Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья: старт в шахматы»
рабочая программа (1, 2, 3 класс)

Докучаева Лилия Ивановна

Физкультурно-спортивное развитие детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений ФГОС.

Шахматы способствуют формированию здорового образа жизни, воспитывают волю к победе, выдержку, сосредоточенность и другие качества, необходимые человеку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya_ladya_start_v_shahmaty.docx92.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Белая ладья: старт в шахматы» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Актуальность программы

Физкультурно-спортивное развитие детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений ФГОС.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому способствует процесс обучения игре в шахматы.

С целью совершенствования у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  формы волевого управления поведением разработана и реализуется данная дополнительная общеразвивающая программа.

Ребенок, обучающийся игре в шахматы, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения  бороться до конца, не унывать при неудачах. 

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает  многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч  детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы способствуют формированию здорового образа жизни, воспитывают волю к победе, выдержку, сосредоточенность и другие качества, необходимые человеку.

Отличительные особенности программы

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании рабочей программы воспитания МБОУ Вязьма - Брянской СОШ Вяземского района Смоленской области (педсовет № 8 от 21.05.2021) с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника и рассматривается, как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий - способность действовать в уме.

Программа «Белая ладья: старт в шахматы» направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству через обучение игре в шахматы.

Осуществляется неразрывная связь теории и практики. В разделы программы включены  практические игры, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

В программе отведены часы на сеансы одновременной игры, квалификационные турниры,  анализ  партий и типовых позиций. Обучающиеся участвуют в турнирах внутри группы, районных квалификационных турнирах, онлайн-турнирах.

 Адресат программы

          Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 7 – 10 лет, желающих научиться играть в шахматы. Программа даёт возможность  развивать творческие способности,  формировать базовые компетентности современного человека и способствует становлению личности. Особых условий набора детей нет.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 1 год.

На полное освоение программы требуется 136 часов, включая участие в турнирах и соревнованиях.

Формы обучения

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает групповые, парные, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп  по 6 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год - 136 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах - 45 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Педагогическая целесообразность

Программа «Белая ладья: старт в шахматы» составлена таким образом, чтобы обучающиеся могли овладеть всем комплексом знаний по овладению умением игры в шахматы. 

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост  и доступен младшим школьникам.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. На определённом этапе совершенствования игры в шахматы у детей формируются  и развиваются навыки самостоятельного разбора шахматных партий, и это содействует ещё более результативному обучению.

При этом предусматривается широкое использование  занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций,  чтение дидактических сказок и т. д.

Важное  значение при изучении  шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Практическая значимость

Обучающиеся научатся отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать, умения мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержкураспознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

         Обучающиеся получают практические навыки игры в шахматы, направленные на развитие коммуникации, нестандартного мышления, гибких и интеллектуальных навыков.

Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога смогут не только получить положительные эмоции, удовольствие от игры, но и развивать умственные способностиформировать действия  внутреннего плана (способность действовать в уме).

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию  мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.

В результате освоения программы по шахматам, обучающиеся лучше успевают в школе.  

Ведущие теоретические идеи

Ведущая идея данной программы - обоснование системы различных заданий и упражнений, ориентированных на познание, воображение, развитие памяти, умственных способностей, направленных на развитие логического мышления обучающихся, организованном в процессе дополнительной образовательной деятельности, через использование современных образовательных технологий, комплекса форм, методов и приемов, активизирующих деятельность.

Цель дополнительной общеразвивающей программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи

Обучающие:

-усвоение учащимися основных правил и понятий шахматной игры, сведений об истории происхождения шахмат;

-формирование специальных и общеучебных умений;

- научить проводить шахматную партию от начала до конца, находить кратчайший путь к победе;

-формирование умения решать шахматные комбинации и задачи;

-формирование умения объяснить употребляемые шахматные термины, пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками, турнирными сборниками).

