Мастер класс "Формирование орфографической зоркости младших школьников"
учебно-методический материал

Мастер класс по теме самообразования педагога начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_evgrafova.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кваркенская средняя общеобразовательная школа»

Мастер - класс

«Развитие орфографической зоркости у младших школьников».

Подготовила:

учитель начальных классов

Евграфова Н. В.

        

Вместо эпиграфа: 

«Здравствуйте, Герман! Я представляю крупную финансовую компанию, занимающуюся продвижением акций на бирже. Вы удевитесь, но мы знаем, как увеличить ваш доход. Скажу больше, мы гарантируем выгодное влажение ваших денег. Это не шутка. Скажите для начала — как я могу к вам обращаться?»
Ответ: — «Здравствуйте. Можете обращаться ко мне просто: „Ваше Высокопреосвященство“.
Вы удивитесь, но слово „удевитесь“ пишется через „И“, а не через „Е“. Скажу больше, „влАжение“ пишется через „О“, если, конечно, вы не подразумеваете слово „лажа“.
Денег я вам не дам. Владимир Иванович не разрешает»
— «Какой Владимир Иванович?»
— «Даль»
— «Какая даль?!»
— «Бесконечная… В страну Русского языка!»

            Орфографическая грамотность – один из критериев социальной полноценности личности. Освоение грамотного письма в начальном звене необходимо – для дальнейшего успешного обучения в школе, для жизни и общения в дальнейшем, для получения профессии.

  Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение "видеть” орфограммы.

  • Как помочь учащимся писать грамотно?
  • Как развивать орфографическую зоркость?
  • Как добиться грамотного письма у детей?

Я работаю в школе более 10 лет. За это время каких-либо существенных изменений  в основных требованиях программы по русскому языку к знаниям и умениям учащихся не произошло. В тоже время обучать детей орфографии становится все сложнее. Это происходит потому, что коренным образом за последнее десятилетие изменилась жизнь социума, в котором формируется личность ребенка до поступления в школу. Из-за урбанизации у детей мало условий для общения друг с другом и взрослыми, в семьях почти отсутствует ручной труд. Мир познается через аудиовизуальные средства, а ведущими стали навыки видения. С появлением компьютеров и мобильных телефонов  ослабла мотивация изучения русского языка – люди стали меньше  писать. Поэтому, несмотря на то, что основная масса поступающих в 1 класс владеет навыками чтения, у детей недостаточный и искаженный словарный запас, плохая дикция, слабо развиты: речь, речевой аппарат, фонематический слух. Перед учителем встает проблема поиска новых подходов к обучению детей орфографии.    

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать
факторы формирования орфографической зоркости, а  это:


        1.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

          2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

          3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

         4. Артикуляционный. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.


        
Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников? 

 

В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:

1.     Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.     «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.

  • «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»
  • «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;
  • «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3.     «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.     «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Пути развития орфографической зоркости

Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки и развивающих орфографическую зоркость. Все мы знаем роль зрительных, слуховых факторов. Я бы добавила сюда ещё и артикуляционный. Все эти факторы должны быть задействованы и учитываться начиная с первого года обучения грамоте.

1. Найди правильный образ буквы. На этапе изучения букв алфавита.

Цель: упражнять детей в запоминании буквы, правильного её образа; развивать мыслительные операции, память, внимание, пространственные представления.

2. Определи позицию буквы в слове. При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.

3. Замени одну букву в слове, чтобы получилось новое слово. Упражнение полезно для тренировки логики, памяти, мышления, фонетического слуха и языкового чутья.

4. Наборщик. Если взять большое слово.

                   Вынуть буквы — раз и два!—

                   А потом собрать их снова,

                   Выйдут новые слова.

5. Составление слов из слогов. Упражнение на развитие слогового анализа и синтеза, лексико-грамматических навыков, техники чтения, связной речи, слуховой и зрительной памяти.

