СИПР учащегося с ОВЗ
опыты и эксперименты (3 класс)

Базыкина Любовь Николаевна

СИПР на учащегося ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsialnaya_individualnaya.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа

п. Новопавловка

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(СИПР)

Учащегося  класса  3 «Б» класса

МОУ СОШ п. Новопавловка

Маркевич Артема Васильевича

Составил: учитель начальных классов

 Базыкина Любовь Николаевна

2021 / 2022 учебный год

1. Общие сведения о ребёнке

ФИО ребенка: Маркевич  Артем Васильевич

Возраст ребенка: 10 лет

Место жительства: п. Новопавловка ул. Леспромхозная д. 43

Мать: Маркевич Виктория Александровна

Отец: Маркевич Василий Валерьевич

Год обучения в школе –  4 год

Класс: 3 «Б»

2. Психолого-педагогическая характеристика

Маркевич Артем  поступил  в 3 «Б» 1 сентября 2021 года, обучается в 3 классе по программе «Школа России».

Семья ребенка состоит из четырех человек. Семья полная. Мать – Маркевич Виктория Александровна, отец – Василий Валерьевич, старшая сестра – Екатерина Васильевна.

Степень  подготовленности Артема в школу была слабой.  Ведущая рука левая.

У Артема недостаточно полный объём знаний и представлений об окружающем мире. Общая мотивация социальная. Учебная деятельность на низком уровне. Школьник  знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени, затрудняется в установлении причинно-следственных отношений между явлениями действительности.   На уроках очень низкая активность и слабое (рассеянное) внимание, быстро устает. Постоянно отвлекается, поэтому одним видом деятельности может заниматься не более 3-5 минут.

Предпочитает поиграть со школьными принадлежностями.  Письменные задания делает неохотно, неправильно, неаккуратно. Установить главное в воспринимаемом материале не умеет. У мальчика замедленное восприятие и осмысления нового учебного материала. Артему требуется постоянная помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Общий темп деятельности медленный. На переменах ребенок - гиперактивный. Способность к волевому усилию несколько снижена, так как часто не доводит начатое дело до конца.  Испытывает сложности при овладении программным материалом, недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки, низкая успеваемость по русскому языку, математике, окружающему миру.

Артем не воспринимает учебную инструкцию, работать по ней самостоятельно не может, приходится несколько раз  повторять инструкцию. Выполняет на уроках индивидуальные задания, т.к.  совершенно не успевает за темпом работы класса.   Не может найти и исправить самостоятельно ошибку в своей работе. Испытывает трудности при ориентировании в тетрадях по русскому языку и математике; в тетрадях работает неаккуратно, рвет их.    Внимание неустойчивое, рассеянное. Преобладает наглядно-образное мышление.   Содержание картинок понимает, но пересказать связно не может.

Двигательная сфера:

-слабо развита мелкая моторика рук, точные и тонкие движения мышц кисти и пальцев ещё не совершенны.

Психологические особенности:

- значительно снижен объём произвольного внимания и долговременной памяти;

- слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения;

- низкий уровень эмоционально-волевой устойчивости;

- преобладает наглядно-действенный тип мышления;

- познавательная сфера и учебная мотивация не сформированы.

Состояние устной и письменной речи:

- понимает обращенную речь;

- речевой запас скудный, не всегда может сформулировать и высказать свои мысли;

Особенности межличностного взаимодействия:

- Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности,

- Существенное снижение устойчивой работоспособности.

Чтение. Буквы знает. Читает не соблюдая интонации и не замечая знаков препинания. Проявляет интерес при чтении книг с яркими иллюстрациями. Удерживает на них взгляд, но не продолжительное время.

Письмо. Функция мелкой моторики резко нарушена. Не запоминает начертания письменных букв, при выполнении прописывания по образцу не может выполнить всё.

Математика. Не выделяет один предмет из множества. Цвета, геометрические фигуры знает. Счетом владеет только на технике «Счет на пальцах», «По линейке». Сравнивать числа, предметы, соотносить количество не умеет.

Артем не проявляет интерес к предлагаемым видам деятельности, с заданиями не справляется. В предметах и явлениях окружающей жизни ориентируется плохо. Диких и домашних животных не знает. Причина недостатков обучения: нет понимания материала.  

3. Индивидуальный учебный план на 2021 - 2022 учебный год

Образовательные области

 Учебные предметы

Количество часов в неделю

Итого

I. Обязательная часть                                                

1. Язык и речевая практика

1.1 Русский язык

4

4

1.2 Чтение

4

4

2. Математика

2.1. Математика

4

4

3. Естествознание

3.1  Окружающий мир

2

2

4. Искусство

4.1 Музыка

1

1

4.2 Изобразительное искусство

1

1

5. Технология

5.1  Технология

1

1

5. Физическая культура

5.1 Физическая культура

3

3

Итого

20

20

II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Коррекционные курсы

1. Логопедические занятия

1

1

2. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

1

1

Внеурочная деятельность

1

1

Общий объём учебного плана

3 ч

23ч

4. Содержание образования

4.1. Программа базовых учебных действий

Содержание

1 полугодие

2 полугодие

1.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2.

Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и подражанию.

3.

Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определённого времени,
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами.

4.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операций, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

4. 2. Содержание учебных предметов

Содержание

  1 полугодие

  2 полугодие

  Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация.

Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи.  

