Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
консультация

Эльзира Маликовна Вахитова

В работе рассматриваются признаки эмоционального выгорания педагогов и способы их устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx1.37 МБ
Файл vygoranie.docx21.12 КБ
Файл vygoranie.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Профилактика профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ»    (Вахитова Э.М.)

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,дети с ограниченными возможностями здоровья обладают гарантированным правом на образование, как в специально созданных коррекционных учебных заведениях, так и в общеобразовательных организациях на основе адаптированных образовательных программ.

В наше время огромное внимание уделяют обучению детей с ОВЗ, их социализации. В обучении и воспитании детей самое главное – это значимый взрослый, его собственное состояние. Здесь можно привести в пример пункт из инструкции о безопасности пилотов: «В случае разгерметизации салона наденьте сначала кислородную маску на себя, затем на ребёнка». Потому что, если взрослый не сможет нормально дышать, ребёнку уж точно никто и ничто не поможет.

В школах, где приоритетен процесс обучения, особо актуальной является проблема эмоционального выгорания. К нему приводят чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Самостоятельно педагоги не всегда могут определить выгорание у себя, несмотря на выраженность симптомов, но замечают, что данное состояние отрицательно сказывается на выполнении профессиональной деятельности, приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следует тревога и депрессия. Эмоциональная нагрузка педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, отличается от других педагогических профессий тем, что первым требуются более интенсивные методы помощи в профилактике и преодолении синдрома эмоционального выгорания.

С одной стороны, мотивация успеха является положительным качеством и присуща многим работникам педагогической сферы, с другой стороны, чем выше нацеленность на результат в профессиональной деятельности, тем выше уровень эмоционального выгорания.

Синдром выгорания - это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое проявляется в профессиональной сфере.

Эмоциональная нагрузка педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, отличается от других педагогических профессий тем, что первым требуются более интенсивные методы помощи в профилактике и преодолении синдрома эмоционального выгорания.

С одной стороны, мотивация успеха является положительным качеством и присуща многим работникам педагогической сферы, с другой стороны, чем выше нацеленность на результат в профессиональной деятельности, тем выше уровень эмоционального выгорания.

Синдром выгорания у педагогов работающих с детьми с ОВЗ характеризуется:

1) физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности;

2) в отдельных случаях – бесчувствием вовсе, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы.

Статистические данные: число детей с инвалидностью в России выросло на 20 тыс. за последний год. Общее количество детей с инвалидностью по всей территории Российской Федерации составило порядка 700 тысяч детей.

Учитывая статистические показатели, можно предположить, что значимость исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми ОВЗ, имеет высокий уровень.

Каковы же причины?

1) субъективные (индивидуальные) связаны: с особенностями личности, возрастом, системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты.

Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т.д. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники - те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.

2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями, например:с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д.

Какие же физические признаки испытывают люди, которые находятся в стадии эмоционального выгорания?

  1. Ощущение усталости и опустошённости большую часть времени;
  2. Снижение иммунитета и постоянно плохое самочувствие;
  3. Частые головные боли, боли в спине и мышцах;
  4. Изменение аппетита и привычек сна;
  5. Затрудненное дыхание, отдышка;
  6. Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание;
  7. Гипертензия (повышенное давление);
  8. Сердечные болезни.

Помимо физических признаков, мы можем наблюдать еще и эмоциональные.

  1. Чувство недостатка удачи и неуверенности в себе;
  2. Чувство беспомощности, ощущение нахождения в тупике;
  3. Отстранённость, ощущение одиночества в мире;
  4. Потеря мотивации;
  5. Часты циничные и негативные прогнозы;
  6. Неудовлетворённость и чувство не выполненного долга. Безразличие и усталость
  7. Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность
  8. Раздражительность, агрессивность
  9. Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться.

У педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ синдром эмоционального выгорания проявляется так:

  1. Уход от ответственности;
  2. Самоизоляция;
  3. Волокита, долгое достижение целей;
  4. Разочарование в себе и в других;
  5. Пропуск работы, приход на работу поздней и уход ранний;
  6.  Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть;
  7. Малая физическая нагрузка;
  8. Оправдание - употребления табака, алкоголя, лекарств;
  9. Несчастные случаи (например:травмы, падения, аварии и т.д.);
  10. Импульсивное эмоциональное поведение.

