РП
рабочая программа (3 класс)

Сидорова Валентина Петровна

.  С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи и двигательных функций. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, малоподвижность, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы работы с опорно-двигательным аппаратом и коррекцией речи. Логоритмика с элементами театрализации является наиболее наполненным эмоциональным звеном логопедической и двигательной коррекции, сочетающей исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в дисграфии, звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_logoritmike.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №

Красносельского района Санкт-Петербурга

РЕКОМЕНДОВАНА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

Решением педагогического совета

ГБОУ СОШ №

Протокол №7

от «15»  июня 2017 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

ГБОУ СОШ №

№223-од  от «20»  июня  2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по общеинтеллектуальному направлению

внеурочной деятельности

«Логопедическая ритмика»

Класс: 3-г

на 2017/2018 учебный год

РАЗРАБОТЧИК:

классный руководитель

3-г класса

пед.стаж–5 лет

Санкт-Петербург

2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Логопедическая ритмика» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальная и основная школа. М.: Просвещение, 2012;

Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. (М.: Просвещение, 2011), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы";

Инструктивно-методическое письмо ««Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»№ 03-20-2057/15-0-0 от 21.05.2015;

Комплексный региональный план по подготовке и проведению в образовательных организациях Санкт-Петербурга в 2017/2018 учебном году мероприятий, посвященных государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры№ 03-28-4345/17-0-0 от 14.08.2016;

План внеурочной деятельности ГБОУ СОШ №  на 2017-2018 учебный год

Актуальность.  С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи и двигательных функций. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, малоподвижность, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы работы с опорно-двигательным аппаратом и коррекцией речи. Логоритмика с элементами театрализации является наиболее наполненным эмоциональным звеном логопедической и двигательной коррекции, сочетающей исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в дисграфии, звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Практическая значимость. Программа предназначена для учителей-логопедов, музыкальных руководителей и педагогов специальных классов (коррекционных, компенсирующих) и ОУ. Подробное учебно-тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов логоритмических занятий помогут педагогам свободно внедрять программу в своих образовательных учреждениях.

Инновационная направленность. Программа «Логоритмика» -  первая программа по логоритмике для детей школьного возраста, полностью соответствующая лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного и двигательного запаса, общему оздоровлению организма.

Базис программы: модифицированная программа «Логоритмика» базируется на основных положениях программ и методических пособий:

по логопедии:

  • Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г. А. Каше;
  • Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
  • «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
  • «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»

Т. А. Ткаченко;

  • Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
  • Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
  • Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и     С. В. Коноваленко;
  • Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;
  • Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Н.А. Гросс;

по логоритмике:

  • Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.

по оздоровлению детей:

  • Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
  • Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;
  • «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева,                    Б.Б. Егорова;
  • Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.

Программа «Логоритмика» для обучающихся по программе начального общего образования

  • Пояснительная записка,
  • Цель и задачи: коррекция нарушений речи и развитие речевого аппарата, развитие музыкальных и творческих способностей ребенка, развития макромоторных функций, укрепление и развитие опорно-двигательного и вестибулярного аппарата, развитие эмоционального интеллекта и укрепление здоровья детей;
  • Диагностические материалы,
  • Тематический план,
  • Учебно-тематические планы,
  • Предполагаемые результаты.

Цель логоритмики: профилактика, преодоление и развитие речевых способностей и возможностей опорно-двигательного аппарата путем развития, воспитания, коррекции двигательной (микро, макро моторной) сферы в гармоничном единстве со словом, воображением и музыкой.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции;
  • развитие фонематического восприятия;
  • расширение лексического (вербального, эмоционального, двигательного) потенциала;
  • развитие вестибулярного аппарата, слухового внимания и двигательной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
  • развитие творческой фантазии и воображения;
  • структурирование целостного  взаимодействия систем восприятия.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и вегетативной систем, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры, малые акробатические формы, литературно-драматургические и хореографические тексты.

Если  ребенок не говорит или говорит плохо - есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. Очень трудно осуществлять логопедическое воздействие с детьми начальных классов - ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т.д.

Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки, воображения и движения. 

Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др., необходимо использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений и развитие речевого аппарата путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, воображением  и музыкой.

Для специалистов практикующих логоритмику можно рекомендовать  изучение теоретических основ, методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, разрабатывающих эту тему (М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.)

В системе логоритмической работы с детьми можно выделить два направления: воздействие на неречевые и речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

К проведению логоритмического занятия, предъявляются определенные требования:

  • Занятия по логоритмике проводятся 2 раза в неделю (желательно в 1-ой половине дня).
  • Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 30 до 40 минут в зависимости от возраста детей.
  • Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические, музыкально-хореографические и театрализованные темы.
  • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
  • Каждое занятие представляет собой тематическую и музыкально-игровую целостность.
  • В сюжете занятий используются: классические музыкальные произведения, тренинговая музыка, стихи и сказки русских и зарубежных писателей, народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

Содержание программы: логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

Хореографическая гимнастика, сцен движение, сцен речь, песни и стихи, сопровождаемые мелким и амплитудным движением рук.

 

Развитие мелкой и крупной моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, музыкальной, эмоциональной и хореографической памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с театрализованными программами.

 

Развитие речи, внимания, вестибулярного аппарата.

Развитие чувства ритма и пространственного воображения.

Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.

 

Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих и сценических способностей.

Декламация для автоматизации и дифференциации звуков,

фонопедические упражнения.

 

Коррекция звукопроизношения,

укрепление гортани и привитие

навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры, танцы, сценические упражнения.

 

 

Развитие эмоциональной сферы,

ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям.

 

Развитие мышечно-двигательной и

координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества.

 

Расширение активного лингвистического  запаса.

         Последовательность коррекционной и компенсаторной  работы варьируется в соответствии с характером речевых нарушений и нарушений функций опорно-двигательного аппарата, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

 В артикуляционную гимнастику  включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировка повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками в групповых занятиях, оказывается целенаправленная индивидуальную помощь.

Большое значение на логоритмических занятиях играет музыка в тщательно подобранных музыкальных темах, темпах и текстах. Внедрение ИКТ в процессы обучения и воспитания позволяет обеспечить музыкальное и видео сопровождение. На занятиях может быть  активно использован компьютер, DVD-центр. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, размером, темой и настроением.     Преподавателем осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

    Речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики проводятся также  под музыкальное сопровождение. Главной задачей театрализованных игр является ритмическое исполнение стихотворных текстов, согласованных с движениями.

Упражнения разучиваются  поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все в комплексе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен, постановка хореографических движений, должны проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

    При работе над дыханием обращается особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение.  Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни и стихотворные тексты, классические музыкальные произведения, мотивирующие образность мышления и эмоциональный настрой.

    Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и пластических движениях, выражающих эмоциональную наполненность и тематические переживания, открытость дружеских отношений, что дает детям положительные и радостные эмоции.     Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детском коллективе. В коммуникативных сценках, танцах и играх оценивается качество выполнения движений и их настроение, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

    Самым важным является координированная работа всех этих составляющих. Только при выполнении этих условий речь и движения обретут  красоту, звучность и выразительность. Поэтому на занятиях по логоритмике  отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимодействие,  слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.

   Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться активно взаимодействовать.

    Необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Сцен речь, хореографические игры, динамические паузы и другие приемы логоритмики могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями ГПД, дефектологами и психологами на своих занятиях. Эти же упражнения и игры предлагаются родителям в качестве рекомендаций для закрепления в домашних условиях.

    Учитывая принципы систематичности и последовательности,  разрабатываются перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которых является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной и эмоциональной координации.

При составлении тематического плана выделяются следующие направления работы:

  • развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  • формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
  • развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
  • развитие общей моторики – хореографические, динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
  • развитие мелкой и крупной моторики – театрализованные хореографические игры и упражнения с речевым сопровождением.

При разработке логоритмического занятия учитывают главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые и двигательные возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняются психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений.     Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку –  залог успешной работы.

Логопедическая ритмика, полезна всем детям имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого и психофизического развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка и его двигательных способностей вне зависимости от вида речевого нарушения и нарушения опорно-двигательного аппарата, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.

Принципы построения программы

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются  психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, преподавателем движения и актерского мастерства, учителями начальных классов. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками ОУ на основании заключений о состоянии здоровья ребенка.

3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования и коррекции двигательных функций, звукопроизношения, порядок усвоения фонем и двигательного потенциала, всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка и характерным закономерностям опорно-двигательного аппарата. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача педагога  -  соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме в той же последовательности, в какой слагаются нормы восприятия и функционирования моторной лексики.

 5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.

6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощию педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

 8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения и воспроизведения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков, по тому же принципу формируется арсенал двигательной лексики.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его состояние здоровья, индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – театрализованные игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных и хореографических (театральных) упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития в освоении двигательного материала, коррекции речи, оздоровлении каждого ребенка, а также создание театрализованных сценических программ, призванных продемонстрировать продуктивность выбранного коррекционного направления, постановок в которых помимо детей участвуют их родители, создавая таким образом мотивированную атмосферу сотрудничества и результативности.

        Содержание занятий по логоритмике

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. 
  • Динамические театрализованные упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыками письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  На логоритмических занятиях совместно с преподавателем движения, логопедом и по рекомендации врача-педиатра используются:
  1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
  2. выработка продолжительного речевого выдоха,
  3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, эмоциональную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается музыкальный и фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Двигательные игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Наряду с  хореографическим и театральным движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Театральные этюды.  Очень часто у детей с ВНИ маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды, как и выразительная хореография, развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные театрализованные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Учебно-тематический план

  • Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
  • Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки и учебные принадлежности.
  • Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок.
  • Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
  • Развивать слуховое внимание.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
  • Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.
  • Воспитывать мотивацию к учению.

  • Уточнить артикуляцию звука [У] в проговаривании чистоговорок.
  • Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АУ], [УА].
  • Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных [А - У].
  • Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
  • Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.

  • Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
  • Уточнить артикуляцию звуков [М – М’] и закрепить их чистое произношение в речевых играх.
  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [М], [М’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
  • Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.

  • Закреплять знания детей об осени, как времени года.
  • Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».
  • Упражнять детей в выделении звука [О] в слогах и словах.
  • Уточнить артикуляцию звука [О] в проговаривании чистоговорок.
  • Уточнить артикуляцию звуков [А – У – О], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [АОУ], [УОА].
  • Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
  • Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [С], [С’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
  • Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.

  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Х], [Х’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
  • Воспитывать у детей любовь к природе.

  • Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ш], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.
  • Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.

  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Л], [Л’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
  • Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.
  • Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.
  • Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.

  • Уточнение артикуляции звука [Ы], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
  • Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.
  • Учить детей выделять звуки [Ы - И]  из ряда гласных звуков.
  • Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
  • Развивать мимику детей и пантомимику.
  • Воспитывать правильное речевое дыхание.
  • Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.

  • Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Н], [Н’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Учить детей правильно пропевать звук [Н] в логопедических распевках.
  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.
  • Закреплять умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, музыке, театру, искусству.

  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Р], [Р’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Закреплять умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [К], [К’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
  • Закреплять умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
  • Воспитывать у детей любовь к искусству и творчеству.

  • Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [П], учить детей пропевать прямые и обратные слоги.
  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [П], [П’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Учить детей дифференцировать звуки [П - Б] в речевых играх, логопедических распевках.
  • Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
  • Воспитывать у детей любовь к музыке, разговорной и сценической речи, театру.

  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Т], [Т’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
  • Закреплять умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
  • Воспитывать у детей любовь к литературе

  • Уточнение артикуляции звука [И], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
  • Учить детей выделять звуки [И - Ы]  из ряда гласных звуков.
  • Закрепление артикуляции звука [И] в фонематических упражнениях.
  • Уточнить артикуляцию звуков [А – У – О - И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ].
  • Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции гласных [А], [У],  [И],  [О].
  • Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
  • Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
  • Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.

  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [З], [З’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Закрепить правильное произношение звука [З] в прямых и обратных слогах, логопедических распевках.
  • Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Воспитывать у детей любовь к природе и традициям своего народа.

  1. Посуда.
  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [В], [В’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов.
  • Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.
  • Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
  • Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

  • Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ж], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки.
  • Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
  • Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Воспитывать трудолюбие.

  • Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах.
  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Б], [Б’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Г], [Г’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Активизировать глагольный словарь.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.

  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Д], [Д’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре.
  • Активизировать глагольный словарь.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
  • Закреплять умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

  • Закрепить представление о звуке [j] в пении вокализов.
  • Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных.
  • Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух.
  • Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения  движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
  • Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.
  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей. Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к традициям народа. Воспитывать  любовь к своей малой родине, ее культуре.

  • Закрепить представление о букве «Ь».
  • Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
  • Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.

  • Закрепить представление о звукосочетании [jЭ] в пении вокализов.
  • Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
  • Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
  • Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.

  • Закрепить представление о звукосочетании [jО] в пении вокализов.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
  • Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
  • Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения  движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.

  • Закрепить представление о звукосочетании [jА] в пении вокализов.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
  • Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим.
  • Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.

  • Разучить с детьми комплекс игрового массажа.
  • Закрепить представление о звукосочетании [jУ] в пении вокализов.
  • Формировать правильное речевое дыхание.
  • Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
  • Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения  движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
  • Закреплять умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

  • Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ц], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
  • Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
  • Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.
  • Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.
  • Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
  • Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения  движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
  • Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.

  • Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ч], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Закреплять умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

  • Закреплять умение различать на слух согласный звук [Щ], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
  • Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
  • Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
  • Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения  движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
  • Воспитывать у детей любовь к природе.

  • Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Ф], [Ф’], определять первый и последний согласный звук в словах.
  • Закрепить правильное произношение звука [Ф] в дыхательных играх.
  • Учить детей дифференцировать звуки [Ф - В] в речевых играх.
  • Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
  • Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала.

  • Уточнение артикуляции звука [Э], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
  • Уточнить артикуляцию звука [Э] в длительном и коротком пропевании.
  • Учить детей выделять звуки [Э] - [jЭ]   из ряда гласных звуков.
  • Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
  • Развивать мимику детей и пантомимику.
  • Воспитывать правильное речевое дыхание.
  • Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
  • Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.
  • Закреплять умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

  • Закрепить представление о букве «Ъ».
  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
  • Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
  • Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, культуре, традициям России.

Предполагаемые результаты (для учителя):

  • Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.
  • Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.                            (Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ).
  • Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
  • Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
  • Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. (Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма).
  • Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.( Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега).
  • Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
  • Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
  • Положительные  результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями  (дети  внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
  • Улучшение результатов диагностик развития речи. (Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата. Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках).
  • Воспитание бережного отношения к природе, животным.
  • Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.

                 


Календарно-тематическое  планирование

№ ур.

               Тема  урока

Кол.

час.

Дата

1.

Вводные упражнения

   1

5.09.2017

2-3

Ритм. Музыка. Речь

   2

12,19.09.2017

4-6

Движения на координацию

   3

26.09.2017-3,10.10.2017

7-8

Движение и слово

   2

17,24.10.2017

9

Хореографическая гимнастика

   1

14.11.2017

10

Музыкально-ритмические игры

   1

21.11.2017

11-12

Логопедическая гимнастика. Вокально-артикуляционные упражнения

  2

28.11.2017-5.12.2017

13-14

Слог. Ударение. Ритм

  2

12,19.12.2017

15-16

Формирование двигательной памяти (движение- музыка)

  2

26.12.2017-16.01.2018

17-18

Декламация. Фонопедические упражнения

   2

23,30.01.2018

19-20

Хореографическая гимнастика

   2

6,13.02.2018

21-22

Музыкально-ритмические игры

   2

20,27.02.2018

23-24

Упражнения на развитие мимических мышц

   2

6,13.03.2018

25-26

Коммуникативные игры. Танцы

   3

20.03.2018-10.04.2018

27

Упражнения на развитие словотворчества

   1

17.04.2018

28-30

Ритм. Жест . Музыка

   2

24.04.2018-15.05.2018

31

Мини-спектакли. Танцевальные композиции

   1

22.05.2018


Литература

  • Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
  • Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.-  СПб.: ЛОИРО, 2007;
  • Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. -  М.: ТЦ Сфера, 2008;
  • Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
  • Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  • Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
  • Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». -  М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
  • Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  • Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.:  ТЦ Сфера, 2004;
  • Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
  • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  • Ковалько В.И.  Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. -  М.: ВАКО, 2005;
  • Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и  Д», 2000;
  • Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
  • Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д»,  2005;
  • Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;
  • Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  • Радынова О.П.  Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. -  М.: Просвещение Владос, 1994;
  • Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
  • Тютюнникова Т. Э.  Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
  • Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
  • Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. -  М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
  • Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
  • Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
  • Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
  • Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
  • Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. -  М.: Айрис-пресс, 2007;