Наставничество
материал (3 класс)

Зимфера Файзрахмановна

Наставничество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наставничество81.04 КБ
Microsoft Office document icon Наставничество74.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

(МБОУ «СОШ № 7»)

ПРИКАЗ

г. Нефтеюганск

01.09.2022

615

Об организации работы по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет на основе реализации методологии наставничества

В соответствии со ст.47, ст.76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Распоряжения Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»,  приказом департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного-округа – Югры от 25.03.2022 № 10-п-411 «О внедрении и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного-округа – Югры», приказом автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного-округа – Югры «Институт развития образования» от 19.04.2022 № 202-о «Об организации работы по сопровождению внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного-округа – Югры», приказа Департамента образования и молодёжной политики города Нефтеюганска от 06.07.2022 № 504-п «Об организации работы по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет на основе реализации методологии наставничества», с целью организации работы по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет,  

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Назначить куратором организации работы по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет на основе реализации методологи наставничества (далее-куратор) заместителя директора по УВР Кузнецовой В.В.

2.Утвердить:

2.1. «Дорожную карту» целевой модели наставничества (приложение 1);

2.2.Положение о наставничестве в МБОУ «СОШ № 7» (приложение 2);

2.3.Программу целевой модели наставничества (приложение 3).

3.Специалисту отдела кадров (Громыкова Ю.И.):

3.1.Своевременно информировать о заключении трудовых договоров с работниками в возрасте до 35 лет куратора;

3.2.Осуществлять персонифицированный учёт молодых специалистов и педагогов, привлечённых к участию в программах наставничества.

4.Куратору (Кузнецова В.В.) своевременно вносить данные о количестве участников программ наставничества и предоставление информации в отдел образования информационно-методического обеспечения и воспитательной работы (по запросу).

5.Назначить наставниками молодых специалистов:

5.1.Лютину Т.Г., учителя начальных классов, наставником для Колобовой Ю.А., учителя начальных классов.

5.2.Габдинову З.Ф., учителя начальных классов, наставником для Кунтугановой А.Р., учителя начальных классов.

5.3.Литвинову Е.Г., учителя русского языка и литературы, наставником для Мусаева М.М., учителя русского языка и литературы.

5.4.Кутлушину Г.З., учителя начальных, наставником для Патрушевой А.С., учителя начальных классов.

5.5.Павлову И.С., учителя истории, наставником для Вершининой Л.Я., учителя географии.

5.6.Волкову Н.Е., учителя физической культуры, наставником для Князева Д.Ю., учителя физической культуры.

6.Секретарю учебной части (Подгорная М.В.) содержание настоящего приказа довести под роспись работникам, перечисленным в настоящем приказе.

7.Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

 

И.о. директора                                                                                Е.Б. Мурзакова

Лист согласования

к проекту приказа МБОУ «СОШ № 7»

«Об организации работы по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет на основе реализации методологии наставничества»

1.Визы:

Заместитель директора

Зотова Н.В.

2.Проект разработан: заместителем директора по учебно-воспитательной работе Кузнецовой В.В., 8(3463)276393

3.Примечание (замечания):

Приложение 1 к приказу

от 01.09.2022 № 615

 «Дорожная карта» реализации целевой модели наставничества в МБОУ «СОШ № 7» на 2022-2023 учебный год

Наименование этапа

Мероприятия

       Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Подготовка условий для запуска программы наставничества

Изучение и

систематизация

имеющихся

материалов по

проблеме

наставничества

 1.Изучение Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

 2.Подготовка системных папок по проблеме наставничества.

 3.Ознакомление с шаблонами документов для реализации целевой модели.

сентябрь

Директор школы, администрация школы

Подготовка нормативной базы реализации целевой модели

наставничества в МБОУ «СОШ № 7»

 1.Издание приказа «Об организации работы по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет на основе реализации методологии наставничества»

 2.Разработка и утверждение Положения о наставничестве в МБОУ «СОШ № 7».

 3.Разработка и утверждение Целевой модели наставничества в МБОУ «СОШ № 7» (программа).

 4.Разработка и утверждение «дорожной карты» внедрения системы наставничества в МБОУ «СОШ № 7».

