Программа и КТП внеурочной деятельности "Юный патриот"
рабочая программа (3 класс)

Внеурочная деятельность "Юный патриот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_patriot_programma_ktp_3_klass.docx49.45 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа   внеурочной деятельности

по патриотическому воспитанию

3  класс

 «Юный патриот»

2021 – 2022 учебный год

I. Актуальность программы.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

II. Пояснительная записка

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.  В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу  и любящий их. Программа “Юный патриот” рассчитана на 2 года – с 3-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 2 блока ( «Зеленоград – город родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.

1. Цель работы по патриотическому воспитанию:

  • формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  • сохранение истории нашего края для будущих поколений;
  • воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:

  • сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях  нашего города.
  • сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, город, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
  • воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
  • организовать экскурсии по историческим местам  Волгограда
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

3. Исполнители программы:

  • учащиеся
  • классные руководители
  • учителя-предметники
  • психолог
  • родители

5.    Направления работы:

Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.

Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.

Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.

6. Принципы, положенные в основу программы.

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:

  • последовательности
  • гуманизации
  • интеграции
  • системности
  • культуросообразности.

7. Сотрудничество гимназии с другими учреждениями

Учреждение

Формы взаимодействия

Совет ветеранов района

Встречи, беседы, праздники, акции

Объединения дополнительного образования

Посещение спортивных секций,  Дни защиты детей

Предприятия города Зеленограда

Экскурсии на предприятия города, беседы

Исторический музей

г. Зеленограда

Экскурсии, лекции, беседы, презентации, игры для обучающихся

8. Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 2 года. Каждое мероприятие рассчитано на 40 минут и проводится 1 раз в неделю.

В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.

III. Содержание программы.

Программа «Юный патриот» включает в себя два блока:

  • Зеленоград – город родной
  • Родной свой край люби и знай

                           

                             1 блок. «Зеленоград  – город родной»

Задачи:

  • формировать представления о специфике города, об истории города;
  • приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
  • воспитывать гордость, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Зеленограда.

                            2 блок. «Родной свой край люби и знай»

Задачи:

  • формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Волгоградской области
  • воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народов России.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

Программа состоит из двух ступеней:

1 ступень – 3 класс (34 часа);

2 ступень – 4 класс (34 часа).

      Мероприятия по реализации воспитательной программы 3 класс

Название темы

Форма проведения

 

I. Зеленоград– город родной

1

Мой двор

рисунки

2

Удивительное имя нашего города

презентации

3

Герб города

беседа

4

Прогулка-экскурсия по города

экскурсия на автобусе ***

5

Удивительный наряд города

видео экскурсия

6

Характер города. Город владеет культурными богатствами

презентация

7

Характер города. Город владеет духовными богатствами

презентация - беседа

8

Посещение Исторического музея  города

Экскурсия ***

9

Занятия жителей города

беседа

10

Память о прошлом

беседа

11

О чём говорят названия улиц

поисковое задание

12

Посещение кинотеатра, театра

Культпоход***

13

Альбом «Знай и люби свой город»

рисунки, сочинения, мини-доклады

14

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

встреча, беседа***

15

Посещение школьного музея корпус 1017

Экскурсия***

16

Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома.

Экскурсия***

17

Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте

беседа, прогулки по отдельным местам города***

18 - 19

Исторические места города.

Экскурсия*** Презентация

20

Моему городу ….. лет

выставка фотографий

21

Промышленные предприятия города

Экскурсия***

22

Великая Отечественная война в истории моего города

беседа

23

Посещение школьного  музея корпус 844

экскурсия в музей***

24-25

Знаменитые земляки

поисковое задание

26

Знай, люби и гордись своим городом

практикум

27

Моя малая родина

сочинение

28

Писатели в годы Великой Отечественной войны в Москве и Зеленограде

беседа

29

Знакомство с духовной жизнью города

экскурсии по храмам***

30

Герои – земляки Великой Отечественной войны

поисковое задание

31

Экскурсия по Историческому музею

г. Зеленограда

Экскурсия***

32

Изучение прошлого нашего города

беседа

33

Что мы покажем гостям в Зеленограде

оформление уголка

34

Мой город в будущем

защита проекта

*** Посещения, экскурсии и встречи возможны в онлайн формате, в связи с распространением COVID-19.

            Мероприятия по реализации воспитательной программы 4 класс

 

II. Родной свой край люби и знай

1

«Большая Родина». Географическое положение.

беседа

2

 Город Москва – столица нашей Родины.

видео экскурсия

3

Из бабушкиного сундука

фольклорные посиделки, игра

4

Кто нас окружает. Растительный и животный мир нашей области

беседа

5

Красота родной природы

видео экскурсия

6

Дружба народов России

беседа

7

Флаг России

беседа, рисунки

8

Герб России

беседа

9

Гимн России

прослушивание

10

Особенности русской кухни

конкурс блюд

11

Традиционный русский костюм

рисунки

12

Заповедные места России

беседа

13

Игры  и забавы детей

практикум

14

Балы и праздники

презентации

15

Москва в далеком прошлом

беседа

16

Гражданская война на территории Москвы и области

беседа

17

Подвиги москвичей в годы Великой Отечественной войны

беседа

18

Символика России

беседа

19

Кто в государстве самый главный?

ролевая игра

20

Я – гражданин

рисунки

21

Многонациональная Россия

беседа

22

Праздники ,обычаи и привычки русского народа

беседа

23

Москва –всем городам город!

 видео экскурсия

24

Первобытный мир – начало истории человечества

беседа

25

Наши предки

беседа

26

Главные исторические даты нашего города

беседа

27

Москва в годы Великой Отечественной войны

поисковое задание

28

На пути духовного возрождения.

экскурсия в храм

29-30

Знакомство с произведениями литературы и искусства г. Москвы

чтение произведений

31-32

Трудовые достижения и замечательные люди  г. Москвы

поисковое задание

33

Что человечество ценит больше всего.

онлайн экскурсия по памятникам старины

34

   Далекое прошлое нашего края

викторина

IV. Реализация программы.

  1. Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
  2. Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.
  3. Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников, интеллектуальных конкурсов по истории, направленных на воспитание патриотических качеств личности.
  4. Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.
  5. Посещение семей на дому.
  6. Посещение музея –Исторического музея , экскурсия по достопримечательным и архитектурным местам города.

V. Ожидаемые результаты:

  • Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;
  • Повышение уровня духовной культуры
  • Возрождение патриотического воспитания.

Список использованной литературы:

  1. Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2009.
  2. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 2010.- №1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по организации внеурочной деятельности «Растим патриотов»

В России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей, патриотического...

Программа внеурочной деятельности "Патриот"

Программа внеурочной деятельности "Патриот" рассчитана на 18-21 час в условиях летней оздоровительной кампаннии пришкольного лагеря и накправлен на военно-патриотическое воспитание школьников...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Патриот. 2 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Патриот. 2 класс....

рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Растим патриотов"

Данная программа составлена в соответствии с программой духовно-нравственного развития в рамках содержательного раздела ООП НОО «Программы курсов внеурочной деятельности»....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Растим патриотов"

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриот...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Растим патриотов"

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриот...