Понятие базовых учебных действий.
материал

Карзунина Ольга Сергеевна

С 2014 года введен  Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального  образования  обучающихся  с ограниченными  возможностями  здоровья. А  с  1  сентября  2016  года  Федеральный  государственный образовательный  стандарт  образования  обучающихся  с  умственной отсталостью  обусловливает определенные изменения  в  организации  и  содержании  специального  образования.  Эти изменения  во  многом  связаны  с  провозглашением  в  качестве  основной методологической  составляющей  Стандартов  деятельностного  подхода,  в

соответствии  с  которым  развитие  личности  обучающихся  с  ограниченными возможностями здоровья зависит  от  характера  организации  доступной  им  деятельности,  в  первую очередь,  учебной.  При  этом  основные  структурные  компоненты  деятельности (личностные,  регулятивные,  познавательные,  коммуникативные) рассматриваются  как  предмет  целенаправленного  формирования  и представляются в Стандартах как образовательные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.sovet_f_bud.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие базовых учебных действий.

С 2014 года введен  Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального  образования  обучающихся  с ограниченными  возможностями  здоровья. А  с  1  сентября  2016  года  Федеральный  государственный образовательный  стандарт  образования  обучающихся  с  умственной отсталостью  обусловливает определенные изменения  в  организации  и  содержании  специального  образования.  Эти изменения  во  многом  связаны  с  провозглашением  в  качестве  основной методологической  составляющей  Стандартов  деятельностного  подхода,  в

соответствии  с  которым  развитие  личности  обучающихся  с  ограниченными возможностями здоровья зависит  от  характера  организации  доступной  им  деятельности,  в  первую очередь,  учебной.  При  этом  основные  структурные  компоненты  деятельности (личностные,  регулятивные,  познавательные,  коммуникативные) рассматриваются  как  предмет  целенаправленного  формирования  и представляются в Стандартах как образовательные результаты.

В  соответствии  с  деятельностным  подходом,  являющимся общеметодологической  основой  современного  отечественного  образования, группой авторов  (А.Г. Асмолов,  Г.В. Бурменская, И.А. Володарскаяи др.)  была разработана  концепция  развития  универсальных  учебных  действий,  согласно которой  содержание  учебных  предметов  и  образовательных  технологий должны выстраиваться с ориентацией на формирование системы общеучебных умений,  обеспечивающих  успешность  обучения  школьников.  По  мнению авторов  этой  концепции  учебная  деятельность  представляет  собой  целостную систему,  в  которой  формирование  каждого  вида  учебного  действия определяется  его  отношением  с  другими  видами  учебных  действий  и особенностями психического развития детей.

Следует  отметить,  что  указанные  положения  концепции  развития универсальных  учебных  действий  во  многом  совпадают  с  принципами коррекционно-развивающего  обучения.  Так  как  имеющиеся  у  многих обучающихся  с  ограниченными  возможностями  здоровья  эмоционально-волевые  и  когнитивные  нарушения  обусловливают значительные  трудности  формирования  структуры  учебной  деятельности, составляющие  ее  компоненты  (учебная  мотивация,  общеучебные  и общетрудовые  умения)  были  всегда  объектом  коррекционно-развивающей работы в специальном образовании.

В  понятии  общеучебное  умение  или  универсальное  учебное  действие авторами  концепции  выделяется  еще  очень  важный  аспект  –  его ориентированность  на  успешную  социальную  адаптацию  за  счет формирования жизненно важных компетенций.

Такой  подход  полностью  соответствует  целям  и  задачам  специального образования  с его направленностью  на максимальную  социальную  адаптацию выпускника.  Так,  очевидно,  что  круг  знаний,  умений,  жизненных компетенций  выпускников  специальных  (коррекционных)  образовательных учреждений не может ограничиваться только теми, которые сформировались у них в период обучения в школе. Этот круг постоянно расширяется в процессе их  дальнейшей  социализации,  приспособления  к  условиям  постоянно изменяющейся  среды  жизнедеятельности.  Поэтому  содержание,  технологии  и специальные  условия  образования  обучающихся  с  ОВЗ  должны  обеспечить формирование  у  них  способностей  к  дальнейшей  социализации  и  социальной адаптации.

В  соответствии  с  деятельностным  подходом  требованиями  Стандартов предусмотрено включение в содержательный раздел для  нецензовых  вариантов (предусмотренных  для обучающихся  с  разной  степенью  выраженности  умственной  отсталости)  – программы формирования базовых учебных действий.

Реализация  программы  формирования  базовых  учебных  действий, направлена на достижение личностных и предметных результатов.

Базовые учебные действия - это элементарные  и  необходимые  единицы  учебной  деятельности, формирование  которых  обеспечивает  овладение  содержанием  образования обучающимися  с  умственной  отсталостью.  Они формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Формирование базовых учебных действий  у школьника с умственной отсталостью направлено на  становление  его  как  субъекта  учебной  деятельности,  которая  обеспечивает одно  из  направлений  его  подготовки  к  самостоятельной  жизни  в  обществе  и овладения доступными видами профильного труда.

К функциям базовых учебных действий относится:

1) обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой

предметной области;

2) реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

3)  формирование  готовности  обучающегося  с  умственной  отсталостью

к дальнейшей трудовой деятельности;

4) обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С  учетом  этих  функций  базовые  учебные  действия  могут рассматриваться  как  условие  и  как  предпосылка  формирования  различных жизненных  компетенций,  конкретных  способов  поведения,  обеспечивающих социальную  ориентировку  и  социальную адаптацию.  Следовательно, от степени их сформированности у выпускника коррекционной  школы  зависит  успешность  овладения  в  дальнейшем  новыми видами  деятельности  и  необходимыми  для  социальной  адаптации компетенциями.

Структура базовых учебных действий включает:

- мотивационный компонент учебной деятельности;

-  операционный  компонент  учебной  деятельности,  состоящий  из

комплекса  базовых  учебных  действий,  обеспечивающих  реализацию  различных  видов  учебной деятельности;

-  регулятивный  компонент  учебной  деятельности,  включающий  умения

принимать  цель  и  готовый  план  деятельности,  планировать  знакомую

деятельность,  контролировать  и  оценивать  ее  результаты  в  опоре  на

организационную помощь педагога.

Следует  отметить,  что  проблема  формирования  учебной  деятельности, особенно ее операционного и регулятивного компонентов, составляющих ядро общеучебных и общетрудовых умений,  достаточно давно находится в центре внимания  в  олигофренопедагогике.  В  исследованиях  Е.Г.  Еременко  и  его сотрудников  было  показано,  что  в  условиях  специально  организованного обучения  познавательные  и  регулятивные  способности  школьников  с  легкой умственной отсталостью  развиваются. Уже на пятом и шестом годах обучения дети  могут  дифференцировать  сходные  по  внешнему  виду  предметы; выполнять  действия  сравнения,  анализа,  классификации  и  обобщения  в пределах  своих  возможностей;  понимать  содержание  картин  и  литературных текстов.

Следовательно,  учитывая  потенциал  возможностей  детей  с  умственной отсталостью,  на  протяжении  всего  обучения  должна  проводиться целенаправленная  работа  по  формированию  учебной  деятельности,  в  которой особое  внимание  уделяется  развитию  и  коррекции  мотивационного  и операционного  компонентов  учебной  деятельности,  т.к.  они  во  многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

Таким  образом,  программа  базовых  учебных  действий  позволяет  реализовывать  коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.

Как  и  в  цензовых  вариантах  АООП  НОО,  предусматривающих

формирование  универсальных  учебных  действий,  программа  формирования базовых  учебных  действий включает четыре их группы:

  1. Личностные базовые учебные действия
  2. Коммуникативные базовые учебные действия
  3. Регулятивные базовые учебные действия
  4. Познавательные базовые учебные действия

Классы

I - IV

V - IX

X - XII

БУД

Личностные учебные действия

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы

Гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности

Коммуникативные учебные действия

Вступать в контакт и работать в коллективе

Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач

Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь семью, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные учебные действия

Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности

Осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности; адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих

Познавательные учебные действия

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать, на наглядном материале

Использовать усвоенные логические операции на наглядном, доступном вербальном материале

Использовать  усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  • Программа формирования базовых учебных действий реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности
  • Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с интеллектуальными нарушениями
  • Базовые учебные действия формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося
  • Согласно  требованиям  ФГОС  образования  обучающихся  с  умственной  отсталостью уровень сформированности  базовых  учебных  действий  определяется на  момент завершения обучения в школе.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ

АКТУАЛЬНОСТЬ:   наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической,  личнос...

Презентация к проекту" Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"

Презентация к проекту "Специфика использования проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"...

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ....

Доклад «Формирование базовых учебных действий при внедрении ФГОС»

В ФГОС образования обучающихся с УО (ИН) сказано:программа формирования БУД должна обеспечивать: связь БУД с содержанием учебных предметов; решение задач формирования личностных, регулятивных, познава...

Диагностика сформированности базовых учебных действий

Диагностика сформированности базовых учебных действий (ФГОС). Дополнительный А класс. Конец учебного года.В диагностики представлен перечень учебных действия (личностные, коммуникативные, регулятивные...

Формирование базовых учебных действий у обучаемых с умственной отсталостью

Формирование базовых учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. БУД, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучен...

Анализ работы по формированию базовых учебных действий обучающихся 1 класса на конец I полугодия 2019-2020 учебного года.

В статье дается анализ сформированности базовых учебных действий у обучающихся 1 дополнительного класса....