 5.Назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества МБОУ «СОШ № 7» (издание приказа)

сентябрь

Директор школы, администрация школы

Выбор форм и

программ

наставничества

исходя из

потребностей

школы

1.    Проведение мониторинга по выявлению предварительных запросов от потенциальных наставляемых и о заинтересованных в наставничестве аудитории внутри школы.

Сентябрь-октябрь

Заместители директора

2.     Проведение административного совещания по вопросам реализации целевой модели наставничества. Выбор форм и программ наставничества.

Октябрь

Директор школы

3.  Сформировать банк программ по двум формам наставничества «Учитель - учитель», «Учитель - ученик».

Ноябрь-декабрь

Куратор целевой модели

наставничества

Информирование родителей, педагогов, обучающихся о возможностях и целях целевой модели

наставничества

 1.Проведение педагогического совета.

 2.Проведение родительских собраний.

 3.Проведение ученической конференции.

 4.Проведение классных часов.

 5.Информирование на сайте школы.

 6.Информирование внешней среды.

Октябрь

Директор школы, администрация школы, классные руководители

2.

Формирование базы

наставляемых

Сбор данных о наставляемых

 1.Проведение анкетирования среди обучающихся/педагогов желающих принять участие в программе наставничества.

 2.Сбор согласий на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых.

 3.Сбор дополнительной информации о запросах наставляемых обучающихся от третьих лиц:

Сентябрь  

Заместители директора

классный руководитель, психолог, соцработник, родители.

4.      Сбор дополнительной информации о запросах наставляемых педагогов из личных дел, анализа методической работы, рекомендаций аттестаций, анализа анкет профстандарта.

Формирование базы наставляемых

 1.Формирование базы данных наставляемых из числа педагогов.

 2.Формирование базы данных наставляемых из числа обучающихся.

Сентябрь

Куратор целевой модели

наставничества

3.

Формирование базы

наставников

Сбор данных о наставниках

 1.Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества.

 2.Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных.

Сентябрь

Куратор целевой модели

наставничества

3.Проведение мероприятия (круглый стол) для информирования и вовлечения потенциальных наставников.

Сентябрь

Директор школы

Формирование базы наставников

 1.Формирование базы данных наставников из числа педагогов.

 2.Формирование базы данных наставников из числа обучающихся.

Сентябрь

Куратор целевой модели

наставничества

4.

Отбор и

обучение

наставников

Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников

1.Провести анализ базы наставников и выбрать подходящих для конкретной программы.

Сентябрь

Заместители директора

Обучение

наставников для работы с наставляемыми

1. Подготовить методические материалы для сопровождения наставнической деятельности.

Сентябрь

Заместители директора

2. Издать приказ об организации «Школы наставников» с утверждение программ и графиков обучения наставников.

Сентябрь

Директор школы

3. Организовать «Школу наставников» и провести

Сентябрь

Зам. директора,

обучение.

куратор целевой модели

наставничества

5.

Формирование

Отбор наставников

1.

Анализ заполненных анкет потенциальных

сентябрь

Зам. директора,

наставнических

и наставляемых

наставников и сопоставление данных с анкетами

пар / групп

наставляемых.

2.Организация групповой встречи наставников и наставляемых.

3.Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи.

4.Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары/ группы.

куратор целевой модели

наставничества

Закрепление

1.

Издание приказа «Об утверждении

Сентябрь

наставнических

наставнических пар/групп».

Директор школы

пар /

2.

Составление планов индивидуального развития

октябрь

Наставники

групп

наставляемых, индивидуальные траектории обучения.

3.

Организация психологического сопровождения наставляемым, не сформировавшим пару или группу (при необходимости), продолжить поиск наставника.

Октябрь

Педагоги - психологи

6.

Организация и

Организация

1.

Проведение первой, организационной, встречи

В течении года

Наставники

осуществление

комплекса

наставника и наставляемого.

работы

последовательных

2.

Проведение второй, пробной рабочей, встречи

наставнических

встреч

наставника и наставляемого.

пар /

наставников и

3.

Проведение встречи-планирования рабочего

групп

наставляемых

процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. Регулярные встречи наставника и наставляемого. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.

Организация

Анкетирование. Форматы анкет обратной связи для

Октябрь

текущего контроля

промежуточной оценки

Куратор целевой

достижения

модели

планируемых

наставничества

результатов

наставниками

7.

Завершение

Отчеты по итогам

1.

Проведение мониторинга личной

март

наставничества

наставнической программы

удовлетворенности участием в программе наставничества.

Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества.

Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.

Куратор целевой модели

наставничества

Мотивация и

Приказ о поощрении участников наставнической

Апрель

поощрения

деятельности.

Директор школы

наставников

Благодарственные письма партнерам. Издание приказа «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества»

Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, информации на сайтах школы и организаций- партнеров.

Май

Зам. директора, куратор целевой модели

Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года", "Лучшая пара ".

наставничества

Приложение 2 к приказу

от 01.09.2022 № 615

ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ

В МБОУ «СОШ № 7»

  1. Общие положения

        1.1.Настоящее Положение о наставничестве в МБОУ «СОШ № 7» (далее - положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25.12.2019  № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

        1.2.Целевая модель наставничества МБОУ «СОШ № 7» (далее  - школа), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".

        1.3.Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества.

2. Основные понятия и термины

        2.1.Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

        2.2.Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

      2.3.Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

      2.4.Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

      2.5.Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

      2.6.Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества.

      2.7.Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе.

      2.8.Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).

3. Цели и задачи наставничества

3.1.Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов школы.

3.2.Основными задачами школьного наставничества являются:

  • разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
  • разработка и реализация программ наставничества;
  • реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
  • инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества;
  • осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
  • проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе;
  • формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
  • обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

4. Организационные основы наставничества

        4.1.Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.

        4.2.Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы по учебно - воспитательной работе.

        4.3.Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора школы.

        4.4.Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.

        4.5.Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.

        4.6.Наставляемым могут быть обучающиеся:

  • проявившие выдающиеся способности;
  • демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • попавшие в трудную жизненную ситуацию;
  • имеющие проблемы с поведением;
  • не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.

        4.7.Наставляемыми могут быть педагоги:

  • молодые специалисты;
  • находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
  • находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
  • желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.

        4.8.Наставниками могут быть:

  • обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
  • педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
  • родители обучающихся - активные участники родительских советов;
  • выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
  • сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
  • успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт;
  • ветераны педагогического труда.

        4.9.База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).

        4.10.Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии.

        4.11.Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.

        4.12.Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества.

        4.13.Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора школы.

        4.14.С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе.

5. Реализация целевой модели наставничества.

        5.1.Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Учитель - ученик».

        5.2.Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик» «Учитель - учитель», «Учитель - ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и родительском совете.

        5.3.Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый.

  • Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
  • Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
  • Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.
  • Регулярные встречи наставника и наставляемого.
  • Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.

        5.4.Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года.

        5.5.Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании.

6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.

        6.1.Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

         6.2.Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  • оценка качества процесса реализации программы наставничества;
  • оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

         6.3.Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы.

        6.4.Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.

        6.5.В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.

7. Обязанности наставника:

  • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МБОУ «СОШ № 7», определяющих права и обязанности.
  • Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
  • Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
  • Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
  • Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.
  • Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия.
  • Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
  • Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его.
  • Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора
  • Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами.

8. Права наставника:

  • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
  • Защищать профессиональную честь и достоинство.
  • Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
  • Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества.
  • Получать психологическое сопровождение.
  • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.

9. Обязанности наставляемого:

  • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МБОУ школы, определяющих права и обязанности.
  • Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
  • Выполнять этапы реализации программы наставничества.

10. Права наставляемого:

  • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
  • Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
  • Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
  • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
  • Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.

11. Механизмы мотивации и поощрения наставников.

Мероприятия по популяризации роли наставника.

  • Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.
  • Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
  • Публикация лучших материалов на страницах газеты «Первое сентября».
  • Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
  • Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы.

12. Документы, регламентирующие наставничество

К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • Положение о наставничестве в МБОУ «СОШ № 7»;
  • Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;
  • Целевая модель наставничества в МБОУ «СОШ № 7».
  • Дорожная карта внедрения системы наставничества в школе».
  • Приказ о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества МБОУ «СОШ № 7».
  • Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп».

Приложение 3 к приказу

от 01.09.2022 № 615

ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

В МБОУ «СОШ № 7»

1. Пояснительная записка.

Настоящая целевая модель наставничества школы, осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".

Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов школы.

Создание целевой модели наставничества школы позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит.