6. Упражнения на развитие орфографической памяти: Какие это слова? Узнай слово. Сложи стихотворение.

7. Упражнения на развитие звуко – буквенного анализа: Какие это слова? Какие буквы исчезли? Изографы. Выбери нужную «тропинку».

8. Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза: Ребусы.

9. Упражнения на развитие орфографической зоркости и мышления: Найди лишнее слово. Выбери правильную букву. (с использованием различных ресурсов – н-р, пословицы и поговорки). Какографические упражнения. Соберём внимание.

10. Особое внимание – изучению словарных слов! Но тут многие педагоги сталкиваются с вопросом - Как организовать успешное запоминание словарных слов ребёнком в школе?

Способ 1 – пишем рассказ.  Для этого взять несколько словарных слов и написать коротенький рассказ в несколько предложений.

Слова могут быть объединены одной темой, например, «Мы купили бИлет на бАлет, наши места на бАлконе. Чтобы лучше видеть сцену, взяли с собой бИнокль». «РАбота, рАбочий, сАпоги, мАшина, зАвод»…

Таким образом, в результате получаетсяся запоминающийся образ. Достаточно живой, чтобы остаться в памяти надолго – а вместе с ним запомнятся и сложные слова.

Способ 2 – рисуем картинки. Можно, конечно, найти готовые карточки со словами в Интернете, но сделать такие самостоятельно гораздо эффективнее.

Для этого нужно придумать яркий и запоминающийся образ для словарного слова и нарисовать его. Обязательно отразить на картинке те буквы, правописание которых нужно запомнить.

Способ 3 – склоняем словарное слово. Для этого надо записать слово с орфограммой, которую нужно запомнить во всех падежах.

Именительный падеж (что?) горизонт

Родительный падеж (чего?) горизонта

Дательный падеж (чему?) горизонту

Винительный падеж (что?) горизонт

Творительный падеж (чем?) горизонтом

Предложный падеж ( о чём?) (о) горизонте

Таким образом, моторная память помогает усвоить правописание.

Способ 4 – придумываем ассоциации. Для этого ассоциативные цепочки строят на созвучности звуков. Образ на основе ассоциаций должен быть достаточно ярким и логичным, можно смешным.

Например, чтобы запомнить правописание слова коньки, можно представить «коня на коньках».

Способ 5 – используем стикеры. Для этого надо нарисовать веселые картинки для словарных слов. Затем их вырезать и развесить в разных местах по всему дому или в классе.

Например, чтобы запомнить написание слова «винегрет», можно подобрать к нему два созвучных слова «винт» и «негр» и нарисовать картинку на весёлый сюжет «Винт негру попался в винегрете».

Способ 6 – орфографическое чтение и артикуляционная память. Для того, чтобы запомнить написание слова, нужно написать его на карточке, нужную орфограмму выделить цветом и 3 раза прочитать его так, как оно пишется т.е. орфографическим чтением. Читать слово нужно в быстром темпе по слогам. Не сразу речевой аппарат приобретёт навыки нужного движения. Будут встречаться слова, которые необходимо произносить многократно. Если ежедневно на каждом уроке (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и т.д.) отводить 5-10 минут, для орфографического чтения, можно быть уверенным, что эта работа даст хороший результат.

Таким образом, орфографическое чтение и артикуляционная память помогут усвоить правописание.  

11. Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально.

Заключение

    Данная тема в педагогической практике актуальна всегда. Несомненно, что орфографические упражнения как основная форма организации орфографических проблем является средством интенсификации обучения грамотному письму, то есть орфографической зоркости.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий!

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещут зеркальностью русского слова

Выучи русский язык!

 

с. Кваркено, 2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете "Звукобуквенный анализ – как фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников".

Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как мож...

Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие

Главная цель опыта создание условий для сознательного активного участия школьника в творческой деятельности, практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, повышения качест...

Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»

Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...

« Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством словарной работы.»

Актуальность темы. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Детям с трудом дается изучение словарных слов,...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...