Наиболее простым инструментом считаю знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

1. Цветовые дорожки позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трѐх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой.

  • Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно,
  • жѐлтый — неуверенности: я не совсем в этом разобрался,
  • зелѐный — благополучия: мне всѐ ясно, я с этим справлюсь.

2.Светофор, другой вариант той же методики, даѐт мне возможность посылать  сигналы в реальном времени, по ходу урока. У детей для этого есть три карточки тех же трѐх цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, жѐлтую или зелѐную карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, учитель может быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.

3. Смайлики

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то поднимай улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то поднимай такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то поднимай грустное лицо.

4. Солнышко и туча

«Солнышко» - я работал отлично.

«Солнышко и туча» - хорошо, но остались вопросы.

«Тяжелые тучи» - не всё удалось.

5. Лесенка успеха

А). С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использую  методику Н.Г. Лускановой. «Лесенка». Предлагается лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.

Б). Представьте себе, что перед Вами находится лестница из 10 огромных ступеней, на каждой из которых расположены все люди мира. При чем, стоят они так, что на самой нижней, первой ступени расположены самые плохие, нехорошие люди, в то время, как на самой верхней, десятой ступени стоят самые лучшие представители рода человеческого, обладающие массой положительных черт. Вам тоже нужно занять место на одной из ступеней. Какая из них Ваша?

6.Сосед по парте

Ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то кружок соседа обводится таким же цветом. Если оц

7. Дерево успехов

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

Анализ результатов, выявленных в ходе моей работы по формированию самооценки, показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Следовательно, безотметочное обучение с формированием самооценки оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся.

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый наш ученик обрѐл здоровую, спокойную уверенность в себе и столь же здоровую самокритичность. Это позволит ребѐнку осознать свои возможности, развить их и реализовать. И тогда можно быть уверенным, что в новом веке будет новая молодѐжь: самостоятельная, инициативная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по теме самообразования "Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО второго поколения"

С 2015 года и по настоящее время ( 2 – 3 класс) поставила перед собой следующую тему самообразования «Формирование навыков самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО», к...

Доклад на тему Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Приоритетной целью школьного образования, согласно ФГОС НОО, становится развитие у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая само...

Методический семинар по теме «Адекватная самооценка учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»

На методическом семинаре  Муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года  России -2017»  мне хотелось познакомить коллег с методикой формирования самооценки...

Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Работа содержит методический материал для работы по данной теме, как теоретический, так и практический....

Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фак...

Отчет по самообразованию по теме «Формирование самооценки учащихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психолог...

Отчёт по самообразованию (из опыта работы) по теме: «Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»

Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. П...