Методы и критерии самодиагностики педагога
статья

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_kriterii_samodiagnostiki_uchitelya.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и критерии самодиагностики эффективности

педагогической деятельности и общения

Уровень образованности и воспитанности будущего поколения, рост творческого потенциала страны в целом, прогресс общества напрямую зависят от личности учителя, его профессиональной компетентности, творческого подхода к педагогической деятельности, постоянной потребности совершенствовать свое мастерство. В  школе очень много зависит от личности педагога, его профессиональной деятельности, которая направлена на самоотдачу и непрерывный педагогический поиск. И именно педагог определяет прогресс общеобразовательной школы.  Развитие профессиональной компетентности предполагает изменение и прогресс творческой индивидуальности, восприимчивость педагогических инноваций, умение адаптироваться к меняющейся педагогической среде. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, формировать компетенции, необходимые для продуктивного решения педагогических задач и достижения профессионализма, а это возможно только в процессе саморазвития – обязательной составляющей современного образования.

Совершенствование профессиональной деятельности и личности необходимо начинать с выявления исходного состояния, т.е. определения уровня этой деятельности, ее достоинств и недостатков, развития личностно-деловых качеств. Затем на основе полученных результатов следует наметить направления повышения профессионального мастерства, как каждым сотрудником, так и педагогическим коллективом в целом.

 Самодиагностика педагогической деятельности учителя

Проблема самодиагностики педагогического мастерства учителя актуальна и значима для повышения квалификации, усовершенствования преподавания, удовлетворения профессиональных запросов и потребностей в оценивании результатов собственного труда в развивающейся школе.

В.А.Сухомлинский писал: «Умейте осмыслить профессиональный путь…;…осмысление того, что уже сделано, это большое духовное богатство школы»

Успешный учитель в своей работе должен ориентироваться на самоанализ и самодиагностику, от этого зависят процессы самопознания. Именно самодиагностика создает основу для выявления затруднений в работе, помогает осознать и найти оптимальные пути их преодоления. Вместе с тем, самодиагностика позволит определить сильные стороны учителя, закрепить их и развить в индивидуальном стиле своей педагогической деятельности.

Процесс самодиагностики – это деятельность, которая должна носить системный характер, направленный на осознание и коррекцию своего труда.

Задачи самодиагностики

-выявление личностных и профессиональных качеств учителя, влияющих на учебно-воспитательный процесс;

-выявление положительных и отрицательных сторон учителя;

-оценка эффективности работы учителя;

-выявление профессионального уровня учителя.

Функции самодиагностики

В соответствии с задачами самодиагностика может выполнять ряд функций:

Функция обратной связи. Любая деятельность, в том числе и педагогическая, начинается с установки цели, а завершается ее достижением. Данная функция позволяет проводить анализ достижения целей педагогической деятельности. Выявляет затруднения и причины неудач. Анализ деятельности предполагает выявление несоответствия, между наличной жизненной ситуацией и целью.

Функция педагогической коррекции. Позволяет наметить пути решения выявленных в ходе изучения и самооценивания педагогических проблем.

Функция мотивации и стимулирования. Мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают ей направленность.

Функция контроля. Позволяет производить своевременный контроль над ходом учебно-воспитательного процесса. По моему мнению, контроль имеет воспитывающее, развивающее и организующее значение. Он помогает в преодолении трудностей, в исправлении недостатков, поддерживает новое, прогрессивное, а также воспитывает чувство ответственности.

Этапы самодиагностики

По В. Б. Беспалько самодиагностика включает в себя 3 этапа:

. Самонаблюдение

. Самооценка

. Самокоррекция

Самонаблюдение - метод самопознания, при котором объектом наблюдения являются состояния и действия самого наблюдающего человека. В процессе самонаблюдения мы стремимся не только отметить некоторый факт, но и дать ему соответствующее объяснение.

Самонаблюдение выступает как средство самопознания.

Самооценка - определяет отношение к себе и своей профессиональной деятельности. Она выступает как важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка относится к разным ее этапам.

- самооценка  «прогностическая» отражает этап ориентировки своих возможностей в предстоящей деятельности.

- самооценка «процессуальная» проявляется по ходу деятельности и направлена на ее коррекцию.

- самооценка «ретроспективная» позволяет оценить результаты деятельности.

Самокоррекция – направлена на преодоление своих педагогических затруднений. Данный этап позволяет осуществить анализ ошибок, обобщить свой опыт, реализовать план своего профессионального развития.

Принципы педагогической самодиагностики.

1. Целенаправленность. Любая деятельность должна включать в себя определенную цель. Изучая, себя и свою работу можно исследовать:

· личность учителя (т. е. самого себя),

· свою педагогическую деятельность

· педагогическое общение (оно включает в себя отношения в коллективе и отношения к учащимся).

2.Системность и непрерывность в изучении личности и деятельности учителя. Самодиагностика должна проходить в системе.

3. Учет результата диагностики в дальнейшей деятельности.

Каждый учитель ждет того, что его педагогическая деятельность принесет результат. Принцип учета результатов самодиагностики позволяет улучшить свою работу или поддерживать её на должном уровне.

4. Соответствие диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики.

Диагностика должна быть полифункциональной и включать в себя такие функции, как: аналитическая, собственно-диагностическая, оценочная, коррекционная, ориентационная и информационная.

Направления самодиагностики.

- рациональное использование традиционных методик; овладение передовыми методами;

- осуществление обратной связи в процессе самоанализа и самооценки состояния преподавания своего предмета;

- обнаружение и изучение своих педагогических затруднений;

- умение определять эффективность своего труда и результаты его изменений;

- прогнозирование профессионального роста на основе формирования педагогического запроса.

Данные направления самодиагностики способствуют определению направлений профессионального роста, адекватному отношению к своей учебно-воспитательной деятельности, позитивной Я-концепции.

В процессе приобретения жизненного опыта, происходит переосмысление жизни. Этот процесс переосмысления образует самое сокровенное и основное нашего внутреннего «Я», определяет мотивы деятельности.

Овладение навыками самодиагностики позволит самостоятельно проводить анализ себя, своей педагогической деятельности, выявить хорошие и плохие стороны во взаимоотношениях с учащимися и коллективом. Проведенный анализ позволит вовремя скорректировать учебно-воспитательный процесс.

 Методы и критерии самодиагностики  педагогической деятельности и общения

Для исследования личностных качеств отбираются методики и методы, определяющие уровень развития личности, например, такие как: профессионально значимые качества личности, сила мотивации к достижению успеха, способности к саморазвитию, факторы, способствующие или препятствующие саморазвитию педагога, творческий потенциал педагога, потребности в достижениях, коммуникабельность.

Мотивация достижения (цели, успеха) выражается в стремлении к улучшению результатов, настойчивости в достижении своих целей и оказывает влияние на всю деятельность человека не только профессиональную, но личностную и социальную. Чем выше у человека самооценка, тем более он активен и нацелен на достижения. Потребность в достижениях со временем превращается в личностное свойство, которое формирует установку на успех. Исследование потребности педагога в достижениях проводится по методике Ю. М. Орлова «Потребности в достижении успеха», включающего 23 утверждения, выбор которых, позволяет определить уровень потребности человека в достижении цели и успеха

В связи с тем, что результат освоения новой модели деятельности зависит от успешных действий каждого учителя, возникает необходимость определить его направленность на достижение успеха. Известно, что при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации. Изучение мотивации педагогов можно проводить по тесту Т. Элерса «Сила мотивации к достижению успеха». В рамках данной диагностики педагогу предлагается 41 утверждение, с которыми если согласился, то отмечает словом «да» или словом «нет» - в случае несогласия.

Важным аспектом является также готовность педагога к инновационной педагогической деятельности. Это сложное интегративное образование, охватывающее разнообразные качества, свойства, знания и умения личности, благодаря которым формируется инновационная позиция педагога, его мотивационно-ценностное отношение к новшествам и их освоению, обеспечиваются условия для раскрытия творческого потенциала учителя. Поэтому методы выявления личностных и профессиональных запросов педагогов должны включать исследование его личностных качеств, профессиональных возможностей, готовности к инновационной деятельности, а также изучение актуальных потребностей специалиста в направлениях практикоориентированной подготовки на данный момент.

    Самодиагностику профессионально значимых качеств личности педагога проводят с использованием методики В. И. Зверевой «Диагностика личностных качеств учителя». Исследование выполняется по следующим видам качеств: мотивация и потребности, чувства (эмоции), интересы, ощущения, восприятия, память, мышление, речь, воля, способности, характер. Педагог самостоятельно определяет степень проявления обозначенных качеств по каждому виду и фиксирует их проявление баллами: редко и недостаточно проявляется (1 б), часто и достаточно проявляется (2 б), проявляется всегда и ярко выражен (3 б).

Исследование коммуникабельности проводится по методике оценки уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского), цель которого определить способности человека устанавливать, поддерживать и сохранять хорошие личные и деловые взаимоотношения с окружающими людьми.

Для определения уровня владения педагогическим прогнозированием, информационно-интеллектуальной и технологической компетентностей используется методика Л. Г. Панфиловой «Профессиональная компетентность педагога». Содержание методики  направлено на выявление знаний (опросник) и умений (анкета) педагога в области педагогического прогнозирования. В опроснике педагогу предлагается завершить высказывание и написать название методов, процедур, действий, этапов деятельности. В анкете предлагалось определить и оценить (по предложенной шкале) степень владения определенными действиями при выполнении педагогического прогнозирования.

Творческий потенциал является интегративным показателем профессиональных возможностей специалиста и в настоящее время является одним из востребованных профессионально важных качеств. Для самооценки творческого потенциала педагогов используется методика Н. П. Фетискина «Самооценка творческого потенциала личности»  и включает выбор ответов на предложенные вопросы, которые позволяют фиксировать границы любознательности, демонстрацию постоянства, уверенности и амбициозности, способности абстрагироваться и сосредоточиться, стремление быть независимым

Специфика педагогического труда предъявляет к учителю ряд требований, которые в педагогической науке рассматриваются как профессионально значимые личностные качества, определяющие его индивидуальный стиль, интеллектуальную и эмоционально-волевую стороны личности. Среди личностных качеств педагога особое место занимает педагогический долг, самоотверженность и ответственность. Не менее важными и необходимыми в педагогической деятельности являются такие личностные качества как рефлексивность, эмпатичность, коммуникативность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность. Эти качества, реализуясь в деятельности педагога, обеспечивают его профессиональную успешность.

 Диагностирование, выявляя сильные стороны деятельности учителя и его потенциальные возможности, потребности, помогает определить личностно значимую для него проблему профессионального саморазвития и спланировать самообразовательную и самовоспитательную работу по ней, т.е. создает гибкую систему выявления его педагогических, методических и научных затруднений

Литература

1. Сластенин В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

2. Диагностика личностных качеств учителя (по В. И. Зверевой). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uch.znate.ru/docs/1733/index-4545-27.html/

3. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса / Розанова В. А. Психология управления. М., 1999. С. 105-106.

4. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону. Феникс, 1996. С. 263-267.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерпретации результатов мониторинговых исследований и совершенствование педагогической практики (методов, приёмов) коррекции затруднений педагогов при реализации ФГОС.

Информация, полученная в ходе мониторинга, позволяет оценить результаты обучения по исследуемым предметам. После проведения оценки качества, результаты обрабатываются учителями, обсуждается на педагог...

Критерии и показатели оценки результатов профессиональной деятельности педагога. Воронеж. МБОУ "Лицей №1". Лубневская И.Л.

Предлагаю данный материал в помощь моим коллегам- аттестующимся педагогическим работникам....

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности...

Статья: Коррекция и методы профилактики эмоционального выгорания педагога

Эмоциональное выгорание педагога - проблема очень серьезная и не редкая. Данная статья поможет как психологам, работающим в ОО, так и самим педагогам, которые либо склонны к выгоранию, либо уже находя...

Специальные методы и формы работы педагога для обучения детей в инклюзивном пространстве.

Инклюзивное образование – это совместное обучение детей, где каждому, независимо от имеющих физических, интеллектуальных, социальных и других особенностей, даётся возможность учиться в общеобразовател...

Методы и формы взаимодействия педагогов и родителей

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются комплексные...