"Путешествие по Нижегородской ярмарке»
план-конспект занятия (2 класс)

Корниенко Татьяна Сергеевна

Внеклассное мероприятие " Путешествие по Нижегородской ярмарке" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного  занятия

1. Тема: Путешествие по Нижегородской ярмарке»

2.Цель: Знакомство учащихся с Нижегородской ярмаркой.

3.Задачи:

Образовательные:

- Познакомить  учащихся с историей Нижегородской ярмаркой с  давней и современной.

- Сообщить сведения о Макарьевском монастыре, как он связан с Нижегородской ярмаркой.

Развивающие:

- Развивать у детей образное представление, историческую память.

-Развивать умения выделять  из текста важные мысли  при ответе на викторину.

Воспитательные:

- Воспитать у детей интерес к ярмарке.

4.Методы: словесные, наглядные, практические

5.Оборудование:  Презентация.

6.План занятия:

1) Организационный блок

2) Диагностический блок

3) Конструирующий блок:

- подготовительный этап,

- основной этап,

- систематизирующий этап

4) Итоговый блок:

- аналитический этап,

- рефлексивный этап,

Этап урока

Задача этапа

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые  результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Организационный блок

Настроить учащихся на активную деятельность .

Словесные методы: беседа

Приемы: эмоционального настроя на урок

 - Здравствуйте,  ребята!

- Широко раскинувшись

Ярмарка шумит.

Живая, многолюдная

Душу веселит.

Гомонит, волнуется,

Торгует и торгуется.

Большая, деловитая,

Товарами набитая.

Веселая, богатая,

На шутки тароватая.

Шумная и пестрая

Моя разноголосая

Глазеет , улыбается, Знакомится, ругается.

Яркая да броская,

Моя Нижегородская…….

- Здравствуйте.

Слушают учителя

Фронтальная

Речь учителя

Фронтальный контроль, самоконтроль.

К: - умеют слушать и слышать учителя и друг друга

Проявляют эмоциональный настрой на урок

2. Диагностический блок

Актуализировать знания детей .

Словесные методы: беседа.

- Ребята, сегодня я  вам расскажу  о Нижегородской ярмарке.

- А кто знает, что такое ярмарка?

- Хорошо, а еще?

- Правильно. Ярмарка- это, прежде всего место напряженного труда - торговых сделок и продаж.

- Что вы себе представляете, когда слышите слово ярмарка?

- Хорошо, а  вам интересно узнать побольше о Нижегородской ярмарке?

- Тогда  давайте вместе с вами пролистаем  страницы наш журнал, и побольше узнаем о Нижегородской ярмарке.

- Ярмарка это место где торгуют разными вещами.

- Ярмарка это место, куда привозят на выставку различные украшения.

- Украшения, палатки.

- Да

Фронтальная

Речь учителя, презентация

Фронтальный контроль, самоконтроль.

К: - аргументируют свою точку зрения - умеют слушать и слышать учителя и друг друга

Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу

3. Конструирующий блок

Обеспечить восприятие детьми нового материала; формировать конкретные представлений об изучаемой теме.

Словесные методы: беседа, рассказ, объяснение.

1. « С чего все началось».

 Нижегородская ярмарка появилась не сразу, но на  реке Волга большие торги проходили с давних пор. С 13 века они были в Казани. В те времена отношения России с Казанью были недружественными. В 16 веке отец Ивана  Грозного великий князь Василий 3 повелел организовать ярмарку в другом месте. Для этого был основан город и построена крепость назывался он тогда Васильев Новгород  и был гораздо ближе, чем Казань. Правда ярмарка просуществовала не долго и к концу 16 века переместилась еще ближе под стены Макарьевского монастыря . Поэтому  ярмарка и стала называться Макарьевской. Она была крупнейшей в России, а  может быть даже в Европе. На ярмарку приезжали купцы не только со всей страны , но и из за границы. Но в начале 19 века там случился большой пожар, никто не пострадал, но почти все строения сгорели. И тогда было решено перенести ярмарку в Нижний Новгород.

2.История

Нижний Новгород удачно расположен на берегах двух больших рек Волги и Оки. Мыс, образованный слиянием двух  рек называется стрелка. И на этой стрелке ярмарка и проходила.

- Как вы думаете, почему для ярмарки выбрали именно это место?

- Хорошо.

Железных дорог тогда еще не было, а Волга в древние времена была одним  важнейших  Евроазиатских торговых путей.

Император Александр первый, поручил строительство ярмарки архитектору Августину Бетанкуру. Он справился со своей задачей, и за  четыре года построил огромный ярмарочный комплекс. Вот как он выглядел с противоположной стороны. Одна только центральная часть ярмарки состояла из 60 торговых корпусов в которой было две с половиной тысячи лавок , а в центре располагался главный ярмарочный дом с колоннами. С трех сторон ярмарку окружал канал, который так и называли Бетанкуровский. Он был 100 м в ширину и имел несколько мостов.

- Ребят, как вы думаете, почему строители построили Православную церковь, Армянскую церковь и Мечеть?

- Правильно, потому что на ярмарку съезжались представители разных народов. Что интересно, для китайских купцов даже торговые корпуса выстроили в китайском стиле. А день открытия нового комплекса 15 июля стал традиционным днем открытия ярмарки. К Концу 19 века ярмарка скорее походила на новейший европейский город : широкие улицы освещались электричеством , тут были банки, гостиницы, рестораны ,а так же фонтаны и скверы. Количество торговцев и посетителей доходило до 400 тысяч человек. Товар в ярмарочных рядах можно было найти самый разнообразный.