В программе используются следующие понятия и термины.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.

Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях.

Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.

Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.

Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).

Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.

2.Нормативные основы целевой модели наставничества.

Нормативные правовые акты Российской Федерации.

Нормативные правовые акты МБОУ «СОШ № 7»

  • Устав МБОУ «СОШ № 7».
  • Программа развития МБОУ «СОШ № 7».
  • Отчет о результатах самообследования деятельности МБОУ «СОШ № 7»
  • Положение о педагогическом совете
  • Положение о методическом совете

3.Задачи целевой модели наставничества МБОУ «СОШ № 7».

        1.Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели.

        2.Разработка и реализация программ наставничества.

        3.Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества.

        4.Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.

        5.Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества.

        6.Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе.

        7.Формирования баз данных Программы наставничества и лучших практик.

        8.Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества

        1.Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования.

        2.Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.

        3.Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.

        4.Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.

        5.Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.

        6.Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.

        7.Снижение показателей неуспеваемости учащихся.

        8.Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.

        9.Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.

        10.Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.

        11.Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.

        12.Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях.

        13.Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.

        14.Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для горизонтального и вертикального социального движения.

        15.Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся.

        16.Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.

        17.Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Структура управления реализацией целевой модели наставничества МБОУ

«СОШ № 7»

Уровни структуры

Направления деятельности.

Департамент образования и молодежной политики ХМАО - Югры

  • Осуществление государственного управление в сфере образования.
  • Принимает решение о внедрении целевой модели наставничества;
  • Обеспечивает организацию инфраструктуры и материально-техническое обеспечение программ наставничества.

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты- Мансийского Автономного Округа - Югры «Институт развития образования»

1.Организационная, методическая, экспертно - консультационная, информационная и просветительская поддержка участников внедрения целевой модели наставничества.

2.Выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях внедрения целевой модели наставничества.

3.Содействие распространению и внедрению лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов ХМАО - Югры.

4.Содействие привлечению к реализации наставнических программ образовательных организаций; предприятий и организаций ХМАО - Югры; государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц, чья деятельность связана с образовательной, спортивной, культурной и досуговой деятельностью.

Департамент образования администрации города

Нефтеюганска

1.Контролирует реализацию мероприятий по внедрению целевой модели наставничества;

2.Обеспечивает развитие инфраструктурных, материально - технических ресурсов и кадрового потенциала МБОУ «СОШ

 № 7», осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам.

3.Содействует привлечению к реализации программ наставничества образовательных организаций; предприятий и организаций муниципалитета; государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц, чья деятельность связана с образовательной, спортивной, культурной и досуговой деятельностью.

МБОУ «СОШ № 7»

1.Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели наставничества МБОУ «СОШ № 7»

2.Разработка целевой модели наставничества МБОУ «СОШ

№ 7».

3.Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели МБОУ «СОШ № 7».

  4.Реализация программ наставничества.

  5.Реализация кадровой политики в программе наставничества.

6.Назначение куратора внедрения целевой модели наставничества МБОУ «СОШ № 7».

7.Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.

Куратор целевой модели наставничества МБОУ «СОШ № 7»

1.Формирование базы наставников и наставляемых.

2.Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения).

3.Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества.

4.Контроль проведения программ наставничества.

5.Участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества.

6.Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели.

7.Мониторинг результатов эффективности реализации целевой модели наставничества.

Ответственные лица за направления форм наставничества

Разработка программ моделей форм наставничества. Контроль за реализацией

Наставники и наставляемые

Модели форм наставничества.

1.Реализация Форма наставничества «Ученик - ученик».

2.Реализация Форма наставничества «Учитель - учитель».

3.Реализация Форма наставничества «Учитель - ученик».

6. Кадровая система реализации целевой модели наставничества

Целевой модели наставничества выделяется три главные роли:

  1. Наставляемый - участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
  2. Наставник - участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
  3. Куратор - сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.

Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя

базами: базой наставляемых и базой наставников.

Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.

  • Формирование базы наставляемых:

•S из числа обучающихся:

  • проявивших выдающиеся способности;
  • демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты; o с ограниченными возможностями здоровья; o попавших в трудную жизненную ситуацию; o имеющих проблемы с поведением;
  • не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива

•S из числа педагогов:

  • молодых специалистов;
  • находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
  • находящихся в процессе адаптации на новом месте работы; o желающими овладеть современными программами, цифровыми  навыками, ИКТ компетенциями и т.д.

