Анализ посещенного урока
статья

Микрун Елена Викторовна
Анализ посещаемых уроков — одна из форм внутреннего контроля образовательной организации.
 
Посещение уроков  проводится с целью: 
оценки профессиональной деятельности педагогов
выявления точек роста педагогических и методических навыков
повышения качества образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_poseshchennogo_uroka.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Параметры анализа

Урок: содержание и выводы

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1

ФИО учителя

Курманова Ф.Р.

2

Дата посещения урока

10.12.2021г

3

Предмет

Литература

4

Класс

5

5

Учащихся по списку

7

6

Учащихся по факту

7

7

Цель посещения урока

Проверить эффективность использования на уроке ТСО, ИКТ

8

Своевременность явки учителя на урок.

Учитель начал урок вовремя

9

Готовность учителя к началу урока.

Учитель готов к началу урока

10

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.

Учащиеся готовы к началу урока

11

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика

Урок оснащен наглядными пособиями, компьютерная презентация

12

Санитарное состояние класса

Температурный режим

Проветривание

Освещение

Соответствуют санитарным нормам

13

Наличие технологической карты урока.

Технологическая карта урока в наличии

14

Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию

Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

1

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока.

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Реальная основа рассказа. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Актёрское чтение фрагментов рассказа. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди.

«Открытие» нового знания»

Тема урока: «И,С Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».Быт и нравы крепостной России»

Цель: Образовательные:

  • познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству
  • познакомить с историей создания рассказа «Муму»
  • проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима).

Развивающие:

  • формировать умение анализировать текст художественного произведения
  • развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы
  • формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов
  • учить сжато излагать повествовательный текст
  • развивать коммуникативные навыки. Обогащать словарный запас
  • продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание общечеловеческих ценностей
  • уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.

2

1. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

2. Актуализация опорных знаний

3.  Постановка учебной задачи

4.Краткий рассказ учителя о писателе (детство и начало литературной деятельности)

5. Показ видеоматериалов- заочная экскурсия по усадьбе Тургеневых в формате презентации, созданной учителем.

6. Чтение статьи учебника о Спасском-Лутовинове (раздел «Литературные места России» ) и статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев».
7.Обобщающая беседа

8.  Реальная основа рассказа. Повествование о жизни в эпоху крепостного права

9. Прослушивание звукозаписи актёрского чтения из фонохрестоматии, его рецензирование и ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника
10. Чтение по ролям и рецензирование чтения одноклассниками разговора о свадьбе Татьяны с Капитоном от слов «Гаврила посмотрел на Капитона...» до слов «Татьяна повернулась, оперлась легонько о притолоку и ушла».
11. Аналитическая беседа:
Ответы на вопросы и выполнение заданий 2—4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после текста рассказа).
12. Пересказ эпизодов «Жизнь Герасима в доме барыни» и «История любви Герасима к Татьяне» и обобщающая беседа:

Домашнее задание
Подготовить рассказ о детстве и юности Тургенева до начала его писательской деятельности. Дочитать рассказ «Муму» от слов «Всё это происходило весною» до конца.

Подготовить выборочный пересказ на тему «История Герасима» и «История Муму» (по выбору).

Весь класс активно работает

Основные виды деятельности учащихся.
Чтение статей учебника о Спасском-Лутовинове (см. раздел «Литературные места России») и «Иван Сергеевич Тургенев». Ответы на вопросы о биографии поэта. Прослушивание звукозаписи актёрского чтения, его рецензирование. Чтение по ролям фрагментов повести и рецензирование чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов.
Самостоятельная работа. Поиск сведений о Тургеневе с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Подготовка устного рассказа о детстве и юности писателя. Выборочный пересказ истории одного из героев повести (по выбору). Создание собственных иллюстраций к повести. Подбор иллюстративного материала для выполнения коллективного проекта.

Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

1

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Урок спланирован в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся

2

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

Воспроизводящая деятельность – 20 минут, творческая – 20 минут.

3

Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска

-

4

Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

Работа в парах

Взаимопроверка

Самопроверка

5

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся  

Нагрузка на память и мышление учащихся соответствует возрастным особенностям учащихся

6

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

 Метод самостоятельной работы

7

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

Каждый учащийся был включен в образовательный процесс и выполнял предложенные задания на доступном для него уровне.

8

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся

Три человека из класса легко давали полные и точные ответы на вопросы, быстро усвоили теоретический материал. Одина  ученица допускала ошибки в ответах. С ней учителю пришлось работать совместно.

9

Выполнение санитарных норм:

- Предупреждение утомления и переутомления.

- Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика).

- Своевременное и качественное проведение физминуток.

- Соблюдение правильнойрабочей позы.

Учитель чередовал деятельность учащихся: от фронтального опроса к индивидуальной работе.

В течение  урока учителем проведена 1 физминутка.

В течение всего урока учитель следил за осанкой учащихся.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся)

Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов

На уроке используются формы работы: Индивидуальная,

Фронтальная, Парная.

Используемый метод целесообразен и обоснован.

2

Групповые формы деятельности учащихся

Использовалась коллективная работа в процессе актуализации знаний, открытия нового знания, закрепления знания и способов деятельности, рефлексии урока.

3

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

Между учителем и учениками была атмосфера взаимопонимания, в работе были задействованы все ученики. Учителя отличает такт в отношении к ученикам

4

Использование установок в форме убеждения, внушения

Учитель использовал установки в форме убеждения, внушения,

5

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых

Учитель использовал различные формы работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых.

6

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся

Работа по алгоритму, проговаривание этапов

7

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

-

8

Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы)

Беседа–рассказ о жизни в эпоху крепостного права.

9

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д

Учитель грамотно формулировал задания для учащихся, используя формулировки заданий

10

Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения

планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия

11

Включение в содержание урока упражнений творческого характера

Упражнения творческого характера

включены в содержание урока :

анализ фонозаписи актерского чтения

12

Деятельность обучающихся:

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

В течение всего урока им приходилось общаться либо с учителем, высказывая свое мнение, либо с соседом по парте, что способствовало формированию их коммуникативных УУД.

Саморегуляция своей деятельности при выполнении практической работы направлена на  формирование регулятивных УУД.

13

Планирование задания на дом:

– объем, характер материала, его посильность;

– наличие и характер инструктажа;

– дифференцированность задания.

- своевременность окончания урока.

 Урок закончен вовремя

Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Эмоциональность урока на довольно высоком уровне

2

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

3

Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными)

Темп урока оптимальный, все действия на уроке завершены

4

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

Атмосфера на уроке доброжелательная, способствующая активному творческому труду

5

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

5 раз на уроке менялись виды деятельности; сочетались различные методы и приемы обучения

6

Соблюдение единого орфографического режима

Учитель следил за тем, чтобы учащиеся соблюдали правильную посадку за партой

7

Обеспечение активного учения каждого школьника

На уроке обеспечивалось активное участие каждого ученика

8

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

Педагогическое поведение учителя на уроке было на высоком уровне, соблюдался педагогический такт и самообладание; корректное взаимоотношение с учащимися

9

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

Учитель хорошо организовывал класс на учебную деятельность

10

Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

На уроке учитель владел голосом, правильностью речи, дикцией. Использовал артистическое умение, педагогическую технику

11

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств)

Учитель рационально использовал средства обучения

12

Результаты урока:

– ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока;

– выполнение намеченного плана урока;

– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;

– качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных).

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке.

Организовано  обсуждение: – Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

Учащиеся проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Считаю, что урок прошёл продуктивно и насыщенно, цель урока достигнута.

Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

Активизировать учащихся в процессе проверки. Аргументировать отметки 

Учитель: 

Е.В.Микрун


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка о посещении урока

Форма справки о посещении урока...

Справка о посещении урока

Форма справки о посещении урока...

Карта посещения урока

Карта содержит общую информацию о классе и учителе, а также характеристику урка по четырем составляющим:- общая информация об уроке,- краткий конспект урока с комментариями, замечаниями, рекомендациям...

посещение уроков

Окружающий мир...

Анализ посещенного урока

Таблица анализа посещенного урока.  ...

Анализ посещенных уроков

Краткий обобщенный анализ, посещенных мероприятий...