Развивающие:

-формирование системного и конкретного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого воображения;

-развитие умений производить логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

-развитие навыков самостоятельной работы;

-формирование эмоционального отношения к эстетической стороне шахматного искусства;

-формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

Воспитательные:

-формирование активной социальной позиции, готовности к внутреннему самоусовершенствованию, к самореализации себя в жизни;

- развивать умение рационально организовать свободное от учебной деятельности время;

-формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению;

-воспитание волевых качеств личности: умение сосредоточиться в игре, культура поведения по отношению к соперникам и товарищам по команде, самоконтроль;

-формирование эмоционального отношения к эстетической стороне шахматного искусства.

Принципы отбора содержания

Основой организации работы с обучающимися в программе «Белая ладья: старт в шахматы» является система следующих общедидактических принципов:

  • принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
  • принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса;
  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого обучающегося своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении новых знаний раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

При организации образовательного процесса используются также специфические принципы обучения игре в шахматы. В их числе:

  • акцент не на спортивное совершенствование, а на планомерное и последовательное формирование умственных действий;
  • планирование учебного процесса таким образом, чтобы не было проигравших детей;
  • применение нестандартных дидактических заданий и игр;
  • инсценировка оригинальных дидактических сказок;
  • широкое использование игры на фрагментах шахматной доски;
  • преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур.

Использование данных принципов позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные формы и методы

В основу технологии обучения учащихся игре в шахматы положена система игровых заданий на основе шахматного материала, включающая в себя задания по проверке усвоения правил шахматной игры (репродуктивный уровень) и задания на способность действовать в уме (методы проблемного обучения).

Участие в шахматных турнирах позволяет обучающимся пробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и достижения. При организации занятий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие умения, как выбор лучшего хода из множества возможных; защита от неожиданных атак противника;  умение оставаться хладнокровным и сосредоточенным в самые ответственные моменты игры; умение добиваться поставленных целей, преодолевая сопротивление соперника; умение находить наиболее короткие пути достижения желаемого, не тратя время на отвлекающие нюансы игры.

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

  1. часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого учащегося на данное занятие;
  2.  часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). В практической игре происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредотачиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач;
  3. часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе.  

Для предотвращения переутомления детей на занятиях активно применяются здоровьесберегающие технологии. Особое внимание уделяется двигательному режиму – статические и динамические моменты занятия чередуются. В середине занятия проводится физкультминутка. Занятия проводятся в специализированном учебном классе, оборудованном соответствующей возрасту мебелью и игровым оборудованием.

Процесс обучения игре в шахматы должен быть максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Для этого широко используются   словесный, наглядный и практический методы.

Словесный метод (беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ) даѐт возможность передать обучающимся информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.

Наглядный - один из основных, ведущих методов (показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации). Наглядный метод соответствует основным формам мышления школьника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание и применяется при знакомстве с шахматными фигурами, при изучении шахматной доски, при обучении правилам игры.

Практический метод (турниры, блицтурниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры) предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приѐмами.

По степени активности познавательной деятельности учащихся методы обучения:

Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию.

Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных турнирах, соревнованиях.

 Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.

По логичности подхода:

          Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.

По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности учащихся:

        Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.

Планируемые результаты

В результате изучения программы «Белая ладья: старт в шахматы» на первом году обучения  учащиеся получат возможность   формирования

 личностных результатов: 

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:
  • находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты: 

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • знать правила хода и взятия каждой фигурой;
  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • уметь проводить элементарные комбинации;
  • уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

  • уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
  • определять последовательность событий;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Обучающийся научится:

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,

диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • применять правила хода и взятия каждой фигуры.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентированию на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Механизм оценивания образовательных результатов. Фиксируя планируемые результаты, педагог определяет перечень диагностических методик, с помощью которых данный результат будет замеряться (наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, отслеживание творческих достижений коллективов и отдельных обучающихся        и        т.п.),        представляет        информацию        о        форме, порядке        и периодичности проведения промежуточной аттестации.

Входной контроль осуществляется в начале года: выполнение практических заданий, педагогическое наблюдение, тест.

Текущий контроль осуществляется в течение года: выполнение практических заданий, шахматные турниры внутри объединения, педагогическое наблюдение.