  • Формирование базы наставников из числа:
  • Обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; o педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
  • Родителей обучающихся - активных участников родительских или управляющих советов; o выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы; o сотрудников предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров;
  • Успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют потребность передать свой опыт; o ветеранов педагогического труда.

База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).

7. Этапы реализации целевой модели наставничества

Этапы

Мероприятия

Результат

Подготовка условий для запуска программы наставничества

  • Создание благоприятных условий для запуска программы.
  • Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых.
  • Выбор аудитории для поиска наставников.
  • Информирование

и выбор форм наставничества.

  • На внешнем контуре информационная работа направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы.

Дорожная карта реализации наставничества. Пакет документов.

Формирование базы наставляемых

  • Выявление конкретных проблем обучающихся школы, которые можно решить с помощью наставничества.
  • Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых.

Формированная база наставляемых с картой запросов.

Формирование базы наставников

  • Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа:
  • Обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах (например, участники кружков по интересам, театральных или музыкальных групп, проектных классов, спортивных секций);
  • Педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
  • Родителей обучающихся - активных участников родительских или управляющих советов, организаторов досуговой деятельности в образовательной организации и других представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией.
  • Работа        с внешним контуром на данном этапе включает действия по формированию базы наставников из числа:
  • Выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы;
  • Сотрудников региональных предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров (возможно пересечение с выпускниками);
  • Успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют потребность передать свой опыт; представители других организаций, с которыми есть партнерские связи.

Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем.

Отбор и обучение наставников

1.Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы.

2.Обучение наставников для работы с наставляемыми.

1.Заполненные анкеты в письменной свободной форме всеми потенциальными наставниками. 2.Собеседование с наставниками.

З. Программа обучения.

Формирование наставнических пар/групп

  • Провести общую встречу с участием всех отобранных наставников и все наставляемых в любом формате.
  • Зафиксировать сложившиеся пары в специальной базе куратора.

Сформированные наставнические пары / группы, готовые продолжить работу в рамках программы

Организация хода наставнической программы

Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждой паре/группе включает:

  • Встречу-знакомство,
  • Пробную рабочую встречу,
  • Встречу-планирование,
  • Комплекс последовательных встреч,
  • Итоговую встречу.

Мониторинг:

Сбор обратной связи от наставляемых - для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых;

Сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов - для мониторинга эффективности реализации программы.

Завершение программы наставничества

  • Подведение        итогов работы каждой пары/группы.
  • Подведение итогов программы школы.
  • Публичное подведение итогов и популяризация практик.

Собраны лучшие наставнические практики. Поощрение наставников.

8. Формы наставничества

Для успешной реализации целевой модели наставничества предусматривается выделение 5 возможных форм наставничества.

Исходя из образовательных потребностей в данной целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Учитель - ученик».

8.1. Форма наставничества «Ученик - ученик».

Цель: разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

1.Помощь в реализации лидерского потенциала.

2.Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.

3.Развитие гибких навыков и метакомпетенций.

4.Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.

5.Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации.

6.Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.

Результат:

1.Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы.

2.Повышение успеваемости в школе.

3.Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.

4.Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций.

5.Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов.

6.Снижение числа обучающихся состоящих на различных видах учета.

7.Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.

Характеристика участников формы наставничества «Ученик - ученик».

Наставник

Наставляемый

Кто может быть.

Пассивный

Активный

  • Активный ученик, обладающий лидерским и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления.
  • Ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты.
  • Победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований.
  • Лидер класса или параллели, принимающий активное участие в жизни школы.
  • Возможный участник всероссийских детско - юношеских организаций и объединений.

Социально или ценностно -дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающим участие в жизни школы, отстраненный от коллектива.

Обучающийся с особыми образовательными потребностями, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.

Возможные варианты программы наставничества «Ученик - ученик».

Формы взаимодействия

Цель

«Успевающий - неуспевающий»

Достижение лучших образовательных результатов.

«Лидер - пассивный»

Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков.

«Равный - равному»

Обмен навыками для достижения целей.

