Учим ребёнка ориентироваться в пространстве.
статья

В данной статье описано что такое пространственные отношения, почему их нужно развивать, и какими способами и методами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_rebyonka_orientirovatsya_v_prostranstve.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Учим ребёнка ориентироваться в пространстве.

Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков, умений, развития мышления детей. Исследователями были изучены такие виды деятельности, как наблюдение и слушание, чтение и письмо, счет, вычисление и измерение, чтение и построение изображений, моделирование, гимнастические построения и перестроения, различные виды ручного труда и т. д. Не смотря на все различия данных видов деятельности, было обнаружено общее правило – взаимосвязь между освоением ребенком с помощью конкретных видов деятельности предметной действительности и образованием системы пространственной ориентации.

Под пространственными представлениями понимают представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаком предметов как форма, их протяженность (высокий – низкий, длинный - короткий, понятиями о направлениях (вперед – назад, вверх – вниз, налево - направо, о расстояниях (близко - далеко, об их отношениях (ближе - дальше, о местоположении (в середине).

Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем умственного развития ребенка. В начале своего развития ребенок научается рассматривать себя как часть мира, существующего вне себя. У ребенка начинают возникать объективные понятия в качестве знаний проекций объектов окружающего мира. Ребенок начинает понимать, что эти предметы находятся в пространственных взаимоотношениях друг с другом.

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного развития ребёнка на всех этапах развития. К моменту поступления в школу дети уже должны свободно ориентироваться в пространстве, на плоскости и в составе слова (какой звук слышим первым - какую букву пишем, какой звук в конце слова, в середине слова т.д.). Если не развивать у ребенка пространственные представления, то в школьном возрасте он может столкнуть с рядом проблем, а именно возникнут трудности при изучении таких наук как математика, письмо, в старших классах физика и геометрия, так как для освоения данных предметов требуется хорошо развитое пространственное мышление. Прежде всего, необходимо учить ребенка различать пространственные понятия, связанные со своим телом.

Для того, чтобы развивать у ребенка понимание понятий «право», «лево», можно пользоваться всевозможными приемами. Например, делая утреннюю гимнастику, во время проговаривания упражнений для ребенка, все время повторять: «Правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, повернулись направо, теперь налево».

Можно придумать ориентир, по которому ребенок будет без труда понимать, где, например, правая рука. Ориентир должен быть у ребенка всегда, поэтому у девочки это может быть браслетик, у мальчика — детские часы на руке. Теперь методом исключения он будет определять, что та рука, на которой нет часов или браслета, — левая. Затем необходимо научить ребенка ориентироваться в пространстве с точкой отсчета от себя.

Большую пользу приносят зрительные диктанты. Графический диктант - очень полезное упражнение как для развития пространственной ориентации на плоскости, так и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания.

Можно нарисовать на листе бумаги игровое поле, расчертив его на 9-12 крупных клеток, взять две маленькие игрушки (например, из киндер-сюрпризов), поставить в разных местах игрового поля. Теперь ребёнок должен помочь игрушкам встретиться, выполняя словесные команды о том, сколько шагов и в какую сторону должна сделать каждая фигурка. Для этих целей можно использовать и шахматную доску.

Можно купить тетрадь с крупными клетками, дать ребёнку хорошо заточенный мягкий карандаш и диктовать. Ребёнок должен отсчитывать определенное количество клеток в нужную сторону и проводить линии. Для того чтобы рисовать было интереснее, заранее можно придумать и нарисовать несколько несложных фигурок: собачка, домик, флажок, кораблик и т.д. и можно диктовать уже по готовому рисунку.

Нужно помнить, что такая работа очень утомительна для ребёнка, поэтому почаще давать необходимо ему возможность отдохнуть, размять пальчики и не заставлять рисовать через силу.

В современных книжных магазинах можно найти множество пособий и рабочих тетрадей с подобными диктантами, где ребёнок, соединяя правильно клеточки, получит какие-нибудь изображения: домики, кукла, плюшевый мишка.

Заданиями по ориентированию в пространстве можно сопровождать и обычное рисование: «Нарисуй, пожалуйста, домик. А теперь слева от него - собачку, а справа - кошечку». Или: «Давай нарисуем елочку, а справа от нее березку. А что мы нарисуем слева: пенек или зайку?» А сможет ли малыш нарисовать птичку, летящую справа налево? А слева направо?

Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута.

Важно ребёнка  научить ориентироваться на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.д.) Можно предложить ребёнку найти середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верхний и нижний углы, правую и левую сторону листа бумаги.

Предложить взять 5 красных кружков и положить в правый верхний угол, а 3 синих – в нижний левый угол. Важно, чтобы, выполнив задание, ребёнок рассказал о месте расположения тех или иных предметов.

В младшем школьном возрасте ребёнок уже обладает элементарными умениями построения схематичных карт. Это тоже позволяет развивать пространственное ориентирование: можно попросить ребёнка нарисовать план квартиры, его собственной комнаты или графически изобразить маршрут от школы до дома.

Закрепить навыки ребёнку помогут разнообразные игры. Например, домашние, дачные или уличные квесты: родитель прячет приз и даёт ребёнку задание найти его, пользуясь картой (две шага вправо, пять шагов вперёд, два шага влево, снизу под раковиной, позади дивана, над полкой с книгами и пр.)

С детьми также большое внимание необходимо уделять развитию умения передвигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы и бега.

Для развития умения ориентироваться в ближайшем к дому окружении, можно использовать игры и упражнения: «Как пройти в магазин (в аптеку и пр.)». Они позволяют развивать у детей пространственное воображение, умение представлять «картину пути». Ребенок рассказывает, например, где помещается почта, по какой улице и в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д.

Для того, чтобы научить ребёнка пользоваться в речи терминами, обозначающими пространственные отношения, можно поиграть в игры: «Наоборот»", «Дополни предложение». Например, родитель начинает предложение: «Сережа подбросил мяч... (вверх); папа поставил кружку... (справа), а мама поставила тарелку... (слева)».

Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны и т.д. Например: Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью взрослого моделируют собственные планы маршрутов

Придумывайте новые занятия, играйте, получайте новые знания.

Не забывайте, что на прогулке можно использовать время для закрепления навыков пространственного ориентирования.

Давайте развивающие задания и тогда очень скоро Вы увидите результаты и вместе порадуетесь новым успехам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно учить ребёнка пересказывать и рассказывать?

В предлагаемой памятке описывается работа родителей по обучению первоклассников пересказу текста, приводятся образцы текстов для пересказа....

Статья "Как учить ребёнка буквам?"

Статья "Как учить ребёнка буквам?"...

Буклет для родителей "Учите ребёнка рисовать"

Как научить вашего малыша рисовать? Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, р...

Учим ребёнка общаться

Учим ребёнка общаться...

Публикация опыта работы в электронном сборнике "Одарённый ребёнок в образовательном пространстве" - 2014

В сборнике описана моя статья по теме "Одарённый ребёнок в образовательном пространстве"...

Консультация для родителей " Учим ребёнка ориентироваться в пространстве "

Многих родителей волнует вопрос: как научить своего ребёнка ориентироваться в пространстве? Прежде всего необходимо учить ребёнка различать пространственные понятия, связанные со своим телом....