Обновлённый ФГОС 2020
материал

Цыбиктарова Тамара Доржиевна

Обновлённый ФГОС 2020

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_fgos_2020.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Обновлённый ФГОС 2020

Новый ФГОС 2020

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершилась  работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС был запланирован на сентябрь 2021 года. Чем они отличаются от предыдущих? 

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

‍«Действующие стандарты недостаточно конкретизированы. Есть, конечно, общие посылы, но содержание отсутствует. Получается, что у нас есть ЕГЭ с конкретными вопросами по результатам, которые не прописаны». 

                                                      Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). 
  • Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.

Другие грядущие изменения

Шахматы в начальной школе

Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.

Источник: school31.centerstart.ru

Второй иностранный язык

Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится. 

ЕГЭ по иностранному языку

В 2020 иностранный язык не будет обязателен для сдачи на ЕГЭ, но по новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Возможно, в 2021 году будет проведена первая массовая апробация. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения. 

Источник: unsplash.com / @sandym10

ЕГЭ по истории

Вопреки опасениям школьников и родителей, обязательного ЕГЭ по истории в 2020 году не будет. Более того, нет ни одного документа или стандарта нового поколения, предполагающего включение этого предмета в число обязательных и в более отдалённой перспективе. Подобное изменение в части любого предмета потребует несколько лет для разработки и обсуждения экзаменационной модели для обязательного экзамена, её апробации и доработки. Такая работа не ведётся в настоящее время ни по одному из предметов, кроме иностранного языка.

Модернизация

В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.

Резюме

ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников. 

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.

В 2021 году завершится переход на новейшие стандарты третьего поколения. Сейчас продолжается их разработка и совершенствование, а главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость. 

Помимо реализации новых ФГОС, образовательную систему ждут и другие обновления. Так, в некоторых школах введут урок шахмат. Классы будут оборудованы новейшей техникой. Постепенно вводится второй иностранный язык.

Новый ФГОС 2021-2022: изменения — последние новости

Какие изменения школьных рабочих планов и программ по новому ФГОС ожидать в системе НОО и ООО на период 2021-2022 учебного года в России? По данным «Российской газеты», Министерство юстиции уже зарегистрировало приказы Минпросвещения об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования (с 1 по 9 классы). Для школ, родителей и самих учеников это наиважнейшие документы, которые определят содержание всего школьного образования России на многие годы. Их ждали давно, но из-за пандемии работа встала. Новые стандарты начнут действовать с 1 сентября 2022 года. Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действуют сейчас? Сегодня в документах прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии — все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. В документах отмечается, что ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями и пр. О том, может ли быть отмена обязательной вакцинации в регионах России осенью 2021 года, есть ли закон (постановления) об обязательной-добровольной вакцинации и как написать отказ от вакцинации на работе — читайте ЗДЕСЬ https://regioninformburo.ru/10-08-2021-otmena-obyazatelnoj-vakczinaczii-regionov-rossii-kogo-kasaetsya-poslednie-novosti/

В тех стандартах, что действуют сейчас, прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии — все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам. — Я бы назвал эти стандарты стандартами компромисса, — пояснил «РГ» ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. — Изменения начали вносить еще в 2015 году — старались описать результаты образования более конкретно. До сих пор в стандартах были прописаны лишь результаты общего свойства. Например, по математике от школьника требовали «владеть основами математических знаний». И никакой конкретики. В новом документе появились более подробные и конкретные формулировки, например нужно знать теорему Пифагора и применять ее при решении математических задач. Родители недовольны тем, как преподается в школах второй иностранный язык. А он, к слову, по действующим пока стандартам в 5-9-х классах — обязательная часть программы. Обычно это два урока в неделю. По данным опроса на сайте «РГ», качеством изучения второго иностранного языка в российских школах недовольны 65,4% родителей. Похоже, родительский «стон» услышан. В новых образовательных стандартах для основной школы написано: «Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей… и при наличии в организации необходимых условий», — эта норма станет правилом с 1 сентября 2022 года. Но что делать тем ребятам, которые пойдут в 5-й класс уже этой осенью? Хочешь не хочешь, а выбирай второй иняз?

— Прием на обучение в первые и пятые классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновленных стандартов, будет осуществляться школами с 1 сентября 2022 года. Но изменение программ, по которым уже ведется обучение, возможно только при согласии родителей обучающихся, — пояснили «РГ» в министерстве просвещения. Так что родители могут заявить директору школы: «Уберите из расписания второй иностранный язык». И директор обязан будет это сделать. Что интересно, по некоторым дисциплинам, например математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали. С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Родители сразу заволновались: неужели в школе появится еще один предмет?

Как пояснили в министерстве просвещения, о введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки на ребят. — Новые образовательные стандарты дают возможность школьникам получать самые актуальные и востребованные навыки и знания, в том числе и знания финансовой грамотности, — отметили в ведомстве. — Теперь это закреплено на уровне ФГОС как в начальной, так и средней школе в числе обязательных навыков, которые школьники получают по итогам освоения программы. В «началке» эти навыки ребята будут изучать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика». Узнают, что такое семейный бюджет, как связаны трудовая деятельность и экономическое благосостояние. В основной школе с пятого класса ребята начнут узнавать вопросы финансов более глубоко: им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства. И все это тоже будет органично включено в несколько предметов: «Обществознание», «Информатика», «География» и другие. — Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни, — подчеркнули в минпросвещения. — Поэтому новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части гуманитарных направлений, и в части предметов научно-технического цикла, расширить знания школьников о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое воспитание.

Несмотря на то, что новые стандарты начнут действовать с сентября следующего года, школы уже в этом году могут вносить изменения в действующие программы — по желанию родителей. Так, например, через год у пятиклассников необязательным станет изучение второго иностранного языка. Но и в этом году, по заявлению родителей, пятиклассники могут даже и не начинать его учить. Правда, учителя и директора школ опасаются — не посыплются ли за это «копья», не будет ли это нарушением ФГОСов? Разбираемся с директором московской школы N 1679 Павлом Северинцем. — По сути, кроме языковых спецшкол, а у нас в стране их не так много, второй язык в средней школе был профанацией. Это надо признать, — говорит Павел Александрович.- Его либо не было совсем, либо он занимал немного времени в жизни ребят. Мы в школе решили сохранить возможность изучения второго языка, в частности китайского, по выбору семьи.

Дело в том, что количество уроков и срок изучения любого предмета во ФГОСах не регламентирован. Если пятиклассники по решению родителей школы не начнут его изучать в этом году — нарушения не будет. Важно, чтобы дети не потеряли возможность его изучать, а родители не жаловались, что у них забрали эту возможность. Для директора самое важное — грамотно составить учебный план, чтобы довольны остались и родители, и ученики, и учителя. В целом сильно менять привычный ход работы, по словам Павла Северинца, не придется. Новые стандарты, как говорит директор, — это лишь уточнения и актуализация предыдущих версий. — Важно, что в новой версии уточнили требования к результатам обучения, — отметил Северинец. — До этого все было очень расплывчато. Многие учителя, да и администрация часто терялись. Не видели маяков. Также уточнены позиции по электронным образовательным ресурсам, дистанционному обучению: пандемия внесла свои корректировки. Кроме того, обязательной станет Программа воспитательной работы с перечнем мероприятий. Это важно: воспитание никогда не уходило из школы, это часть работы всего коллектива.

Еще одна интересная история: теперь уже в начальных классах малышей будут учить обращаться с деньгами. Как? Появится новый предмет? В минпросвещения успокоили: новых предметов не будет — нагрузка на школьников не повысится. А вот новые «модули» внутри некоторых «старых» предметов появятся. — Новые образовательные стандарты дают возможность школьникам получать самые актуальные и востребованные навыки и знания, в том числе и знания финансовой грамотности, — отметили в ведомстве. — Теперь это закреплено на уровне ФГОСов как в начальной, так и средней школе в числе обязательных навыков, которые школьники получают по итогам освоения программы. В началке эти навыки ребята будут изучать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика». Например, в результатах обучения по предмету «Математика» для начальной школы прописано «использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания… явлений… в том числе в сфере личных и семейных финансов». А в «окружайке» другой аспект: защита личной информации, в том числе финансовой — в реальности и в вирутальном пространстве. В основной школе, с 5-го класса, ребята начнут узнавать вопросы финансов более глубоко: им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства. И все это тоже будет органично включено в несколько предметов: «Обществознание», «Информатика», «География» и другие. — Если школа готова, имеет базу и специалистов, то надо вводить изучение и финансовой грамотности, и кибербезопасности, и программирования. Это полезно и востребовано в современном мире, — считает Павел Северинец.

Игорь Реморенко, ректор МГПУ: — В новых документах нет разделения по годам обучения. Только требования к результатам обучения за начальную школу и за 5-9-й классы в разрезе всех изучаемых предметов. Но есть одно «но». Новые ФГОСы наполнены требованиями так называемого знаниевого свойства: многое нужно просто заучить наизусть. Справедливости ради отмечу: раньше таких моментов было еще больше. Так, ребенок должен был в год выучить чуть ли не сорок стихотворений. Теперь это вполне «подъемная» цифра — 3-4 стихотворения. Вместе с тем, если мы, например, откроем требования по химии, то прочтем: на базовом уровне ученику нужно знать в том числе теорию электролитической диссоциации. Согласитесь, мало кто из нас после школы вспомнит, что это и как применять. Подобных требований достаточно много. Чуть меньше в математике — там упор сделан на решение задач, больше — в истории: например, нужно знать основные даты, ключевые события и этапы истории России и мира с древности до 1914 года.

Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика»: — Утвержденные документы — это все же не полностью новые стандарты, а то, что можно назвать ФГОС 2.0, то есть дополнение к действующим стандартам. Думаю, что серьезного влияния на образование это иметь не будет, хотя декларации там довольно современные. Вообще, на мой взгляд, сам принцип ФГОСов как регулятора исключительно учебного материала устарел. Стандарты нужно принципиально «пересобрать», включив в них прежде всего финансово-организационные механизмы, упорядочив и нормировав источники финансирования, ликвидировать финансовое неравенство школ в разных регионах и заложить принципы оплаты труда, самостоятельности школ, принципы аттестации учителей. Это должен быть стандарт ресурсов, а не стандарт контроля, как сейчас.

«Министерство просвещения утвердило новый порядок организации образовательной деятельности. Он касается начальной школы, средних и старших классов, — сообщила «Российская газета». — Порядок вступил в силу 1 сентября 2021 года. Он будет действовать до начала 2027/28 учебного года». «Новый порядок допускает сочетание разных форм получения образования — в школе и семейное, которое подразумевает, что ребенок осваивает образовательную программу самостоятельно, вне школьных стен, а для старшеклассников — еще и в форме самообразования, — разъяснил начальник управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Пензенской области Алексей Анатольевич Федосеев. ИТОГО: 1) Допускается сочетание разных форм получения образования. 2) Образование может быть получено в школе, а также в форме семейного образования и даже самообразования (последнее — только для старшеклассников). 3) Если родители выбирают семейную форму образования, они информируют об этом местные органы власти за 15 дней до начала учебного года. Или — в течение 15 дней с момента утверждения приказа об отчислении ребенка из школы. 4) Индивидуальный учебный план ребенка формируется с учетом требований школьных стандартов (ФГОС). 5) При реализации образовательных программ используются разные технологии: в том числе дистанционные, электронное обучение. При этом должны соблюдаться гигиенические требования. 6) Школа может использовать сетевую форму образовательных программ. Проще говоря, заключать договор с другими образовательными организациями (например, музыкальными, спортивными школами или другими школами, детскими технопарками) и засчитывать занятия в них за свои школьные уроки. 7) Расписание занятий школа составляет с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности ребенка. Нагрузка распределяется равномерно в течение недели. 8) Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом. 9) Продолжительность каникул — не менее 7 календарных дней. Сроки их начала и окончания школа устанавливает сама. 10) В первом классе нет оценок и домашних заданий. 11) Итоговая аттестация — обязательна для всех: и тех, кто учился в школе, и тех, кто учился в форме семейного образования. 12) Те, кто итоговую аттестацию не сдал или получил «двойку» после всех пересдач, получает не диплом об окончании школы, а справку.

Указанная информация касается учащихся 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов школ и учителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО, изучающих и преподающих такие предметы, как Математика, Алгебра, Геометрия, Информатика (ИКТ), История, География, Природоведение, Окружающий Мир, Биология, Астрономия, Физика, Химия, ОБЖ, Естествознание, Экология, Чистописание, Родной язык, Русский язык, Чтение, Литература, Иностранный язык, Труд, Технология, Черчение, Физическая культура, Изобразительное искусство и Музыка, изучаемых в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8, 9, 10 и 11 классах школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация обновлённых ФГОС НОО

Условия реализации обновлённых ФГОС НОО:обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, воспитание обучающихся;гарантировать  безопасность, охрану и ук...

«Обновлённые ФГОС НОО: изменения в содержании»

В данном выступлении показаны основные изменения во ФГОС НООО -2021...

Рабочая программа по музыке для 1 класса (по обновлённым ФГОС - 2021)

В соответствии с Образовательной программой школы на изучение предмета «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс - 33 часа, во 2 - 4 классах по 34 .Раб...

Сравнение действующих и обновлённых ФГОС

Сравнительная характеристика действующих и обновлённых ФГОС представлена в таблице, где рассматриваются параметры: общие положения,  требования к структуре основной образовательной программы, тре...

Программа по литературе по обновлённым ФГОС. 1 класс.

Программа по литературе 1 класс Школа России  с проверочными работами в виде тестов....