Итоговый контроль проводится в конце обучения: участие в шахматных турнирах для начинающих, тест.

Критериями оценки являются: правильное выполнение практических заданий, успешное выступление в турнирах.

По итогам обучения определяется уровень освоения Программы.

1. Уровень теоретических знаний.

  • Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. Демонстрирует низкую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности.
  • Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы. Демонстрирует не очень высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Не в полной мере знает историю шахмат, которая была освещена в рамках реализации данной Программы, путает шахматные фигуры и их ходы, делает ошибки в шахматной нотации, не очень хорошо ориентируется в сравнительной ценности фигур, путает общие принципы игры и шахматного этикета.
  • Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. Демонстрирует высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Знает историю шахмат, отлично ориентируется на шахматной доске, знает шахматные фигуры и их ходы, владеет шахматной нотацией, хорошо ориентируется в сравнительной ценности фигур, знает общие принципы игры и шахматного этикета.

2. Уровень практических навыков и умений.

  • Низкий уровень. Обучающийся не может участвовать в шахматных турнирах для начинающих.
  • Средний уровень. Участие в шахматных турнирах для начинающих нерезультативно.
  • Высокий уровень. Результативно участвует в шахматных турнирах для начинающих.

Формы подведения итогов реализации программы  в программах физкультурно-спортивной направленности – соревнования  и турниры.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: портфолио, протокол соревнований, свидетельство (сертификат), др.

Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится входной контроль в начале учебного года; текущий контроль в виде контрольного среза знаний освоения дополнительной общеразвивающей программы в середине учебного года. Итоговый контроль проводится в виде промежуточной аттестации (по окончанию освоения программы).

Промежуточная аттестация учащихся проводится в виде сеанса одновременной игры, шахматного турнира и теста.

При таких формах аттестации хорошо прослеживается уровень мастерства и общей культуры учащихся.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

                                                       1 год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Краткая  история шахмат.

2

1

1

Педагогическое наблюдение текущий контроль, опрос.

2

Шахматная   доска.

2

1

1

Выполнение практических заданий, педагогическое наблюдение.

3

Шахматная  нотация.

4

2

2

Текущий контроль, опрос.

4

Шахматные фигуры. Начальная   расстановка фигур.

Ходы и взятие фигур.

18

10

8

Текущий контроль, опрос, тест.

5

Ценность шахматных фигур.

4

2

2

Текущий контроль, опрос.

6

Цель  шахматной партии.

26

12

14

Практическая игра, текущий контроль.

7

Курс дебютов

20

6

14

Выполнение практических заданий, шахматные турниры внутри объединения, педагогическое наблюдение

8

Миттельшпиль

22

6

16

Практическая игра, решение шахматных задач, участие в турнирах и соревнованиях.

9

Эндшпиль

22

6

16

Практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, участие в турнирах и соревнованиях.

10

Cеансы одновременной игры

8

2

6

Участие в турнирах и соревнованиях, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

11

Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций

8

2

6

Участие в турнирах и соревнованиях, сеансы одновременной игры, тест.

      Итого

136

50

86

        

1 год обучения

1.КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ (2 часа)

Теория: Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

2. ШАХМАТНАЯ ДОСКА  (2 часа)

Теория: Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Практика: «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

3. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ  (4 часа)

Теория: Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Практика: «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» и т. п.

«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).

«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ е1 – а5»).

«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

 4.  ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ (18 часов)

Теория: Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Тест.

Практика: «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР  

Теория: Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Практика: «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

Теория: Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Практика: «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

 5.ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР  (4 часа)

Теория: Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Практика: «Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

«Защита». В учебных положениях требуется найти ход,  позволяющий сохранить материальное равенство.
6.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ  (26  часов)

Теория: Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Практика: «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

7. КУРС ДЕБЮТОВ (20 часов)

Теория: Классификация дебютов. Значение флангов в дебюте. Захват центра с флангов. Подрыв центра. Гамбиты. План в дебюте. Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита.

Практика:  «Мат в один ход», «Поймай ладью», «Поймай ферзя», «Защита от мата», «Выведи фигуру», «Поставь мат «повторюшке» в один ход».

8. МИТТЕЛЬШПИЛЬ (22 часа)

Теория: Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Комбинации с мотивом "спёртого мата", использования слабости последней горизонтали, разрушение пешечного центра, освобождения поля, перекрытия, блокировки, превращения пешки. Уничтожение защиты. План игры. Открытие и полуоткрытое линии Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Сложные комбинации на сочетание идей. Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь.

Практика:  выполнение упражнений: «Выигрыш материала», «Мат  в два хода».

9. ЭНДШПИЛЬ (22 часа)

Теория: Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Король и пешка против короля и двух пешек. Отдалённая проходная пешка. Защищённая проходная пешка. Пешечный прорыв. Слон против пешки. Конь против пешки. Король, конь и пешка против короля. Слоновые окончания. Король, слон и пешка против короля. Конь с пешкой против двух и более пешек. Слон против пешек. Ладья против пешек.

Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи.

Практика:  выполнение упражнений: «Квадрат», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш или ничья?», «Куда отступить королем?» «Путь к ничьей».

10. СЕАНСЫ ОДНОВРЕМЕННОЙ ИГРЫ (8 часов)

Теория: Проведение шахматных партий, отработка тактики шахматной игры. Сеансы одновременной игры проводит тренер с учащимися всей группы.

Практика:  

11. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТУРНИРЫ. АНАЛИЗ ПАРТИЙ И ТИПОВЫХ ПОЗИЦИЙ (8 часов)

Теория: Судейство соревнований. Виды соревнований личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские. Правила проведения квалификационных турниров. Анализ партий и типовых позиций. Тест.

Практика: участие в шахматных турнирах по графику.

Задачи первого года обучения

Образовательные:

  • привлечь обучающихся к занятиям шахматами;
  • изучить шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;  
  • знать названия шахматных фигур и правила хода и взятия каждой фигурой;  
  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь; 
  • обобщать, делать несложные выводы;  
  • уметь проводить элементарные комбинации.

Личностные:

  • способствовать развитию элементарных мыслительных процессов;
  • способствовать развитию внимания, памяти;
  • учиться находить оптимальные решения.

Метапредметные:

  • стремление к развитию личностных качеств;
  • прививать навыки самодисциплины;
  • способствовать воспитанию волевых качеств.

Планируемые результаты

Образовательные:

  • обучающиеся будут привлечены к занятиям шахматами;
  • освоят шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;  
  • будут знать названия всех шахматных фигур и правила хода и взятия каждой фигурой;  
  • научатся обобщать, делать несложные выводы;
  • научатся проводить элементарные комбинации. 

Личностные:

  • разовьют элементарные мыслительные процессы;
  • научатся обобщать, делать несложные выводы, находить оптимальные решения.
  • улучшится внимание, память.

Метапредметные:

  • освоят навыки самодисциплины;
  • разовьют личностные и волевые качества.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Количество учебных недель –34

Количество учебных дней –172

Начало занятий групп всех годов обучения –1 сентября

Окончание занятий -31 мая

Продолжительность каникул – с 1 июня по 31августа

№ п/п

Месяц

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля

Краткая  история шахмат (2 часа)

1

сентябрь

Беседа, работа с презентацией

1

Знакомство учащихся с программой и распорядком работы шахматного кружка. Инструктаж по технике безопасности. Волшебный мир шахмат.

Шахматная зона в Точке роста

Педагогическое наблюдение текущий контроль, опрос

2

сентябрь

Беседа,

видеоурок.

1

Легенда о возникновении шахмат. Основные вехи в истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам.

Шахматная зона в Точке роста

Педагогическое наблюдение текущий контроль, опрос

Шахматная доска (2 часа)

3

сентябрь

Беседа, видеоурок.

1

Шахматная доска. Две армии на шахматной доске.

Шахматная зона в Точке роста

Выполнение практических заданий, педагогическое наблюдение.

4

сентябрь

Беседа, обучающая игра.

1

Шахматные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали, центр.

Шахматная зона в Точке роста

Выполнение практических заданий, педагогическое наблюдение.

Шахматная  нотация (4 часа)

5-6

сентябрь

Обучающие игры, беседа, работа с презентацией.

2

Шахматная нотация. Обозначение вертикалей и горизонталей на шахматной доске. «Адрес» поля

Шахматная зона в Точке роста

Текущий контроль, опрос.

7-8

сентябрь

Обучающие игры, беседа, воспроизведение записи партии.

2

Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Шахматная зона в Точке роста

Текущий контроль, опрос.

Шахматные фигуры. Начальная   расстановка фигур. Ходы и взятие фигур (18 часов)

9

сентябрь

Беседа, дидактические игры.

1

Шахматные фигуры. Начальное положение. Две армии - белая и чёрная. Фигуры и пешки.

Шахматная зона в Точке роста

Текущий контроль, опрос.

10

сентябрь

Дидактические игры.

1

Пешка. Сколько пешек на доске и как они называются. Правило взятия на проходе. Превращение пешки.

Шахматная зона в Точке роста

Текущий контроль, опрос.

11

сентябрь

Дидактические игры.

1

Пешка. Проходные пешки. Блокированные пешки. Сдвоенные, связанные и изолированные пешки.

Шахматная зона в Точке роста

Текущий контроль, опрос.

12

сентябрь

Беседа, дидактические игры.

1

Ладья. Ход ладьёй. Взятие. Дидактические игры «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы».

Шахматная зона в Точке роста

Текущий контроль, опрос.

13-14

сентябрь

Дидактические игры.

2

Ладья против ладьи, ладья против пешек. Дидактическая игра «Волшебный сундучок».

Шахматная зона в Точке роста

Текущий контроль, опрос.

15

сентябрь

Практические задания, дидактические игры.

1

Слон. Ход слоном. Взятие. Дидактические игры «Лабиринт», «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы».          

Шахматная зона в Точке роста

Текущий контроль, опрос.

16-17

сентябрь

Дидактические игры.

2

Слон против слона, против ладьи и против пешек. Дидактическая игра «Поймай чёрного слона».

Шахматная зона в Точке роста

Выполнение практических заданий, педагогическое наблюдение

18

сентябрь

Практические задания, дидактические игры.

1

Инструктаж по технике безопасности. Ферзь. Ход ферзём. Взятие. Дидактические игры «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы».

Шахматная зона в Точке роста

Выполнение практических заданий, педагогическое наблюдение

19-20

октябрь

Дидактические игры.

2

Ферзь  против ферзя,  ладьи, слона и против пешек. Дидактическая игра «Волшебный сундучок».

Шахматная зона в Точке роста

Тест.

21

октябрь

Беседа, видеоурок.

1

Конь. Ход конём. Взятие. Дидактические игры «Волшебный сундучок», «Побей кусачие фигуры».

Шахматная зона в Точке роста

Выполнение практических заданий, педагогическое наблюдение

22-23

октябрь

Дидактические игры.

2

Конь против фигур и пешек. Дидактическая игра «Поймай чёрного коня». Двойной удар. Нападение и защита.

Шахматная зона в Точке роста

Текущий контроль, опрос.

24-26

октябрь

Практические задания, дидактические игры.

3

Король. Ход королём. Взятие. Дидактические игры «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы».

Шахматная зона в Точке роста

Текущий контроль, опрос.

Ценность шахматных фигур  (4 часа)

27

октябрь

Беседа, видеоурок.

1

Инструктаж по ТБ. Ценность фигур. Выгодно - невыгодно. Пешка – «мера веса» шахматной фигуры. Сколько пешек «весят» ферзь,  ладья, слон и конь

Шахматная зона в Точке роста

Текущий контроль, опрос.

28-30

октябрь

Игровые упражнения.

3

Ценность фигур. Выгодно - невыгодно. Пешка – «мера веса» шахматной фигуры. Сколько пешек «весят» ферзь,  ладья, слон и конь

Шахматная зона в Точке роста

Текущий контроль, опрос.

Цель  шахматной партии (26 часов)

31

октябрь

Учебная игра, дидактические игры.

1

Король против фигур и пешек. Дидактическая игра «Поймай чёрного коня». Двойной удар королём. Нападение и защита.