«Адаптированный - неадаптированный»

Адаптация к новым условиям обучения.

Схема реализации формы наставничества «Ученик - ученик».

Этапы реализации

Мероприятия

Представление программ наставничества в форме «Ученик - ученик».

Ученическая конференция.

Проводится отбор наставников из числа активных учащихся школьного сообщества.

Анкетирование. Собеседование. Использование базы наставников.

Обучение наставников.

Обучение проводится куратором.

Проводится отбор учащихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество и желающих добровольно принять участие в программе наставничества.

Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

После личных встреч, обсуждения вопросов. Назначения куратором.

Наставляемый улучшает свои образовательные результаты, он интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность.

Предоставление конкретных результатов взаимодействия (проект, улучшение показателей). Улучшение образовательных результатов, посещаемости.

Рефлексия реализации формы наставничества.

Анализ эффективности реализации программы.

Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. Чувствует свою причастность школьному сообществу.

Поощрение на ученической конференции.

8.2. Форма наставничества «Учитель - учитель».

Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи:

1.Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.

2.Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.

3.Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.

4.Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.

5.Ускорить процесс профессионального становления педагога.

Результат:

1.Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.

2.Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала.

3.Улучшение психологического климата в образовательной организации.

4.Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния специалистов.

5.Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе образовательного учреждения.

6.Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемых классах и группах.

7.Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.

8.Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т. д.)

Характеристика участников формы наставничества «Учитель - учитель»

Наставник

Наставляемый

Молодой специалист

Педагог

Опытный педагог, имеющий профессиональные        успехи

(победитель        различных

профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров).

Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ. Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.

Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет),

испытывающий трудности        с

организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями.

Специалист, находящийся в

процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать представление о традициях, особенностях,

регламенте принципах образовательной организации.

Педагог, находящийся состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

Типы наставников

Наставник - консультант

Наставник предметник

Создает комфортные условия        для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого - педагогичексих и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста или педагога.

Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

Возможные варианты программы наставничества «Учитель - учитель»

Формы взаимодействия

Цель

«Опытный педагог - молодой специалист»

Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы.

«Опытный классный руководитель - молодой специалист»

Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков в работе с классным коллективом и закрепления на месте работы.

«Лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий проблемы»

Реализация психоэмоциональной поддержки сочетаемый с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив.

«Педагог новатор - консервативный педагог»

Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями.

«Опытный предметник - неопытный предметник»

Методическая поддержка по конкретному предмету.

Схема реализации формы наставничества «Учитель - учитель»

Этапы реализации.

Мероприятия

Представление программ наставничества в форме «Учитель - учитель».

Педагогический совет. Методический совет.

Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу.

Анкетирование. Использование базы наставников.

Обучение наставников.

Проводится при необходимости.

Проводится отбор педагогов, испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и желающих добровольно принять участие в программе наставничества.

Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

После встреч, обсуждения вопросов.

Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая деятельность. Успешная адаптация.

Тестирование. Проведение мастер - классов, открытых уроков.

Рефлексия реализации формы наставничества.

Анализ эффективности реализации программы.

Наставник получает уважаемый и заслуженный статус.

Поощрение на педагогическом совете или методический совете школы.

8.3. Форма наставничества «Учитель - ученик»

Цель - успешное формирование у учеников младшей, средней и старшей школы осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.

Задачи:

1.Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного потенциала.

2.Повышение мотивации к учебе и саморазвитию, к саморегуляции, формирования ценностных и жизненных ориентиров.

3.Развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и метакомпетенций.

4.Помощь в построении образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.

Результат:

1.Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в младшей, средней и старшей школе.

2.Численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий.

3.Увеличение процента учеников, успешно прошедших предпрофориентационную программу.

4.Численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности в старших классах (совместно с представителем предприятия).

5.Увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников.

Характеристика участников формы наставничества «Учитель - ученик»

Наставник

Наставляемый

Кто может быть.

Активный

Пассивный

  • Неравнодушный профессионал с большим (от 5 лет) опытом работы с высокой квалификацией.
  • Активная жизненная позиция.
  • Обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к ученику как к равному в диалоге и потенциально будущему

коллеге.

  • Возможно, выпускник того же образовательного учреждения, член сообщества благодарных выпускников.
  • Возможно, родитель образовательного учреждения.

Социально активный школьник с особыми образовательными потребностями, мотивированный к расширению круга общения,

самосовершенствованию, получению новых навыков.

Плохо

мотивированный,

дезориентированный

школьник, не имеющий

желания

самостоятельно

выбирать

образовательную

траекторию, мало

информированный о

карьерных и

образовательных

перспективах,

равнодушный к

процессам

внутри школы и ее сообщества.

Возможные варианты программы наставничества «Учитель - ученик»

Формы взаимодействия

Цель

«Активный профессионал - равнодушный потребитель»

Мотивационная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора

образовательной и карьерной траектории.

«Коллега - молодой коллега»

Совместная работа по развитию

творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать

существенную поддержку наставнику, а сам наставник

выполняет роль организатора и

куратора.

Схема реализации формы наставничества «Учитель - ученик»

Этапы реализации

Мероприятия

Представление программ наставничества в форме «Учитель - ученик».

Ученическая конференция.

Проводится отбор наставников из числа активных и опытных учителей, представителей благодарных выпускников.

Анкетирование. Использование базы наставников.

Обучение наставников.

Обучение проводится куратором программы наставничества при необходимости. Работа с пособиями Ментори «Рабочие тетради наставника».

Проводится отбор учащихся, имеющих проблемы с учебой, не мотивированных, не умеющих строить свою образовательную траекторию. Либо - учащиеся, с особыми образовательными потребности, не имеющими возможности реализовать себя в рамках школьной программы.

Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

Личные встречи или групповая работа в формате «быстрых встреч».

Повышение образовательных результатов у наставляемых. Мотивированны, интегрированы в сообщество. Осознано подходят к выбору профессий.

Защита проекта. Анализ успеваемости. Представление бизнес - плана. Определение образовательной траектории.

Рефлексия реализации формы наставничества.

Анализ эффективности реализации программы.

Наставник получает уважаемый и заслуженный статус.

Поощрение наставляемого на ученической конференции. Благодарственное письмо на предприятие или организацию наставника.

9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества

Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  1. оценка качества процесса реализации программы наставничества;

2.оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

9.1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества

Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".

Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели мониторинга:

  1. оценка качества реализуемой программы наставничества;
  2. оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.

Задачи мониторинга: • сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);

  • обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
  • контроль хода программы наставничества;
  • описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
  • определение условий эффективной программы наставничества;
  • контроль показателей социального и профессионального благополучия.

Оформление результатов.

По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT - анализ        реализуемой        программы наставничества.

Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества. SWOT-анализ проводит куратор программы.

Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.

9. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников

 Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.

Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставник- наставляемый".

Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения программы.

Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды (таблица 2).

Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.

  1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
  2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ).
  3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар "наставник-наставляемый".

Задачи мониторинга:

  • научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы наставничества, к личности наставника;
  • экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели требований к личности наставника;
  • определение условий эффективной программы наставничества;
  • анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;
  • сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе" реализуемой программы;
  • сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и "выходе" реализуемой программы.

10. Механизмы мотивации и поощрения наставников

К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.

Мероприятия по популяризации роли наставника.

  • Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.
  • Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся        развития        школы.

Лист ознакомления

с приказом МБОУ «СОШ № 7» от 01.09.2022 № 615

«Об организации работы по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет на основе реализации методологии наставничества»

ФИО

Должность

Ознакомлен(а)/не ознакомлен(а)

Подпись

Дата

Вершинина Л.Я.

Учитель географии

Волкова Н.Е.

Учитель физической культуры

Громыкова Ю.И.

Специалист по кадрам

Габдинова З.Ф.

Учитель начальных классов

Кунтуганова А.Р.

Учитель начальных классов

Колобова Ю.А.

Учитель начальных классов

Кутлушина Г.З.

Учитель начальных классов

Князев Д.Ю.

Учитель физической культуры

Лютина Т.Г.

Учитель начальных классов

Литвинова Е.Г.

Учитель русского языка и литературы

Мусаев М.М.

Учитель русского языка и литературы

Патрушева А.С.

Учитель начальных классов

Павлова И.С.