Так же могут наблюдаться и интеллектуальные нарушения:

  1. Уменьшение интереса   к новым теориям и идеям в работе;
  2. Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем;
  3. Увеличение скуки, тоски, апатии или   недостаток куража, вкуса и интереса к жизни;
  4. Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу;
  5. Цинизм или безразличие к   новшествам;
  6. Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах;
  7. Формальное выполнение работы.

Социальные признаки, по которым можно определить эмоциональное выгорание.

  1. Нет времени или энергии для социальной активности;
  2. Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби;
  3. Социальные контакты ограничиваются работой;
  4. Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе;
  5. Ощущение изоляции, непонимания других и другими;
  6. Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Синдром профессионального выгорания педагогов компенсирующих групп делится на три стадии:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

  1. Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
  2. Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
  3. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

  1. Возникают недоразумения с окружающими (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  2. Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии других людей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

  1. Представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  2. Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Итак, что же нужно делать, чтобы избежать синдрома профессионального выгорания?

  1. Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  2. Научиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
  3. Проще относиться к конфликтам на работе;
  4. Не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т.д.

Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит педагогам более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития синдрома выгорания.

Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния. И при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда.

Следует отметить, что результативность профилактических мероприятий зависит от своевременного выявления предпосылок эмоционального выгорания и проведения мероприятий по устранению этого симптома (индивидуальной консультационной работы с педагогами, обучения различным техникам помощи и самопомощи в стрессовых ситуациях, развития необходимых умений и навыков саморегуляции, тайм-менеджмента, способом поведения в различных ситуациях).

Литература

1. Барабанщикова, В.В.Профессиональные деформации в профессиях инновационной сферы: дисс ... доктора псих. наук : 19.00.03 / Барабанщикова Валентина Владимировна. - Москва, 2016. – 21с. – Библиогр.: с. 21-22.

2. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А.Коростылевой. - Вып. 6. - Санкт-Петербург: Издательство СПб ГУ, 2002. - С.140-154.

3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 338 с.

4. Лобанова А.В., Кондракова Э.В., Бурсова А.П. Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовантельного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 481–485. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54360.htm.

5. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания / М.М.Скугаревская // Медицинские новости. — 2002.— № 7.— С. 3-9.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика профессионального выгорания педагог а,работающего с детьми с ОВЗ Учитель начальных классов «МКОУ СОШ пос.Муслюмово жд.ст . » Вахитова Э.М.

Слайд 2

Знаете ли вы, что такое СЭВ? А чем обусловлена напряженность в работе педагогов? Каковы её причины?

Слайд 3

Профессиональное выгорание (СЭВ) – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 4

Факторы напряженности педагога Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций; Загруженность рабочего дня; Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки; Чувствительность к имеющимся трудностям; Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка; Требуется творческое отношение к профессиональной деятельности; Владение современными методиками и технологиями обучения.

Слайд 5

Повышенная напряженность может привести как к пассивным защитным реакциям, так и к агрессивному поведению, эмоциональным срывам, несдержанности, немотивированной грубости, оскорблениям. Свое раздражение и возбужденное состояние педагоги нередко переносят на воспитанников, хотя сами этого не замечают. Переутомленный педагог не настроен на позитивное восприятие любых нововведений.

Слайд 6

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения.

Слайд 7

Фазы и симптомы стресса 1. Нервное напряжение , которое создают : отрицательная психоэмоциональная атмосфера , ощущение повышенной ответственности , трудные учащиеся . Симптомы : переживание психотравмирующих обстоятельств , неудовлетворенность собой , ощущение загнанности в « клетку », тревога и депрессия . 2. Сопротивление , во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений . Симптомы : неадекватное избирательное эмоциональное реагирование , расширение сферы экономии эмоций , выборочное выполнение профессиональных функций . 3. Истощение , характеризующееся оскудением психических ресурсов , снижением эмоционального тонуса , которое наступает вследствие того , что проявленное сопротивление оказалось неэффективным . Симптомы : эмоциональный дефицит , эмоциональная и личностная отстраненность , психосоматические нарушения .

