Рабочая программа внеурочной деятельности Умники и умницы 1 класс
рабочая программа (1 класс)

ПИЛИПЕНКО ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

Рабочая программа внеурочной деятельности Умники и умницы 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_1_klass.docx201.72 КБ

Предварительный просмотр:

G:\РПВ Титульники\Scan0011.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г. - с. 191 - 210, программа внеурочной деятельности 1-4 классы. – Самара: Учебная литература, Издательский дом «Фёдоров», 2011 год

Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках научно – познавательного направления.

Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у обучающихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Цель и задачи программы

Цель: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   в 1-м классе является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:

  • работать с разными источниками информации;
  • пользоваться изученной терминологией;
  • ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);
  • выполнять инструкции при решении учебных задач;
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
  • сравнивать, анализировать полученную информацию;
  • рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
  • раскрывать общие закономерности;
  • составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
  • работать в группе, в паре;
  • решать открытые и закрытые задачи;
  • определять последовательность осуществления логических операций.

Планируемые результаты   обучения по программе:

обучающиеся должны

1 год                         

  •  научиться последовательно, описывать события и выполнять последовательность действий;
  • обучиться решению логических задач;
  • научиться решать задачи с геометрическим содержанием;
  • научиться решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
  • научиться обобщать математический материал;
  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом.

Содержание программы

1 класс

1.Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)

Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

2.Действия предметов (8 часов)

Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.

3.Элементы логики (5 часов)

Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».

4.Сравнение (3 часа)

Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.

5.Комбинаторика (2 часа)

Хаотичный и систематический перебор вариантов.

6.Развитие творческого воображения (4 часа)

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.

7.Практический материал (3 часа)

Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Раздел программы

Программное

содержание

Характеристика деятельности учащихся

Тема урока

Кол-во часов

№ урока

Дата проведения

По плану

По факту

«Умники и умницы»

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Запомни и нарисуй. Составь новые слова. Логические задачи.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

1

Развитие концентрации внимания. Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Игры на внимание.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

2

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Тренировка слуховой памяти. Прочитай слова, правильно поставь ударение. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру».

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Игра «Так же, как…»

Найди буквенную закономерность (числовую) Логические задачи.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию).

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

6

Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек.

Повторение алфавита, игра «Шифровальщик», составляем новые слова, решение логических задач.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Кто быстро и правильно ответить на вопросы.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических  способностей и способности рассуждать.

1

8

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка внимания.

Составляем новые слова.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических    способностей и способности рассуждать.

1

9

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Произнеси слово задом наперёд.

Отгадайте слово по первым буквам слов.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

10

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Тренировка зрительной памяти. Игра «Угадай число». Ответь на вопросы по словам на доске.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание» Как получилось слово?

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Игра «На что похоже?»

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Знакомство с ребусами, разгадывание ребусов.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

14

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Кто больше составит вопросов.

Нарисуй вид  сверху.

Логические задачи.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

15

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Уровень кругозора.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

16

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Тренировка слуховой памяти.

Игра в слова.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

17

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы Тренировка зрительной памяти.

Найди 10 отличий. Игра «Измени свойство».

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

18

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

19

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов.

Задания на поиск закономерностей. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

20

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Решение логических задач, решение числовых выражений, отгадывание чисел.

Упражнения на совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

21

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

22

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова.

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

1

23

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

Мозговая гимнастика

Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание» Как получилось слово.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.

1

24

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

Уровень кругозора.

Развитие способности рассуждать. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей.

1

25

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка внимания.

Составляем новые слова.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.

1

26

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант.

Мозговая гимнастика.

Ответь быстро на вопросы.

Тренировка внимания.

Составляем новые слова.

Логически – поисковые задания. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей.

1

27

Совершенствование воображения

Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Интеллектуальная игра.(знакомство)

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

28

Развитие аналитических способностей

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие способности рассуждать.

1

29

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант.

Угадай героев сказок, рассказов, повестей.

Тренировка концентрации внимания. Тест №1.

1

30

Тренировка внимания

Развитие мышления

Графические диктанты.

Тренировка слуховой памяти. Определи на слух общий звук в словах.

Развитие аналитических способностей.

1

31

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления

Графический диктант

Тренировка слуховой памяти.

Определи на слух общий звук в словах.

Тренировка слуховой памяти. Тест № 2.

1

32

Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Тренировка слуховой памяти. Определи на слух общий звук в словах.

Упражнение на поиск закономерностей. Тест №3.

1

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс

Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Умники и умницы» для учащихся 1-4 классов

Программа курса «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Умники и умницы» для учащихся 1-4 классов

Программа курса «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развит...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса "Умники и умницы" (общеинтеллектуальное направление)...

Рабочая программа. Внеурочная деятельность.. "умники и умницы". 1 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса....