Как рассказать детям о Масленице
статья

Кожина Светлана Михайловна

В данном материале описаны традиции празднования Масленицы, заклички, русские народные игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как рассказать детям о Масленице0 байтов
Microsoft Office document icon maslenitsa.doc43 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                     Масленица.

 

-Здравствуй, Масленица дорогая!

 Наша гостьюшка годовая!

 Приезжай на конях вороных,

 На саночках расписных,

 Чтобы слуги были молодые,

 Нам подарки везли дорогие,

 И блины, и калачи,

 К нам в окошко их мечи!

       Масленицу ввозили во двор (на поляну, площадь) на санках, пели песни и читали стихи- заклички, в которых весну зазывали, Масленицу задабривали!

-Дорогая наша гостья, Масленица.

-Дуня белая, Дуня румяная.

-Коса длинная трехаршинная.

-Брови черные подведенные.

-А кто у нас гость большой?

-Масленица!

-Обращались к Масленице и с такими словами:

-Ой, да Масленица широкая, на двор въезжает!

 А мы ее встречаем,

 А мы ее красивую встречаем!

 Ой, да Масленица, погости недельку,

 Широкая, погости другую!

 Масленица: «Я поста боюсь!»

 Ой, да Масленица, пост еще далеко!

       Масленицу праздновали неделю. Веселились, гуляли, в гости ходили, угощались блинами и другими праздничными явствами. А затем начинался строгий пост.

       Вся праздничная неделя была расписана по дням:

1. «Встреча».

Масленица представлялась нашим предкам человекообразным существом. Ее соломенное чучело молодежь изготавливала в понедельник и устанавливали во дворе (на площади).

2. «Заигрыш».

В этот день принято было играть в разные народные игры, кататься на санках, устраивать турниры и соревнования на силу и ловкость.

-Давайте и мы с вами поиграем…

3. «Лакомка».

Начинали печь блины, угощать родных и приходящих в дом людей.

4. «Разгуляй день».

Ходили в гости друг к другу, устраивали посиделки.

5. «Тещины вечеринки».

6. «Золовкины посиделки».

7. «Прощеный день».

В воскресенье Масленицу провожали с большим почетом. Люди встречались, просили прощения друг у друга, обменивались подарками (пряниками, конфетами, баранками). Затем устраивали разные зрелищные игры: перетягивали канаты, доставали призы с шеста, боролись, катались с горок (кто дальше скатиться, кто до прялки докатиться), катались на упряжках по ледяным дорожкам, играли в снежки, строили крепости, устраивали гонки на одной лыже, танцевали, пели песни, угощались блинами. Затем жгли Масленицу.

-Гори, гори ясно,

 Чтобы не погасло!

 Глянь на небо,

 Птички летят,

 Колокольчики звенят!

       Костер воспринимался людьми, как имитация солнечного света и тепла, люди верили, что он своим теплом способен пробудить силу земли и обеспечить хороший урожай. Масленицу сжигали, чтобы она воскресла вновь в виде колосьев хлеба. С этой целью, пепел разбрасывали по полю. Люди прыгали через огонь. Считалось, что огонь очищает людей, отпугивает от них зло, прогоняет нечистую силу.

       Иногда Масленицу заменяло колесо, имитирующее солнца. На седьмой день его обмазывали дегтем, обматывали соломой и поджигали, спуская с горы.

-Ай, да Масленица обманщица!

 До поста довела,

 Сама удрала!

 Масленица, воротись!

 В новый год покажись!

       Давайте и мы совершим старинный обряд и с песнями, плясками проводим Масленицу! А после поиграем в русские народные игры.

1.«ДУДАРЬ»

Считалкой или по желанию выбирают ведущего – Дударя. Он садится или встает в центр круга. Остальные встают вокруг него в хоровод. Идут по кругу и произносят слова:

Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый старичище,

Дударь, дударь – что болит?

Водящий отвечает, называя любую часть тела: голова, нога, рука, колено…

После этого, все игроки берутся руками за названную част тела своего соседа. Дети опять начинают движение по кругу, стараясь не разорвать хоровод. Произносятся те же слова. Водящий называет другую часть тела. Игра продолжается до тех пор, пока не водящему не надоест быть Дударем. Тогда на вопрос «Что болит?» отвечает: «Ничего не болит!». Тогда все хором отвечают «Вылечили!». После чего игра прекращается или выбирают нового водящего.

2.«ПИРОЖОК»

Играющие выделяют из своей среды «покупателя», а остальные становятся в полукруг, держась за руки. Первый называется «Булочником», последний – «Пирожком», все остальные –«Печь». «Покупатель» подходит к «булочнику» и спрашивает:

- Где мой пирожок?

«Булочник» отвечает:

 - За печкой лежит!

«Покупатель» бежит в сторону «пирожка».

«Пирожок», убегая от «Покупателя» сзади полукруга проговаривает: - И бежит, бежит, бежит... «Пирожок» должен добежать до «Булочника» и встать впереди него. «Пирожок» в этом случае становится «Булочником». Если же «Покупатель» догнал «Пирожок», то новым «Булочником» становится «Покупатель», а «Пирожок» становится «Покупателем». «Пирожок» – всегда новый ребёнок.

3.«ПИРОГ»

Дети стоят друг напротив друга (можно играть, разделив детей на 2 команды). Между ними садится «Пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «Пирог»:

Вот он, какой высоконький.

Вот он, какой мякошенький.

Вот он, какой широконький.

Режь его да ешь!

По окончании последней строчки игроки подбегают к «Пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «Пирога», тот и уводит его с собой. Если играют команды, то на место «Пирога» садится ребёнок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной команде.

4.«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:

 Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

5.«МАСЛЕНИЧНЫЕ ГОРЕЛКИ»

Забаву можно начать с ручейка. Сначала взрослый расставляет детей парами друг за другом. Дети в паре держатся за руки. Руки подняты вверх - образуется ворота. Последняя пара пробегает под воротами из рук и становится первой. Так льется ручеек, пока каждая пара детей не пробежит под воротами. После того, как ручеек закончен, дети начинают петь песенку «Гори, гори- ясно». В это время водящий ребенок стоит впереди ручейка.

 Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

- Дин-дон, Дин-дон,

Выбегай скорее вон!

Как только песенка допета, первая пара разбегается - один ребенок из пары бежит вдоль своей стороны ворот (детей, стоящих в парах, друг за другом), другой ребенок - соответственно вдоль своей. Водящий должен поймать кого-либо из пары, пока им не удалось вновь взяться за руки. Игра тем интереснее, если ребятишек много. Тогда у водящего есть время схватить кого-нибудь из убегающих.

6.«МАЛАНЬЯ» Дети становятся в круг и берутся за руки, в центре круга водящий – Маланья. Все идут по кругу вправо или влево и поют или приговаривают:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Семь сыновей.

Маланья отвечает:

Вот с такими вот руками.

Показывает, с какими руками. Все должны точно повторять её движения. Дети опять поют.

В конце куплета Маланья говорит:

Вот с такими вот носами.

Вот с такими вот усами.

Вот с такими вот глазами.

Вот с такими вот ногами.

Вот с такими вот рогами.

Вот с такими вот ушами.

Вот с такими волосами.

Вот с такими вот зубами.

Вот с такими вот ногтями.

Вот с такою бородою.

Вот с такими башмаками.

Вот с такими сапогами и т.д.

Чем больше водящий придумает названий, тем лучше.

Когда Маланья закончит перечисления, то выбирает из хоровода того, кто, по её мнению, неправильно показывал движения или просто нового водящего.

7.«ЗАРЯ-ЗАРНИЦА»

В эту веселую подвижную игру можно играть с большой компанией детей. Для игры нужна будет яркая атласная лента. Дети становятся в широкий круг, руки у каждого за спиной. Водящий – «Заря» ходит с лентой в руках вокруг хоровода и поет:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые

За водой пошла!

Как только пропеты последние слова песенки, водящий кладет ленту на плечо одному из детей в хороводе и убегает. Ребенок должен взять ленту и бежать с ней в другую сторону. Каждый из них стремиться занять освободившееся место в кругу. Тот, кто успел стать на место, остается в кругу, а оставшийся становится «Зарей».

 8.«ДЯДЮШКА ТРИФОН»

Это старая русская игра, которую любят дети. Ее можно проводить под музыку. Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, а играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

А у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым ведущим, а старый ведущий превращается в обычного игрока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что рассказать детям в день 85-летия ЮА. Гагарина?

Гагарин Юрий Алексеевич -  первый космонавт планеты Земля!Гагарин Юрий Алексеевич -  пилот космического корабля  «Восток».Гагарин Юрий Алексеевич  - лётчик-космонавт ...

Рассказ детям о войне "Помните!"

Рассказ для 3 классаДетям о войне "Помните!"...

«Стихи и рассказы – детям» С.Я. Маршак «Друзья-товарищи»

Урок чтения 2 класс «Стихи и рассказы – детям» С.Я. Маршак «Друзья-товарищи»...

Рассказ детям о хвойных деревьях.

Рассказ детям о хвойных деревьях....

Как рассказать детям о коронавирусе

Консультация для родителей...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: "РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ ВОЙНЫ"

В презентации представлены рассказы детей войны. Этот материал можно использовать на внеклассном занятии, а также на уроке литературного чтения....

Как рассказать детям о Светлом празднике Пасха

Консультация для родителей- "Как рассказать детям о Светлом празднике Пасха"...