Слайд 8

Стадии профессионального выгорания Первая стадия: Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний. Исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Слайд 9

Стадии профессионального выгорания Вторая стадия: Возникают недоразумения с коллегами. Появляется антипатия, а затем и вспышка раздражения по отношению к коллегам .

Слайд 10

Стадии профессионального выгорания Третья стадия: Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру; человек становится равнодушным ко всему. Безразличие ко всему.

Слайд 11

Три аспекта профессионального выгорания Первый — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Слайд 12

Симптомы профессионального выгорания ПЕРВАЯ ГРУППА Психофизические симптомы: чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Слайд 13

Симптомы профессионального выгорания ВТОРАЯ ГРУППА Социально-психологические симптомы: безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Слайд 14

Симптомы профессионального выгорания ТРЕТЬЯ ГРУППА Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Слайд 15

Проявление ПВ у педагогов ( по стажу работы ): Чаще всего у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет; 8–11% - от 1 года до 3 лет, и у педагогов с 10-летним стажем; (адаптация в ОУ, у педагогов со стажем более 10 лет, выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты); 22% - от 15 до 20 лет.

Слайд 16

Назовите ситуации, которые способствуют возникновению профессионального выгорания?

Слайд 17

Ситуации , влияющие на возникновение ПВ Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная); Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция –защитная); Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года.

Слайд 18

Каковы причины возникновения профессионального выгорания у педагогов?

Слайд 19

Причины возникновения ПВ у педагогов высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка; отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей; неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; неотрегулированность организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование; ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда; отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

Слайд 20

Перечень психических процессов , поведенческих реакций , проявляющихся в состоянии СЭВ Раздражительность Разочарование Обида Досада Апатия Подавленность Беспомощность Угнетенность Опустошенность Горечь Отчаяние Конфликтность Безысходность

Слайд 21

Показатели психического здоровья педагога Принятие ответственности за свою жизнь Самопонимание и принятие себя Умение жить в настоящем времени Способность к пониманию и принятию других

Слайд 22

Профилактика профессионального выгорания ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ 1 . Забота о себе и снижение уровня стресса: стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении; удовольствие; умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой. 2 . Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности: стремление находить смысл во всем – как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах; стремление бороться со своими негативными убеждениями; создание или принадлежность к какому-либо сообществу. 3. Повышение уровня профессионального мастерства.

Слайд 23

Профилактика профессионального выгорания Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания Во-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни). высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы. В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Слайд 24

Саморегуляция психического состояния Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Слайд 25

Саморегуляция психического состояния Способы саморегуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Слайд 26

Способы саморегуляции Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»). Способ . Самоприказы Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением. «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами. Сформулируйте самоприказ. Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Слайд 27

Способы саморегуляции Способ . Самопрограммирование Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичных обстоятельствах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. — Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями. — Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»; «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»; «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания». — Мысленно повторите его несколько раз.

Слайд 28

Способы саморегуляции Способ . Самоодобрение (самопоощрение) Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок — это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница! «Здорово получилось!»

Слайд 29

Профилактика профессионального выгорания НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Слайд 30

Профилактика профессионального выгорания Советы: Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит Вам обрести себя, поверить в свои силы. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе . Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Слайд 31

Профилактика профессионального выгорания Советы : Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. Стремитесь побороть страх. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой. Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого. Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно. Не оказывайте слишком большое давление на своих детей. Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать». Используйте возможность выступить с речью. Следите за фигурой. Маленькие радости в Ваших руках. Не забывайте, что Вы красивы!!!

Слайд 32

Желаю удачи в борьбе с собственной усталостью! Желаю удачи в борьбе с собственной усталостью!

Слайд 33

Профилактика профессионального выгорания педагог а,работающего с детьми с ОВЗ Учитель начальных классов «МКОУ СОШ пос.Муслюмово жд.ст . » Вахитова Э.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС

Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....

Статья: Коррекция и методы профилактики эмоционального выгорания педагога

Эмоциональное выгорание педагога - проблема очень серьезная и не редкая. Данная статья поможет как психологам, работающим в ОО, так и самим педагогам, которые либо склонны к выгоранию, либо уже находя...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов.

В работе рассматриваются признаки эмоционального выгорания педагогов и способы их устранения....