Каталог методик диагностики познавательных процессов
учебно-методический материал (1 класс)

Дарья Николаевна Казакова

Сборник методик изучения познавательных процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл каталог37.73 КБ

Предварительный просмотр:

Каталог методик диагностики познавательных процессов

№ п/п

Психический познавательный процесс

Название методики, автор

Цель диагностической методики

Стимульный материал

Характер действий диагностируемого

Краткая процедура обработки результатов

Дошкольный возраст

1.

Восприятие

«Чего не хватает на этих рисунках?»

Р.С. Немов

Выявить уровень целостности восприятия (умения осуществлять зрительный анализ  и синтез)

Серия картинок, на каждой не хватает какой-то существенной детали.

Ребенку предлагается как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий диагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

2.

Мышление (наглядно-образное)

«Складывание разрезных картинок» И.Ю. Левченко

Выявление состояния наглядно-образного мышления.

Разрезные картинки различной трудности: от самых простых, разделенных на две части, до состоящих из 4 - 5 - 6 частей различной конфигурации. Большинство картинок - на прямоугольном фоне, это облегчает составление рисунка, намечая его границы.

Сначала ребенку предлагают сложить на прямоугольном фоне картинку из трех частей. Части картинки в беспорядке кладут перед ребенком на стол и, не называя предмета, изображенного на картинке, предлагают: "Сложи целую картинку".

В протоколе отмечаются название и состав картинки, объяснения экспериментатора, действия ребенка и его словесные высказывания.

3.

Память (опосредствованное запоминание)

Опосредствованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву)

Первый вариант (6 – 10 лет)

И.Ю. Левченко

Выявление уровня опосредованного запоминания.

Для проведения эксперимента необходимо иметь наборы изображений предметов (картинки) и набор слов.

Набор карточек: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка, земляника, фломастер, самолет, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, экипаж, настольная электрическая лампа, картина в раме, поле, кошка.

Слова для запоминания: свет, обед, лес, учение, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, дорога, ночь, мышь, молоко, стул.

Перед ребенком раскладывают рядами все карточки в любом

порядке, но так, чтобы они были ему видны. Затем говорят: «Тебе

нужно будет запомнить ряд слов. Для того чтобы это было легче

делать, нужно каждый раз, когда я буду называть слово, выбирать

такую карточку, которая потом поможет припомнить слово.

При анализе результатов учитывается, что не может быть правильного или неправильного выбора. Анализируется характер связи, которую испытуемый установил между словом и изображением на карточке.

4.

Внимание (активность внимания)

Заучивание 10 слов (предложена А. Р. Лурия)

 И.Ю. Левченко

Выявление состояния памяти,

исследование утомляемости, активности внимания.

Никакого специального оборудования не требуется, однако в

большей мере, чем при использовании остальных методик, необходимым условием является тишина.

Перед началом обследования экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов — простых, разных по

значению и не имеющих между собой никакой связи.

Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение:

«Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу

читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять

можно в любом порядке. Порядок роли не играет. Понятно?».

По результатам исследования составляется график «Кривая запоминания». По форме кривой можно делать некоторые выводы

относительно особенностей запоминания.

5.

Воображение

«Дорисуй» (окончание рисунка по заданной фигуре).

Е.А. Стребелева)

Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, воссоздающего воображения.

На одном листе — четыре круга, на другом — четыре полукруга, нарисованные в ряд на некотором расстоянии друг от друга, набор цветных фломастеров или карандашей.

Сначала ребенку дают один лист с изображением четырех кругов и просят их дорисовать так, чтобы получились четыре разных предмета. Затем предлагают другой лист с изображением шести полукругов и просят нарисовать четыре разных предмета, используя цветные фломастеры.

Оценивается принятие и понимание задания, отношение (заинтересованность) к выполнению задания, анализ рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог методик и упражнений для изучения, развития и коррекции познавательной сферы ребенка

Упражнения для коррекции и развития внимания 1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания Ребенок должен реагировать по договоренности на определенные слова 2. Упражнение на развитие ...

Диагностика познавательных процессов

Диагностика познавательных процессов 2 кл...

«Диагностика познавательных процессов школьников»

Глава 1. Диагностика ощущений.1.1. Исследование роли ощущений в познавательной деятельности.1.2. Исследование мышечно-суставных ощущений. Глава 2. Диагностика внимания.2.1. Определение скорости и...

Диагностика познавательных процессов

План занятия:1.     Приветствие учащихся.2.     Игра на выявление внимания уч-ся.3.     Игра на выявление слуха уч-ся.4....

Диагностика познавательных процессов младших школьников

Представлены диагностические методики, позволяющие выявлять уровень развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста....

Диагностика познавательных процессов младших школьников

Представлены диагностические методики, позволяющие выявлять уровень развития познавательной сферы детей младшего школьного возраста....