- Ребят, как вы думаете, чем могли торговать купцы?

Правильно еду и посуду, одежду и ткани, украшение и косметику, мебель и антикварные вещи. Главными русскими товарами были железо, меховые изделия и хлеб.  Главное место на ярмарке, где проходили забавные аттракционы, назывались «самокатная площадь». Там располагались качели, карусели, горки и всевозможные балаганы с флагами, огромными афишами и яркими вывесками. Так же можно было посетить балаганы с музыкой, со стрельбой в цель( тир), с учеными канарейками, Петрушкой, с цирком.

- Ребят, а вы бы хотели попасть в те времена и провести весело время? Единственно сооружение, сохранившееся с тех времен Спасский собор или другое его название Староярмарочный. Он был построен одновременно с ярмарочным комплексом. В середине 19 века на ярмарке резко возросло количество товара и купцов.

- Как думаете почем?

-Хорошо

 В России тогда начали строить железные дороги, и поэтому люди могли приезжать из Москвы и Санкт Петербурга. Благодаря этой  ярмарке Нижний Новгород , считался торговой столицей за это его даже называли « Карман России»  

3. Современная Ярмарка

На нижегородской ярмарке проводится около семидесяти различных выставок в год. Из них самыми представительными и крупными являются ежегодные международные форумы  « Россия единая» , « Великие реки»,   Всероссийский архитектурно – строительный форум и Автофорум. На ярмарке работают  шесть выставочных павильонов, пять конференц - залов. Главный ярмарочный дом внешне напоминает древнерусский городок с башнями, шатровыми крышами и теремами.   На первом этаже располагаются многочисленные магазины. На втором  – великолепный Гербовой зал, ресторан и административные службы. В наши дни в Главном ярмарочном доме постоянно действующих павильонах ярмарки между российскими и зарубежными фирмами заключаются крупные сделки.  

Слушают учителя

Слушают учителя.

- Было удобнее добираться.

- Потому что люди разные, и каждому нужна своя церковь

- Едой, одежда, украшения.

- Да

 - Больше людей узнали о этой ярмарке.

Слушают учителя

Фронтальная, индивидуальная,

Речь учителя, презентация

Фронтальный контроль, взаимный контроль, самоконтроль.

Познакомятся с историей Нижегородской ярмарки.

К: - аргументируют свою точку зрения - умеют слушать и слышать учителя и друг друга;

П:

- Анализ

-Умеют перерабатывать информацию, преобразовывать ее

Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу

4.Итоговый блок

Рефлексия деятельности.

Словесный метод : беседа

Практический метод: викторина.

Какие вы молодцы,  как хорошо слушали мой рассказ.

-Экскурсовод приготовила вам  мини-викторину.

За каждый правильный ответ вы будете получать по жетончику, а потом сосчитаем, и посмотрим, кто из вас оказался самым внимательным.

- Где находится Нижегородская ярмарка?

- Как называется слияние 2 рек?

- За сколько  лет Бетанкур построил ярмарку?

- На слиянии, каких рек стоит ярмарка?

- Почему в середине 19 века количество купцов возросло?

- Из за чего, было решено  перенести,   Макарьевский собор?

- Благодаря ярмарке как стали  называть Нижний Новгород?

 - Что являлось главным русским товаром?

Подсчет жетончиков.

Дети подсчитывают свои жетончики и говорят нам у кого сколько,  а затем вручение медалей всем ребятам.

- Ребята, что вы узнали интересного сегодня?

-Что больше всего запомнилось?

-  Какие вы все молодцы, урок окончен до свидания.

- В Нижнем Новгороде

- Стрелка

- 4 года

- Волга и Ока

- Появилась железная дорога.

- Из за пожара

- Карман России

- Хлеб, меховые изделия.

отвечают

Фронтальная, индивидуальная

Речь учителя, презентация

Фронтальный контроль

Ответят на вопросы викторины.

К:

- умеют слушать и слышать учителя и друг друга

Проявляют интерес к новому материалу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролево-игровой проект «Нижегородская ярмарка».

Проект разработан для младших школьников 3-4 классов и может быть организован во внеурочной деятельности. Цель проекта: воспитание патриотизма и гражданственности, формирование активной жизненной пози...

Презентация на тему: "История Нижегородской ярмарки".

Данная презентация подготовлена для занятий в кружке "Мой край - моя Родина" и содержит фотоинформационный материал об истории создания Нижегородской ярмарки. История Нижегородской ярмарки своими корн...

урок по нижегородской стороне 2 класс по теме: Нижегородский кремль

Цель урока:- Познакомить с Нижегородским кремлём.- Познакомить с башнями кремля, их историями и легендами, и достопремечательностями Нижегородского кремля.- Развивать эмоциональную отзывчивость, речь ...

Путешествие по нижегородскому кремлю (по мотивам игры «Форт Боярд»)

Игра для учащихся 3-4 классов. Организована в 3 этапа. В подготовительный этап дети собирают информацию, потом "собственно-игра", на заключительном этапе дети привлекают к работе родителей, применяют ...

Мастер-класс Нижегородская ярмарка

Мастер класс на конкурс "Классный руководитель года 2021" посвященный празднованию 800-летию Нижнего Новгорода на тему: "Нижегородская ярмарка"...

Проект "Нижегородская ярмарка"

Проект для обучающихся 3 класса....

Конспект занятия по теме «Путешествие по заповедным местам Нижегородской области».

Ребята познакомятся с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Нижегородской области....