"Вклад учителей-новаторов в совершенствование методики урока"
материал

Ковтун Елена Михайловна

В презентации представлена информация о педагогах-новаторах: С.Н. Лысенковой, И.П. Волкове, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Потаповой, В.Ф. Шаталове; а также - основы их методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vklad_uchiteley-novatorov-kovtun_e.m.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вклад учителей-новаторов в совершенствование методики урока Выполнила: Ковтун Елена Михайловна, учитель начальных классов МОУ « Бегуницкая СОШ» Волосовского района Ленинградской области 2022 г.

Слайд 2

Новаторство в российской педагогике в 1980-х гг. было порождено стремлением педагогов улучшить учебно-воспитательный процесс. Новаторское движение развивалось как альтернативное в противовес административной и академической педагогике .

Слайд 3

«Перед нами лишь один путь, мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития. Результат учения равен произведению способностей на старательность. Если старательность равна нулю, то и все произведение обращается в нуль. Нужна новая педагогика, которая делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Ее можно назвать педагогикой сотрудничества ». [Педагоги-новаторы]

Слайд 4

Софья Николаевна Лысенкова (24.02.1924 г. – 06.12.2012 г.) Учитель начальных классов средней школы № 587 г. Москвы С.Н. Лысенкова добилась того, что на ее уроках слабые ученики одновременно с сильными осваивали учебный материал. Открытие заключалось в следующем: «если дети отстают, им надо помочь опередить программу».

Слайд 5

Опережая время Основа методики педагога-новатора Софьи Николаевны Лысенковой - так называемое перспективно-опережающее обучение. Суть ее состоит в том, что некоторые самые сложные моменты следует начинать объяснять задолго до того, как до них дойдет школьная программа. Постепенно, один элемент за другим. Подготавливать учеников к восприятию трудной темы, чтобы, когда до нее дойдет очередь, не было ощущения полнейшего ужаса и паники, вызванной полным непониманием происходящего.

Слайд 6

По несколько минут - но на каждом уроке При этом во время урока используется огромное количество наглядного дидактического материала - всевозможные схемы, таблицы, карточки и значки. Это тоже сильно помогает усвоению материала. Выше всего Софья Лысенкова ставит время. То самое время, которое на обычных уроках в огромных количествах уходит впустую. Один ученик не успел что-то дописать, второй что-то не дослышал, третий на что-то отвлекся - в результате эффективность урока падает во много раз. А это недопустимо.

Слайд 7

Все проговариваем вслух Один из важнейших приемов Софьи Николаевны - «комментируемое управление». Все, что происходит в классе, обязательно проговаривается вслух. К доске вызывается один из сильных учеников. Он выполняет задание учителя и при этом объясняет любое, даже самое незначительное свое действие. Таким образом, под воздействием его рассказа, подтягиваются и более слабые. В работу включен каждый ученик, при этом все действуют с одной скоростью, никто в принципе не может ни отстать, ни убежать вперед. Симон Львович Соловейчик писал о своей коллеге: « Лысенкова поняла: если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль. В классе не должно быть мертвой тишины! Пусть на первых порах даже во время самостоятельной работы беспрестанно звучит голос ученика, голос мыслящего человека. Он и будет задавать общий темп умственной деятельности».

Слайд 8

Игорь Павлович Волков (1927 – 1999 ) Педагог-новатор, учитель черчения и рисования, кандидат педагогических наук (1983), заслуженный учитель школы РСФСР (1982). Основная новаторская идея – создание механизма реализации творческих способностей детей и осуществление педагогического руководства процессом развития индивидуальности каждого школьника.

Слайд 9

Цели и задачи уроков Проектирование начинается с четкого определения конечной цели. Конечная цель была определена так: общее развитие и формирование качества творческой личности младших школьников. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для выявления и развития способности детей.

Слайд 10

Конкретные задачи были сформулированы И.П. Волковым как: Включить детей в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ. Выработать гибкие умения, позволяющее учащимся быстро осваивать новые виды труда, тесть перенос знаний и навыков. Развить сообразительность и быстроту реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью.

Слайд 11

Анализируя свой многолетний опыт, учитывая цели и задачи обучения творчеству, а также психологические особенности школьников, И.П. Волков сформировал исходные принципы, ориентиры, которыми должны руководствоваться преподаватели при проектировании и организации уроков творчества: Знания – фундамент творчества; Строгий отбор учебного материала; Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала; Разностороннее развитие ребёнка; Формирование устойчивого интереса к учению; Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого; Постоянный контроль за работой ученика; Индивидуальный подход.

Слайд 12

Шалва Александрович Амонашвили (08.03.1931 г.) Грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, исследователь-экспериментатор и практик. Ш.А. Амонашвили научно обосновал и проверил на практике принципы вовлечения шестилетних детей в школьную жизнь. «Яркая, насыщенная событиями школьная жизнь с многообразием целенаправленных действий есть та благоприятная среда, в которой каждый маленький ученик находит условия для активного проявления своих возможностей, способностей, для развития своих внутренних сил», – писал он.

Слайд 13

Основные методические подходы Технология обучения детей с шестилетнего возраста. Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей. Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию. Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

Слайд 14

Общие компоненты структуры уроков Постановка перед учащимися учебно-познавательных задач урока, т. е. возбуждение у школьников интереса и мотивов к самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности, к знаниям (этот компонент обычно предварял последующий ход урока); Организация и управление процессом присвоения школьниками учебного материала, развития у них умений и формирования навыков (этот компонент основной в структуре урока; от разнообразия дидактических целей и задач, составляющих суть этого компонента, зависит и многоплановость урока в целом); Содержательно-оценочная деятельность учителя и учащихся, носящая индивидуальный и коллективный характер и сопровождающая процесс разрешения учебно-познавательной задачи; Подведение итогов урока в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами, выдвижение школьниками задач по совершенствованию собственных знаний, умений и навыков.

Слайд 15

Обучение письму по методике Е.Н. Потаповой «работа над каллиграфией помогает усвоению грамотного письма: аккуратно, чётко написанные буквы лучше осознаются школьниками, лучше воспринимаются и запоминаются, нечёткое написание букв приводит к ошибкам; привычка к неаккуратному письму снижает качество запоминания».

Слайд 16

Первый этап - развитие мускульной памяти; Второй - развитие тактильной памяти; Третий - закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв. Все этапы связаны между собой, сочетаются на одном уроке.

Слайд 17

Особенности методики Е.Н.Потаповой Развитие мускульной памяти; Приём калькирования; Развитие синтетического, логического мышления, внутренней и внешней речи, памяти, творческих способностей обучающихся; Эффективное формирование у младших школьников не только каллиграфического навыка письма, но и скорости письма; Развитие фонематического слуха; Развитие пространственного мышления; Решение задач обучения и воспитания в комплексе; Обучение письму леворуких детей: Образное изображение букв; Конструирование буквы; Зрительный анализ буквы.

Слайд 18

Виктор Федорович Шаталов (01.05.1927 г. – 20.11.2020 г.) Виктор Фёдорович Шаталов - российский и украинский педагог- новатор; народный учитель СССР (1990); заслуженный учитель Украинской ССР (1987); почётный доктор академии педагогических наук Украины. В.Ф. Шаталов предпринял попытку решить неразрешимую на первый взгляд задачу: сделать всех учеников успешными.

Слайд 19

Принципы методической системы В.Ф. Шаталова принцип наглядности; принцип крупноблочного введения теоретического материала; принцип многократного вариативного воспроизведения; принцип гармоничного развития репродуктивного и продуктивного видов мыслительной деятельности; принцип проблемности ; принцип целенаправленного формирования рациональных приемов умственной деятельности; принцип открытых перспектив; принцип бесконфликтных ситуаций

Слайд 20

Одна из особенностей опыта В.Ф. Шаталова - обеспечение учебного процесса оригинальными дидактическими средствами и пособиями . Это опорные листы и сигналы, конспекты, плашки решаемых задач, открытый лист учета знаний. Все эти пособия активно используются в учебном процессе в школе и дома.

Слайд 21

Последовательность этапов изучения новой темы (по сути - алгоритм) Развернутое объяснение зрителя; Сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам; Изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов); Работа с учебником и листом опорных сигналов, в домашних условиях; Письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке; Ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей.

Слайд 22

Методические приемы системы обучения В.Ф. Шаталова «полетное» повторение, «десантный» метод, метод цепочки, поиск ошибок в книгах, решение задач по выбору, решение в четыре руки, решение снизу вверх, поощрение подсказки, шестой балл, творческий конспект, скороговорки

Слайд 23

Приемы коллективной познавательной деятельности В.Ф. Шаталова: взаимная консультация обучающихся, взаимопроверка знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими. На занятиях использование приемов игры. В учении школьников нет принуждения, нет и страха из-за "двойки" иметь неприятности с родителями или учителями. Отметку при желании всегда можно исправить и повысить, пересдается вся тема. Ученик учится без "троек".

Слайд 24

Учителя-новаторы Ш.А. Амонашвили , С.Н. Лысенкова , В.Ф. Шаталов, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин и другие вышли за пределы массового опыта, выдвинули идеи, послужившие отправной точкой для возникновения «нового педагогического мышления».

Слайд 25

Источники Особенности профессиональной деятельности учителя-новатора Потаповой Елены Николаевны. - https://vuzlit.ru/566564/osobennosti_professionalnoy_deyatelnosti_uchitelya_novatora_potapovoy_eleny_nikolaevny Педагогическая система И.П.Волкова. - https://elib.bspu.by/bitstream/doc/42526/1/%D0%9F%D0%94.pdf Помелов В.Б. С ребенком к предмету или с предметом к ребенку. - https://cyberleninka.ru/article/n/s-rebenkom-k-predmetu-ili-s-predmetom-k-rebenku-k-25-letiyu-dvizheniya-pedagogov-novatorov/viewer Системы обучения и воспитания учителей-новаторов. - https://elib.bspu.by/bitstream/doc/17805/1/%D0%A3%D1%87.pdf Шалва Александрович Амонашвили . - http://media11.ru/sssr/shalva.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование методики ведения урока с целью повышения его эффективности.

Традиционные уроки не всегда эффективны. Чтобы урок стал для детей боллее интересным, нужно применять разные формы работы....

Совершенствование методики ведения урока с целью повышения его эффективности.

Традиционные уроки не всегда эффективны. Чтобы урок стал для детей боллее интересным, нужно применять разные формы работы....

Совершенствование методики ведения урока.

Традиционные уроки не всегда эффективны. Чтобы урок стал для детей боллее интересным, нужно применять разные формы работы....

Совершенствование методики обучения литературному чтению

Выступление:«Совершенствование методики обучения литературному чтению в начальной школе в связи с ведением ФГОС НОО»      Программа разработана на основе Федерального государс...

«Совершенствование методики преподавания в начальной школе за счет внедрения инновационных педагогических технологий».

laquo;Совершенствование методики преподавания   в начальной школе за счет внедрения инновационных педагогических технологий»....

Сертификат учителю- новатору

сертификат подтверждает активную работу на ЭОП Яндекс Учебник...