Рабочая программа внеурочной деятельности Умники и умницы 3 класс
рабочая программа (3 класс)

ПИЛИПЕНКО ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

Рабочая программа внеурочной деятельности Умники и умницы 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_3_klass.docx215.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г. - с. 191 - 210, программа внеурочной деятельности 1-4 классы. – Самара: Учебная литература, Издательский дом «Фёдоров», 2011 год

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах по 34 ч. Всего 135 часов. Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом третий год.

Предполагаемые результаты

Формирование универсальных учебных действий

Личностные результатами изучения курса во втором классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
  • Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов

                В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

                Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

                Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

                Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

                Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

 Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Содержание программы

1.Свойства, признаки и составные части предметов (3 часа)

Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

2.Сравнение (2 часа)

Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

3.Комбинаторика (2 часа)

Перестановки. Размещения. Сочетания.

4.Действия предметов (4 часа)

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

5.Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

6.Элементы логики (10 часов)

Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

7.Развитие творческого воображения (2 часа)

Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

8.Практический материал (4 часа)

Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

Тематическое планирование 3 класс

Раздел программы

Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся

Результаты изучения курса

 Кол-во часов

Дата проведения

По

плану

По

факту

1

«Умники и умницы»

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Личностные:

Целостное восприятие окружающего мира.

Метапредметные: Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.

1

05.09

05.09

2

Развитие концентрации внимания.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Метапредметные: 

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

1

12.09

12.09

3

Совершенствование мыслительных операций.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные: Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

1

19.09

19.09

4

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные:

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные: 

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

1

26.09

26.09

5

Тренировка зрительной памяти.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные: 

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

1

03.10

03.10

6

Обучение поиску закономерностей.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные:

Целостное восприятие окружающего мира.

Метапредметные: 

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

1

10.10

10.10

7

Совершенствование воображения.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Личностные: 

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Метапредметные: 

Определение общей цели и путей ее достижения: умение договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1

17.10

17.10

8

Развитие быстроты реакции.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные:

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные: 

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.

1

24.10

24.10

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные: 

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

1

07.11

07.11

10

Тренировка памяти.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные: 

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

1

14.11

11

Тренировка слуховой памяти.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные:

 Целостное восприятие окружающего мира.

Метапредметны: 

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

1

12

Тренировка зрительной памяти.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Метапредметные: 

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

1

13

Развитие логического мышления.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные: 

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

1

14

Ребусы. Задания по перекладыванию

палочек.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Личностные: 

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные: 

Определение общей цели и путей ее достижения: умение договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1

15

Совершенствование воображения.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные: 

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.

1

16

Развитие концентрации внимания.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Целостное восприятие окружающего мира.

Метапредметные: 

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

1

17

Тренировка внимания.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Метапредметные: 

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

1

18

Совершенствование мыслительных операций.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные: 

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

1

19

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

1

20

Обучение поиску закономерностей.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные: 

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

1

21

Развитие наглядно-образного мышления.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Личностные:

Целостное восприятие окружающего мира.

Метапредметные:

Определение общей цели и путей ее достижения: умение договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1

22

Совершенствование мыслительных операций.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Метапредметные: 

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.

1

23

Тренировка концентрации внимания.

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные: 

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

1

24

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные: 

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

1

25

Тренировка слуховой памяти.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Метапредметные: 

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

1

26

Тренировка зрительной памяти.

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Целостное восприятие окружающего мира.

Метапредметные: 

 Определение общей цели и путей ее достижения: умение договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1

27

Развитие логического мышления.

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные: 

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

1

28

Совершенствование воображения.

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

Задания по перекладыванию спичек

Личностные: 

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные:

 Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

1

29

Развитие быстроты реакции.

Развитие быстроты реакции, мышления

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Метапредметные: 

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.

1

30

Совершенствование мыслительных операций.

Тренировка концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные: 

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

1

31

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Целостное восприятие окружающего мира.

Метапредметные: 

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

1

32

Развитие логического мышления.

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Метапредметные: 

 Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

1

33

Совершенствование воображения.

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Метапредметные: 

Определение общей цели и путей ее достижения: умение договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

1

34

Умники и умницы (игра).

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

Личностные: 

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Метапредметные: 

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс

Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Умники и умницы» для учащихся 1-4 классов

Программа курса «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Умники и умницы» для учащихся 1-4 классов

Программа курса «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развит...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса "Умники и умницы" (общеинтеллектуальное направление)...

Рабочая программа. Внеурочная деятельность.. "умники и умницы". 1 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса....