Интерактивное пособие "Индивидуальная доска задач". Мамчук М.П., учитель ОГБОУ "Шебекинская СОШ с УИОП" Белгородской области
презентация урока для интерактивной доски

Серикова Ольга Сергеевна

Учителем разработан пошаговый алгоритм выполнения домашних работ учащимися. Данный алгоритм хочу представить вашему вниманию. У каждого ребенка есть индивидуальная «доска задач», в которой он фиксирует  последовательность работы над домашним заданием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_posobie_doska_zadach_mamchuk_m.p.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование системы алгоритмов в процессе самоподготовки                 в начальной школе

С января 2020 года  в Белгородской области реализуется региональная стратегия «Доброжелательная школа». Одним из проектов данной стратегии  является «Школа полного дня». Проект подразумевает проведение в школах самоподготовки.

Основной вид деятельности обучающихся  на самоподготовке -  это выполнение домашних заданий.

        При организации  данного вида деятельности я столкнулась с проблемой  низкой эффективности процесса самоподготовки.  Мною был определен ряд факторов, которые влияют на эффективность процесса выполнения домашних заданий:

- большой объем невыполненного домашнего задания после самоподготовки;

- отсутствие необходимого уровня самоорганизации;

- чрезмерная включенность педагога в процесс выполнения домашних заданий обучающимися;

- потребность в постоянном одобрении учителя;

- отсутствие проявление инициативы у обучающихся;

- отсутствие условий для развития самостоятельности обучающихся;

- неумение работать с черновиком;

- многократное переписывание задания на черновик из-за низкой концентрации внимания, большого количества ошибок, недопонимания инструкции к заданиям;

- несоблюдение порядка на рабочем столе;

- многократное движение от парты к столу учителя  с целью проверки задания;

- общение с соседом по парте на отвлеченные темы.

Для повышения эффективности выполнения учащимися домашних заданий в рамках самоподготовки я решила алгоритмизировать данный процесс.

        Мною разработан пошаговый алгоритм выполнения домашних работ учащимися. Данный алгоритм хочу представить вашему вниманию.

1.Организация рабочего пространства (с помощью визуализации)

У детей на столах есть разметки в виде фигур и предметов, которые подсказывают, где должен лежать учебник, тетрадь, пенал и т.д.

2.Настрой на работу (психологический настрой, создание благоприятной обстановки в классе. Например, «Повернитесь друг к другу, посмотрите              в глаза и пожелайте друг другу хорошего настроения»)

3.Целеполагание.  Формулировка общей цели на время самоподготовки.

После того, как дети пожелали друг другу хорошего настроения, организовали рабочее пространство, происходит следующий этап(4) –  определение задач, которые позволят достичь цели.  У каждого ребенка есть индивидуальная «доска задач», в которой он фиксирует  последовательность работы над домашним заданием.  «Доска задач» - таблица, распечатанная на листе А4 (Выполнить/В работе/Выполнено/Затраченное время).  Ученик                  в первой колонке «Выполнить» размещает стикеры с определенными задачами. Как правило, ребенок знает, что лучше у него получается и с какого задания ему начать работу (русский язык или математика). Как только обучающийся приступает к работе, первый стикер переходит во вторую колону «В работе». По завершении работы стикер перемещается в колонку «Выполнено». После чего ребенок в последней колонке записывает время, которое ему понадобилось для выполнения задания.

  1. Выполнение домашних заданий.  Обучающиеся выполняют домашнюю работу  в соответствии с поставленными задачами.

Если в процессе работы ученику потребовалась помощь, он не встает            с места и не бежит к столу учителя. Достаточно просигнализировать                        о возникшей потребности в помощи учителя с помощью цветного карандаша. Если ребенок поднял красный карандаш, то ему срочно требуется педагогическая помощь, желтый - означает, что у обучающегося есть вопрос, не требующий срочного ответа, зеленый - ребенок выполнил задание и приступает к решению следующей задачи (в соответствии                                  с индивидуальной «доской задач»).

В алгоритме организации работы на самоподготовке предусмотрены «тихие» (на своём месте, определяются каждым ребенком индивидуально) и «подвижный» (для всего класса в середине самоподготовки в виде физминутки) перерывы. «Тихие» перерывы чередуются с «подвижным».

  1. Заключительный этап. Подведение итогов своей работы индивидуально (что выполнено, над чем необходимо поработать дома).

        После того как обучающиеся научились работать с разработанным алгоритмом, я решила поделить класс на группы в соответствии со способностями и темпом деятельности учеников.

        Группы рассадила по рядам:

  1. Обучающиеся с высокими способностями, которым помощь учителя практически не требуется
  1. Ученики средних способностей, которые нуждаются в частичной помощи педагога
  2. Дети, нуждающиеся в постоянной помощи учителя

Из числа учащихся с высокими способностями и хорошей успеваемостью выбрала детей-наставников, которые, при необходимости, могут разъяснить правила выполнения заданий или учебный материал ученикам из второй группы.

Исходя из этого, работа происходит следующим образом, первая группа работает самостоятельно, вторая – с помощью детей-наставников, третья – под постоянным контролем учителя. При необходимости учащийся любой группы может подать сигнал (поднять карандаш нужного цвета) о том, что он нуждается в помощи со стороны учителя.

        В классе на доске всегда весит алгоритм деятельности обучающихся в процессе самоподготовки  и свод дисциплинарных правил, которые при необходимости  можно повторить перед самоподготовкой.

Делая вывод, можно сказать, что система алгоритмов и использование бережливых технологий во время  самоподготовки позволило оптимизировать данный процесс и повысить его эффективность. Стоит отметить, что чем больше учащиеся работали по заданному алгоритму, тем меньше они использовали визуальные подсказки. То есть, алгоритмы перешли во внутренний план действия ребенка и закрепились в виде привычки. Это позволило сэкономить время и увеличить объем выполненных домашних заданий на самоподготовке. Данная система дает возможность разработать эффективный алгоритм деятельности каждого ребенка во время самоподготовки с учетом психофизиологических особенностей и интеллектуальных способностей.

Положительные результаты, полученные в ходе внедрения  системы алгоритмов, доказывают, что алгоритмизация деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий является эффективным методом организации процесса самоподготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 4 класс "Задачи на движение" интерактивная доска

Математика 4 класс "Задачи на движение" интерактивная доска...

«Решение задач» - 3 класс ( с презентацией для интерактивной доски)

Тема:   Решение задачРаздел: Табличное умножение и делениеЦели: Совершенствовать умение решать составные задачи, знание таб­лицы умножения.Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать,...

Дистанционное обучение. Разбор задач, изученных видов. Автор - учитель начальных классов Титова Е.В.

Материал предназначен для родителей, учащихся начальных классов....

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс учитель: Басова В.А. Калининградская область, МБОУ "Маршальская СОШ"

технологическая карта урока русского языка для 3 класса составлена по требованиям предъявляемымм ФГОС....

Сборник математических заданий и задач с использованием краеведческого материала города Волгограда и Волгоградской области (для 4 класса)

Сборник математических заданий и задач с использованием краеведческого материала Волгоградской области для 4 класса может быть полезна студентам педагогических колледжей и ВУЗов для подготовки к урока...

Интерактивный плакат «Зимующие птицы Белгородской области» Сериковой О.С., учителя ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области

Интерактивный плакат поможет ученикам подготовиться к ВПР и расширит знания о своём родном крае...

Логические задачи и упражнения , применяемые учителем на уроках математики

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких техно...