Учитель истории



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

(МБОУ «СОШ № 7»)

ПРИКАЗ

г. Нефтеюганск

23.09.2021

713

О внесении изменений в приказ от 23.03.2021 № 186 «Об организации работы по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет на основе реализации методологии наставничества»

        

В соответствии со ст.47, ст.76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Распоряжения Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом»,  пункта 5.1.1 Плана мероприятий регионального проекта «Учитель будущего», приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25.11.2019 № 1533 «Об утверждении регионального профессионального стандарта педагога-наставника», приказа Департамента образования и молодёжной политики города Нефтеюганска от 08.02.2021 № 111-п «Об организации работы по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет на основе реализации методологии наставничества», приказа МБОУ «СОШ № 7» от 15.02.2021 № 112 «Об организации работы по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет на основе реализации методологии наставничества», с целью организации работы по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Внести изменения в приказ от 23.03.2021 № 186 «Об организации работы по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет на основе реализации методологии наставничества» и читать в новой редакции:

1.1.Назначить наставниками молодых специалистов:

1.1.1.Лютину Т.Г., учителя начальных классов, наставником для Колобовой Ю.А., учителя начальных классов.

1.1.2.Габдинову З.Ф., учителя начальных классов, наставником для Комаровой Ю.А., учителя начальных классов.

1.1.3.Минину О.Н., старшего воспитателя, наставником для Гирич М.Е., воспитателя.

1.1.4.Файзуллину Р.Р., педагога-организатора, наставником для Ильясовой Ю.Ю., музыкального руководителя.

1.1.5.Кутлушину Г.З., учителя начальных, наставником для Патрушевой А.С., учителя начальных классов.

1.1.6.Павлову И.С., учителя истории, наставником для Вершининой Л.Я., учителя географии.

2.Секретарю учебной части (Подгорная М.В.) содержание настоящего приказа довести под роспись педагогических работников.

3.Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.

И.о. директора                                                                                     Т.И. Никитина                                

Лист согласования

к проекту приказа МБОУ «СОШ № 7»

«О внесении изменений в приказ от 23.03.2021 № 186 «Об организации работы по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет на основе реализации методологии наставничества»

1.Визы:

Заместитель директора по УВР

Крохалева Н.В.

Заместитель директора по УВР

Зотова Н.В.

2.Проект разработан: заместителем по УВР, тел. пр. 27 63 93.

3.Примечание (замечания):

Лист ознакомления

с приказом МБОУ «СОШ № 7» от 23.09.2021 № 713

«О внесении изменений в приказ от 23.03.2021 № 186 «Об организации работы по поддержке и сопровождению педагогических работников в возрасте до 35 лет на основе реализации методологии наставничества»

Фамилия

Имя

Отчество

Ознакомлен(а)/не ознакомлен(а)

Подпись

Дата

Аминова

Эльвира

Атласовна

Волкова

Наталия

Евгеньевна

Габдинова

Зимфера

Файзрахмановна

Гирич

Мария

Евгеньевна

Зенова

Алёна

Вячеславовна

Колобова

Юля

Ильгизаровна

Ильясова

Юлия

Александровна

Колотыгин

Евгений

Сергеевич

Колотыгин

Евгений

Сергеевич

Вершинина

Лилия

Ягануровна

Кутлушина

Гульнара

Зайниевна

Лютина

Тамара

Георгиевна

Минина

Ольга

Николаевна

Мустаева

Ильмира

Маратовна

Мусаев

Турал

Рашидович

Патрушева

Анастасия

Сергеевна

Павлова

Ирина

Сергеевна

Пальшина

Лилия

Ягануровна

Серазидинова

Людмила

Леонидовна

Файзуллина

Рузалия

Рияновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по наставничеству

План работы с молодыми специалистами в МКОУ СОШ №24...

Программа по наставничеству.

НаименованиеОсновные цели программыСроки реализации программыСтруктура программыУчастники программы...

Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год.

ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год. Наставник: воспитатель ГПД Фадеева Валентина Федоровна Молодой ...

Приказ о наставничестве

Приказ о наставничестве...

Современные формы и технологии педагогического наставничества

Рассмотрены как традиционные, так и инновационные технологии работы наставника с начинающими педагогами. Описаны формы работы с молодыми и малоопытными учителями. Определены условия становления профес...

Наставничество

В помощь учителям -наставникам ....

Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год

В данной  папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...