  1. Установление зрительного контакта с собеседником
  2. Установление контакта с собеседником
  3. Приветствие собеседника
  4. Обращение с просьбой о помощи,  
  5. Выражение согласия (несогласия)
  6. Выражение благодарности
  7. Прощание с собеседником
  8. Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста
  9. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов
  10. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

 Русский язык

Цель: формировать знания о языке, обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний.

  1. Узнавание (различение) образов графем (букв)
  2. Узнавание звука в слоге (слове)
  3. Соотнесение звука с буквой
  4. Узнавание буквы в слоге (слове)
  5. Называние буквы
  6. Списывание по образцу
  7. Письмо под диктовку
  8. подбирать группы родственных слов
  9. разбирать слова по составу
  10. способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова)

Литературное чтение

Цель: обучение чтению  доступного пониманию текста вслух и осмысленному восприятию его содержания.

  1. Сознательное, правильное, выразительное и беглое чтение
  2. Анализ текста по вопросам
  3. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся
  4. Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту
  5. Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста
  6. Деление текста на части, составление простого плана 
  7. Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста
  8. Передача событий от лица разных героев

Математика

Цель: формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды, умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка, формирования умения считать.

  1. Соотнесение количества предметов с числом
  2. Обозначение числа цифрой
  3. Написание цифры
  4. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «брусок»
  5. Соотнесение формы предметов с геометрическими телами
  6. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок
  7. Построение геометрической фигуры (отрезок, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) по точкам
  8. Рисование геометрической фигуры и их измерение: точка, линия (прямая, ломаная), треугольник, квадрат, прямоугольник, круг
  9. Узнавание (различение) частей суток
  10. Знание порядка следования частей суток
  11. Узнавание (различение) дней недели
  12. Знание последовательности дней недели
  13. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра
  14. Соотнесение деятельности (события) с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно

Окружающий мир

Цель: формировать знания и представления о явлениях и объектах живой и неживой природы.

  1. Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь)
  2. Узнавание (различение) дней недели
  3. Представление о неделе как о последовательности 7 дней
  4. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев
  5. Узнавание (различение) диких животных и домашних животных
  6. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда)
  7.  Узнавание глобуса – модели Земли
  8. Различение растений (дерево, куст, трава)
  9. Знание значения овощей и фруктов в жизни человека
  10. Различение съедобных и несъедобных грибов
  11. Знание значения комнатных растений в жизни человека
  12. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка)
  13. Знание назначения частей тела
  14. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа);
  15. Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок)
  16. Знание вредных привычек
  17. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств)

Музыка

Цель: эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку  и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.

  1. Различение тихого и громкого звучания музыки
  2. Определение начала и конца звучания музыки
  3. Различение быстрой (умеренной, медленной) музыки
  4. Узнавание знакомой песни
  5. Узнавание знакомой мелодии
  6. Узнавание (различение) сольного и хорового исполнения произведения

Изобразительное искусство

Цель: развитие самостоятельности при изображении и анализе нарисованного, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния

  1. Освоение приемов рисования карандашами, фломастерами, ручками
  2. Соблюдение последовательности действий при работе с красками
  3. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов
  4. Дорисовывание части предмета

Технология

Цель: формирования умения работать с различными материалами и инструментами

  1. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.
  2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы на уроке
  3. Умение работать с различными инструментами (ножницы, клей и др.)
  4. Узнавание (различение) пластичных материалов и работа с ними
  5. Выполнение различных поделок из разных материалов и их защита

Физическая культура

Цель: повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

  1. выполнение общеразвивающих упражнений
  2. выполнение инструкции по выполнению игровых заданий
  3. соблюдение правил безопасности на уроках физической культуры

5. Специалисты, ответственные за разработку и реализацию СИПР

  1. Учитель начальных классов: Базыкина Любовь Николаевна
  2. Учитель музыки: Ковганко Валентина Михайловна
  3. Учитель физической культуры: Ворфоломеева Виктория Сергеевна
  4. Педагог – психолог:

6. Программа сотрудничества специалистов школы с родителями или законными представителями ребенка

  • консультации по вопросам психолого-педагогической помощи ученику;
  • участие родственников в разработке специальной программы;
  • согласование единых подходов к воспитанию и развитию ребенка с УО в условиях дома и школы;
  • создание предметно-развивающей среды в домашних условиях;
  • общение родителей со специалистами посредством телефона, интернета;
  • посещение родителями уроков/занятий;
  • личные встречи, беседы;
  • ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка;
  • привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий.

7. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

- учебный стол, стул;

- учебная доска;

- персональный компьютер, монитор;

- деревянные и пластмассовые конструкторы;

- счетные палочки, геометрические фигуры различной̆ формы, величины, цвета;

- изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.

8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Условные обозначения.

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

2. Активное участие.

       -действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

- по подражанию или по образцу

- полностью самостоятельно

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

2. Не выявить наличие представлений

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

- самостоятельное использование

- нет представления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИПР для детей с ЗПР

специальная индивидуальная программа для детей с ЗПР...

СИПР для детей с нарушением интеллекта

специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта, стойким нарушеним познавательной деятельности...

СИПР для учащегося 1 класса специальной (коррекционной) школы (2 вариант)

В данном документе представлена разработка специальной индивидуальной программы развития для учащегося 1 класса (2 вариант программы) в рамках внедрения СФГОС....

Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

В соответствии с учебным планом специальных (  коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, с отклонениями в развитии ( для детей с ограниченными возможностями здоровья) реализуется...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

Данная программа разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спе...

СИПР для учащихся с ТМНР

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми ...