Составление расписания для ребенка с РАС
статья

капкова ольга николаевна

Данная методическая разработка поможет учителям-логопедам, дефектологам, родителям при составлении визуального расписания для ребенка с РАС

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составление расписания для ребёнка с РАС Составила: учитель-логопед Капкова О.Н. Март 2022год Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 46 Калининского района Санкт – Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия»

Слайд 2

Что такое визуальное расписание? Это набор определенных символов ( предметов, картинок, фотографий, слов), которые рассказывают ребенку , что должно произойти и в какой последовательности.

Слайд 3

Зачем нужно расписание? -помогает улучшить понимание происходящего; -развивает самостоятельность; -уменьшает количество проявлений нежелательного поведения; -помогает наладить коммуникацию с ребенком.

Слайд 4

Форматы расписаний: - предметное; - в виде книги или альбома (со словами или картинками на каждой странице); - линейное (в виде картинок или фотографий, расположенных в линию); - написанное расписание.

Слайд 5

Типы расписаний: - расписание активностей (на уроке, на перемене, на улице и.т.д .); - расписание специфичных активностей (алгоритмов действий) - чистка зубов, мытьё рук, загрузка белья в стиральную машину и.т.д . - расписание дня в школе (уроки, перемены, рутины, режимные моменты); - домашнее расписание дня (занятия, игра, прогулка, сон и.т.д .).

Слайд 6

С чего начать? 1. Проверить навыки, которые необходимы ребёнку для умения пользоваться расписанием: - различение картинки (фона)- определить, какой размер картинки ребёнок различает и на каком фоне; - умение читать - определить, какой размер напечатанного слова ребёнок может прочитать; - умение соотносить картинка-объект, напечатанное слово-объект; - определение мотивации; - сформированные навыки активностей; -тактильное восприятие. 2. Определить насколько продолжительным будет зрительное расписание (на урок, на часть дня, на весь день).

Слайд 7

Исходя из этого выбирается формат расписания: - предметное; - в виде книги или альбома; - линейное (в виде картинок или фотографий, расположенных в линию); - написанное расписание .

Слайд 8

Предметное расписание

Слайд 9

Предметное расписание – расписание в виде предметов. Что необходимо? Создание списка предметов, которые вы собираетесь использовать. Например: -заниматься с учителем – красный контейнер; -обедать – ложка; -посещение туалета – туалетная бумага; -прогулка – шапка. Как происходит работа? Ребёнку дают предмет прямо перед переходом от одного к другому виду деятельности. Ребёнок берёт предмет и использует его в следующей деятельности. Использование предмета, который будет использоваться в следующей активности может помочь понять, что будет дальше и поможет в переходе от одной активности к другой.

Слайд 10

Расписание в виде альбома (книги)

Слайд 11

Расписание в виде альбома (книги). Чему необходимо научить ребёнка? -переворачивать страницы; -указывать; -доставать и убирать материалы. Что необходимо? -альбом на кольцах; -картинки, фотографии или напечатанные слова(ламинированные); -липучка; - контейнеры для материалов; -место, где находятся контейнеры с задания ми.

Слайд 12

Последовательность работы: открыть книгу; показать на страницу; взять объект; выполнить активность; вернуть объект на место; вернуться к книге-расписанию; перевернуть страницу; продолжить выполнять задания; после последнего подкрепления , перевернуть страницу и убрать расписание Обязательно использовать подкрепление!

Слайд 13

Первое альбомное (книжное) расписание . 1.Расписание должно быть коротким (не более 5 активностей). 2.Первая и последняя активности должны быть очень интересны ребёнку (игрушки, прекус .). 3.Обязательно включать задание на социальное взаимодействие.

Слайд 14

Какие активности можно использовать? Те, которые ребёнок научился выполнять самостоятельно. Примеры: - с ортировка по форме; - разложить л ото; - собрать п азлы ; - с ортировка по цвету; - вкладыши; -м озаика и.т.д .

Слайд 15

Как ребёнка обучать самостоятельной работе по книжному (альбомному) расписанию? Перед началом работы по расписанию давайте ребёнку инструкцию, например: «Занимайся по книге». После инструкции с ребёнком больше не разговаривайте ( за исключением случаев социального взаимодействия обозначенных в расписании ) . Не используйте жесты (указательный , кивки головой , или улыбка для подтверждения ) ; н е поддерживайте контакт глаз с учеником. Используйте только физическую поддержку, но постепенно снижайте её.

Слайд 16

Используйте следующую поддержку: Полная физическая (рука учителя на руке ребёнка). Частичная физическая (за запястье, за предплечье, за локоть, за плечо Педагог стоит рядом с ребёнком. Нет физической помощи, но есть «тень позади». Примерное расстояние: 60 см, 150 см.

Слайд 17

Линейное расписание

Слайд 18

Линейное расписание – расписание в виде картинок (фотографий), расположенных слева направо или сверху вниз. Это расписание используется для расписания дня в школе или дома; для расписания активностей.

Слайд 19

Линейное расписание. Это расписание используется для расписания дня в школе или дома и для расписания активностей. 1.Необходимо определить виды деятельности или активности, которые будут присутствовать в расписании ребенка. 2.Определить размер карточек или фотографий. 3.Определить место для расписания (может быть статичное – строго в определенном месте или переносное), обязательно доступное для детей. 4.Определить последовательность расположения картинок -слева направо или сверху вниз (порядок не должен меняться). 5.Продумать , как будут помечаться выполненные этапы (убирать картинку, актуализировать активность). 6. Если ребенок только начинает учиться чтению, то необходимо добавить к расписанию из картинок написанные слова.

Слайд 20

Написанное расписание

Слайд 21

Письменное расписание – расписание, которое написано от руки или напечатано. Оно может быть в написано в блокноте, ежедневнике, напечатано в планшете.

Слайд 22

Визуальное расписание - не жестко закрепленная рутина, оно ДОЛЖНО меняться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данные обследования ребенка с РАС для составления индивидуального образовательного маршрута.

Информация о раннем этапе развития ребёнка, коррекционно-развивающей работе в дошкольный период, данные диагностики, проводимой специалистами образовательного учереждения, в которое поступил ребёнок с...

Конспект урока по математике (4 класс). Тема:Составление таблицы по тексту задачи. Составление текста задачи по таблице. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Цели деятельности учителя: - Повторение пройденного материала по теме «Описания величин. Таблицы»;Планируемые результаты:     Предметные: - Знать табличную форму п...

Карточки с названием предметов для составления расписания

Карточки с названиями предметов для начальной школы, которые можно распечатать и использовать на магнитной доске для составления расписания и записи домашнего задания. Решила поэкспериментировать и до...

Обучение ребенка с РАС использованию визуального расписания в рамках урочной деятельности.

В своей статье я хочу подробно разобрать визуальное расписание, его функции и значение для ребенка с РАС. Остановиться на таких вопросах, как: подбор визуального расписания для ребенка, обучение ребен...

методические рекомендации по составлению Специальной Индивидуальной Программы Развития ребенка (СИПР)

Эт презентация содержит рекомендации по составлению СИПР, таблицы, графики и т.д....

Что такое визуальное расписание для ребенка с аутизмом?

Система альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с аутистическими чертами, нарушениями интеллекта способствуют повышению уровня вербальной информациии, снижает частоту проявления...