Внеурочная деятельность: рабочая программа "Умники и умницы"
рабочая программа (2 класс)

Козобродова Мария Олеговна

Умники и умницы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy_2_kl._berezina_n.a.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

01-34

Отдел образования Администрации Багаевского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  Багаевская средняя общеобразовательная школа  №3

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ Багаевской СОШ №3  

приказ от 31.08.2020 г. № 502

___________________Боряева Н.В.

                            Рабочая программа по внеурочной деятельности

                                 «Умники и умницы»   общеинтеллектуальное  направление

                                                 (направление и наименование внеурочной деятельности )

Уровень общего образования (класс)

___начального общего образования  2  класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов:   33 часа

Учитель: Березина Наталья Александровна

Программа разработана на основе  авторской программы по редакцией   О А. Холодовой

Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности «Умники и умницы»  для _2_ класса  составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми  документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
  • Письмо Рособрнадзоро 03.11.2015  №   02-501
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373;
  • Устав школы;
  • Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;
  • Учебный план  внеурочной деятельности МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2020 – 2021 учебный год;
  • Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год.
  • Положение МБОУ Багаевской  СОШ № 3   о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин( модулей)

  Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

  Основные задачи курса:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  1. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  2. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  3. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  4. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  5. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  6. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
  7.   развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Общая характеристика направления внеурочной деятельности

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.  

           Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

Место направления внеурочной деятельности в учебном плане: 

Учебный  план  МБОУ Багаевской СОШ №3 по внеурочной деятельности предусматривает организацию внеурочной деятельности на уровне начального  общего образования во 2 классе —34 часа  (1 час в неделю).

Занятие, выпавшее на 04.03  не планирую, таким образом,  рабочая программа будет пройдена за  33 часа, за счет уроков повторения, обобщения, закрепления, резервных уроков.

       

Раздел 1

Содержание направления внеурочной деятельности

   В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Материал  занятия во 2 классе рассчитан на  45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды

анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

  Модель занятия курса такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

 Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

         Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, МЫШЛЕНИЯ (15минут)

       Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Задачи - шутки, задачи - загадки.

1 ч.

 Игры со словарными словами.

1 ч.

Развитие концентрации внимания. Учимся разгадывать ребусы.

1 ч.

Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач.

1 ч.

 Удивительный мир природы.

1 ч.

Решаем уравнения с увлечением.

1 ч.

"Докажи утверждение, решив уравнение".

1 ч.

Сравнение и метафора в поэзии

1 ч.

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

1 ч.

Космос. Звёзды. Планеты.

1 ч.

Работа со справочниками, энциклопедиями.

1 ч.

Развитие логического мышления. Ребусы.

1 ч.

Шарады. Кроссворды. Ребусы

1 ч.

 Тренировка слуховой памяти. Решение нестандартных задач. Задачи – шутки.

1 ч.

Римские цифры. Как читать римские цифры

1 ч.

Ритм, рифма, звук как средства выразительности

1 ч.

Заглянем в кладовые земли.

1 ч.

Кто придумал 0? Задачи на сообразительность.

1 ч.

Нелинейные занятия  внеурочной деятельности

Подготовка и проведение дистанционной олимпиады по русскому языку

2 ч.

Подготовка и проведение дистанционной олимпиады по  математике

2 ч.

Подготовка и участие в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех»

2 ч.

Участие в  школьном туре предметной олимпиады по русскому языку  

1 ч.

Подготовка и участие в  школьном туре предметной олимпиады по математике

2 ч.

Подготовка и участие в школьном туре предметной олимпиады по окружающему миру

2 ч.

Участие в  политоринге

1 ч.

Подготовка и участие в школьном туре предметной олимпиады по литературному чтению

2 ч.

Подготовка и участие в  дистанционной олимпиаде по русскому языку

1 ч.

  • Формы организации   занятий по внеурочной деятельности:
  • Собеседование (индивидуальная беседа)
  • Самостоятельная работа
  • Групповая работа
  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

Основные виды деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Групповая деятельность
  • Коллективная деятельность
  • Индивидуальная деятельность
  • Проблемно-поисковая деятельность
  • Проектная деятельность

РАЗДЕЛ № 2

Календарно-тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Тема внеурочного занятия

Кол.

час

Дата проведения

по плану

по факту

1 четверть – 4 ч.

1.

Задачи - шутки, задачи - загадки.

1

02.09

2.

 Игры со словарными словами.

1

09.09

3.

Развитие концентрации внимания. Учимся разгадывать ребусы.

1

16.09

4.

Совершенствование мыслительных операций. Решение нестандартных задач..

1

07.10

2 четверть – 4 ч

1.

Решаем уравнения с увлечением.

1

11.11

2.

"Докажи утверждение, решив уравнение".

1

02.12

3.

Сравнение и метафора в поэзии

1

16.12

4.

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

1

23.12

3 четверть – 4 ч

1.

Космос. Звёзды. Планеты.

1

13.01

2.

Работа со справочниками, энциклопедиями.

1

03.02

3.

Развитие логического мышления. Ребусы.

1

10.02

4.

Тренировка слуховой памяти. Решение нестандартных задач. Задачи – шутки.

1

03.03

4 четверть – 5 ч

1.

Римские цифры. Как читать римские цифры

1

31.03

2.

Ритм, рифма, звук как средства выразительности

07.04

3.

Заглянем в кладовые земли.

1

14.04

4.

Кто придумал 0? Задачи на сообразительность.

1

05.05

5.

Поиск закономерностей

1

12.05

План мероприятий нелинейных занятий  внеурочной деятельности

Направление

Название кружка

Название мероприятия

Дата проведения

Ответственный

1 четверть (4 часа)

Общеинтеллектуальное  направление

«Умники и умницы»

Подготовка и проведение дистанционной олимпиады по русскому языку - 2 часа

сентябрь ( 23, 30)

Березина Н.А.

Подготовка и проведение дистанционной олимпиады по  математике - 2 часа

октябрь (14.21)

Березина Н.А

2 четверть (3 часа)

Общеинтеллектуальное  направление

«Умники и умницы»

Подготовка и участие в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» - 2 часа

ноябрь (18, 25)

Березина Н.А

Общеинтеллектуальное  направление

«Умники и умницы»

Участие в  школьном туре предметной олимпиады по русскому языку - 1 час.

декабрь (9)

Березина Н.А

3 четверть (5 часов)

Общеинтеллектуальное  направление

«Умники и умницы»

Подготовка и участие в  школьном туре предметной олимпиады по математике - 2 часа

январь (20,27)

Березина Н.А

Общеинтеллектуальное  направление

«Умники и умницы»

Подготовка и участие в школьном туре предметной олимпиады по окружающему миру- 2 часа

февраль (17,24)

Березина Н.А

Общеинтеллектуальное  направление

«Умники и умницы»

Участие в  политоринге - 2 часа.

март (10,17)

Березина Н.А

4 четверть (4 часа)

Общеинтеллектуальное  направление

«Умники и умницы»

Подготовка и участие в школьном туре предметной олимпиады по литературному чтению - 2 часа

апрель (21, 28)

Березина Н.А

Общеинтеллектуальное  направление

«Умники и умницы»

Подготовка и участие в  дистанционной олимпиаде по русскому языку – 1 час

май (19)

Березина Н.А

Итого 16 часов

РАЗДЕЛ № 3

Прогнозируемые  результаты реализации внеурочной деятельности  «Умники и умницы»  

   Личностными результатами освоения программы по внеурочной деятельности  «Умники и умницы»  

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметными результатами освоения программы по по внеурочной деятельности  «Умники и умницы»                                                                — Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 —— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметными результатами освоения программы по по внеурочной деятельности  «Умники и умницы»  

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Учащиеся научатся:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

Учащиеся получат возможность научиться:

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- обоснованно делать выводы, доказывать;

 - обобщать математический материал;

- находить разные решения нестандартных задач.                                                                                                                                                                      

Ожидаемые результаты:

 — Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

— воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;

— воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

 — развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

 Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.                                                                                                                            Результаты проверки фиксируются в рамках накопительной системы, создание портфолио.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ Багаевской СОШ № 3

От_28.08. 2020 года  №__

Руководитель МС_______1__/Пьянова И.Г./

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________ /Владимирова О.Н./

«28»  _08.2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" и тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4кл. Умники и умницы. Логика.

Рабочая программа по внеурочной деятельности 4кл.  Умники и умницы. Логика....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа клуба «Умники и умницы» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)

Внеурочная деятельность. Рабочая программа клуба «Умники и умницы» (по интеллектуальному направлению  для учащихся 1-4 классов)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 1 класс...