Формирование креативного мышления в младшем школьном возрасте
статья

Филатова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается проблема креативного мышления младших школьников. Результатом развития данного вида мышления является возможность каждого ученика раскрыть свои таланты, реализовать творческий потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tv_filatova.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование креативного мышления в младшем школьном возрасте

Мир, в котором мы живём, регулярно изменяется. Стремительный подъём научно-технического прогресса обуславливает необходимость формирования и воспитания людей, обладающим креативным мышлением и способностью к нестандартному решению недостатков.

В настоящее время необходимы люди, способные находить выход из проблемных ситуаций, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В связи с этим повышается роль образовательных учреждений. Ведь целью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является развитие личности школьников, их творческих способностей, формирование желания и умения учиться.

Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать возможность всем учащимся проявлять свои способности и творческий потенциал. Формирование креативных возможностей важно на всех этапах школьного обучения, но больше всего в младшем школьном возрасте.

Как показывает опыт, именно в начальной школе развивающее обучение позволяет раскрыть индивидуальные способности школьника. А наиболее эффективным средством формирования креативного мышления является использование творческих заданий в процессе обучения.

Каковы же особенности формирования креативного мышления младших школьников? Младший школьный возраст называют вершиной детства. Однако в этом возрасте появляется другая логика мышления, утрачивается детская непосредственность, происходит смена образа и стиля жизни. Меняются интересы, ценности ребёнка. Он приобретает не только знания и умения, но и новый социальный статус. Преобладающей функцией младшего школьника становится мышление, в результате чего интенсивно развиваются и перестраиваются мыслительные процессы, которые тесно связаны с творческой деятельностью. 

Формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления является главной задачей педагога. А развитие таких качеств делает мышление ребёнка нестандартным, продуктивным, гибким.

Развитие творческого мышления возможно при создании определенных условий, благоприятствующих его формированию. Такими условиями являются:

- создание творческой обстановки;

- обеспечение учащимся свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом;

- предоставление младшим школьникам возможности для самостоятельного решения задач, требующих максимального напряжения сил.

Проблемой развития творческих способностей детей, креативного мышления сегодня занимаются психологи и учителя. Задача учителя – активизировать творческую деятельность ученика, в результате которой возникает познавательный интерес в учебном процессе. Именно в начальной школе ребёнок должен научиться работать с информацией, синтезировать знания, приобретать навыки выхода за рамки привычных цепочек рассуждений, используя при этом своё воображение.

Успешное развитие возможно при создании определенных условий, таких как:

1. Изменение роли ученика. Ученик – активный участник познания, имеющий возможность выбирать, удовлетворять свои потребности, интересы, реализовывать свой потенциал.

2. Создание комфортной обстановки, благоприятствующей развитию способностей. Поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, принятие каждого ученика, уважение его мнений, исключение замечаний и осуждений.

3. Создание внутренней мотивации учения. Установка на творчество, высокая самооценка, уверенность в своих силах.

4. Корректная педагогическая помощь ребёнку. Доброжелательная помощь взрослых, а не подсказка.

5. Сочетание разнообразных форм работы в зависимости от целей выполнения творческого задания и уровня сложности.

6. Межпредметность. Использование знаний из разных областей.

7. Самостоятельность выполнения творческого задания.

8. Разнообразие творческих заданий как по содержанию, так и по степени сложности.

9. Последовательность и системность в развитии творческих способностей школьников.

Таким образом, каждый учитель начальных классов должен ставить перед собой задачу - создание благополучных условий для формирования креативных способностей через использование творческих заданий. Ему нужно создать систему педагогических действий и средств для достижения результата. Педагогу необходимо оказать помощь ученику узнать свои способности, увлечь и поддержать, продемонстрировать результат его творчества. Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время, используя различные приёмы.

Одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на творческую деятельность, является творческая игра. Например, на уроках математики предлагаю различные типы заданий и задач: стихотворения математического характера, кроссворды, составление тестов, задачи с несформулированным вопросом, логические задачи, синквейны. Выполняя такие задания, учащиеся овладевают умением самостоятельно вести поиск решения в нестандартной ситуации. А задачи развивают умственную активность, инициативу, помогают сохранить живой интерес к математике.

Творческие задания способствуют обогащению словарного запаса, кругозора учащихся. Поэтому на уроках литературного чтения можно использовать следующие приёмы: чтение текстов с заданной интонацией, придумывание загадок в стихах, сочинение фантазий, инсценирование небольших рассказов и стихотворений.

Для творческого развития на уроках русского языка приоритетное значение отводится свободным высказываниям детей. Поэтому предлагаю писать сочинения на основе собственных наблюдений и впечатлений.

Уроки окружающего мира являются эффективным средством развития речи, логики, образности, выразительности. Такое упражнение, как творческий рассказ, позволяет ученику самостоятельно думать, размышлять, сочинять, делать выводы. Он использует знания, приобретённые в самостоятельной деятельности.

На своих уроках я использую комплекс творческих заданий (Таблица 1), ориентированных на развитие креативного мышления у младших школьников в учебном процессе, который поможет ребёнку развивать память, мышление, воображение, научит находить главное, подготовит к переходу в среднее звено и успешному обучению.

В основе каждого задания положены методы творчества, обеспечивающие высокий уровень формирования творческого мышления. А выполнение этих заданий позволяет формировать креативные способности младшего школьника.

Комплекс творческих заданий, используемый на уроках.

Таблица 1. 

Математика

- Задачи с меняющимся содержанием;

- Прямые и обратные задачи;

- Задачи с несколькими решениями;

- Задачи на перестройку действия;

- Задачи, в которых нет вопроса;

- «Определяй-ка»;

- «Третий лишний»;

- «Что на что похоже»;

- «Сочини задачу в стихотворной форме»;

- «Сочини сказку»;

- «Новая геометрическая фигура»;

- Составление римских цифр

- «Ассоциативная цепочка»;

- «Волшебные очки»;

- «Итоги урока, от имени изучаемой темы».

Русский язык

- Сочинения – сказки;

- Импровизация;

- Узнай предмет по описанию;

- «Лесенка»;

- «Помоги учительнице!»;

- Ребусы;

- Словарные диктанты с творческим подходом (картинный диктант, грамматическая эстафета, «Закрой форточку», работа по перфокартам);

- «Творческие словари»;

- «Салат из сказок»;

- «Вырази мысль другими словами»;

- «Определяй-ка»;

- «Подходит – не подходит»;

- «Дерево предсказаний»;

- Игра «Верю – не верю»;

- «Ассоциативная цепочка»;

- «Журналисты»;

- Игра «Загадай желание»;

- Эмблема темы;

- «Итоги урока, от имени изучаемой темы».

Литературное чтение

- «Шапка вопросов»;

- «Оживление»;

- Приём «Бином-фантазия»;

- «Фантастические гипотезы»;

- Творческое пересказывание;

- Продолжи произведение;

- «Живые картинки»;

- «А что, если бы?»

- «Безумный генетик»;

- «Древо мудрости»;

- «Очумелые глазки»;

- Закончи сказку;

- «Представь себе»;

- «Угадай кто/что это?»;

- Метод «Шесть шляп»;

- Рецензирование созданных рисунков;

- «Журналисты»;

- Драматизация;

- Словотворчество;

- «Я начну, а ты продолжи»;

- «Фантастические гипотезы»;

- «Ассоциативная цепочка».

Окружающий мир

- «Определяй-ка»;

- «Подходит – не подходит»;

- «Безумный генетик»;

- «А что, если бы…?»;

- «Журналисты»;

- «Угадай кто/что это?»;

- «50 вариантов»;

- «Воображаемая экскурсия»;

- «Поиск общего»;

- «Жалобная книга»;

- «Составь своё задание»;

- «Составь загадку»;

- «Ассоциативная цепочка»;

- Игра «Загадай желание».

Изобразительное искусство, технология

- «Необычные зверята»;

- «Очумелые глазки»;

- «Безумный генетик»;

- «Настроение в цвете»;

- «Незавершённый рисунок»;

- «Оживший рисунок»;

- Рисование обеими руками;

- «Тик-так»;

- «Фантастический цветок»;

- «Новый образ персонажа»;

- «Волшебный квадрат»;

- «Необыкновенные бусы»;

- «Геометрический зверь»;

- «В стране роботов»;

- «Угадайка»;

- «Житель страны Алфавит»;

- «Всё наоборот»;

- «Изобрази графически музыку».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время воспитание творчески мыслящего, вдумчивого, заинтересованного в своём труде человека – главная задача образовательного учреждения. Залогом успеха начинающей творческой деятельности ребёнка является возможность свободно творить, фантазировать, не боясь допустить ошибки. Развитие креативных способностей младших школьников должно проходить в учебной и во внеклассной деятельности. Причём деятельность эта должна координироваться. Успешная адаптация к новым жизненным условиям заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Всё это способствует расширению кругозора, развитию познавательных интересов, творческой инициативы и активной жизненной позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте

В данной работе представлено теоретическое обоснование наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте. Особенности развития наглядно-образного мышления детей начальных классов, а так же ...

Особенности мышления детей младшего школьного возраста.

В чём особенность мышления детей младшего школьного возраста? Как помочь развить интеллект детей?...

01. Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ

Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaПроблема развития творческого мышления школьников в процессе обучения сегодня является, пожалуй, одной из первых среди многих...

Образное мышление детей младшего школьного возраста

Этот материал поможет учителям более детально изучить вопрос  с целью подбора средств и методов обучения и успешного усвоения школьной программы с учетом особенностей развития образного мышления ...

Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте

Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте...

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте.

Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....