Шахматная зона в Точке роста

Практическая игра, текущий контроль.

32-33

октябрь

Учебная игра.

2

Нападение на короля - шах. Шахматная нотация. Повторение и обобщение. Что такое шах.

Шахматная зона в Точке роста

Практическая игра, текущий контроль.

34-37

октябрь

Разбор партий.

4

Мат как цель игры в шахматы. Что такое мат. Как матуют пешка, ладья, слон, конь и ферзь.

Шахматная зона в Точке роста

Практическая игра, текущий контроль.

38

октябрь

Практические задания, дидактические игры.

1

Инструктаж по технике безопасности. Особый ход - рокировка. Длинная и короткая рокировка. Когда можно рокировать.

Шахматная зона в Точке роста

Практическая игра, текущий контроль.

39-40

октябрь

Обучающие игры, беседа, работа с презентацией.

2

Особый ход - рокировка. Длинная и короткая рокировка. Когда можно рокировать.

Шахматная зона в Точке роста

Текущий контроль, опрос.

41-46

ноябрь

Разбор партий.

6

Ничья. Пат, вечный шах. Разновидность ничьей. Вечный шах. Чем отличается пат от мата.

Шахматная зона в Точке роста

Практическая игра, текущий контроль.

47-50

ноябрь

Беседа, разбор примеров.

4

Линейный мат. Мат в два хода. Матование двумя ладьями одинокого короля.

Шахматная зона в Точке роста

Текущий контроль, опрос.

51-56

ноябрь

Беседа, дидактические игры.

6

Мат королём и ферзём. Метод оттеснения короля в угол. Патовые ловушки.

Шахматная зона в Точке роста

Практическая игра, текущий контроль.

Курс дебютов (20 часов)

57-58

декабрь

Беседа, дидактические игры.

2

Значение флангов в дебюте.

Шахматная зона в Точке роста

Выполнение практических заданий, педагогическое наблюдение

59-62

декабрь

Практические задания, дидактические игры.

4

Захват центра с флангов. Подрыв центра.

Шахматная зона в Точке роста

Выполнение практических заданий, шахматные турниры внутри объединения, педагогическое наблюдение

63-68

декабрь

Беседа, разбор партий

6

Гамбиты. План в дебюте.

Шахматная зона в Точке роста

Выполнение практических заданий, педагогическое наблюдение

69-72

декабрь

Тренировочные игры с компьютером, турнир.

4

Оценка позиций в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем.

Шахматная зона в Точке роста

Выполнение практических заданий, шахматные турниры внутри объединения, педагогическое наблюдение

73-76

январь

Практические задания, дидактические игры.

4

Стратегические идеи защиты двух коней, защиты Филидора, шотландской партии, шотландского гамбита

Шахматная зона в Точке роста

Текущий контроль, опрос.

Миттельшпиль (22 часа)

77-82

январь

Беседа, разбор партий

6

Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Комбинации с мотивом "спёртого мата".

Шахматная зона в Точке роста

Практическая игра, решение шахматных задач, участие в турнирах и соревнованиях.

83-86

январь

Разбор специально подобранных позиций,  решение задач.

4

Использование слабости последней горизонтали, разрушение пешечного центра.  

Шахматная зона в Точке роста

Практическая игра, решение шахматных задач, участие в турнирах и соревнованиях.

87-88

январь

Тренировочные игры с компьютером, турнир.

2

Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Комбинации с мотивом "спёртого мата".

Шахматная зона в Точке роста

Практическая игра, решение шахматных задач, участие в турнирах и соревнованиях.

89-92

февраль

Беседа, разбор примеров.

4

Освобождение поля, перекрытия, блокировки, превращения пешки, уничтожение защиты.  План игры. Открытие и полуоткрытое линии.

Шахматная зона в Точке роста

Практическая игра, решение шахматных задач, участие в турнирах и соревнованиях.

93-96

февраль

Тренировочные игры с компьютером, турнир.

4

Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Сложные комбинации на сочетание идей.

Шахматная зона в Точке роста

Практическая игра, решение шахматных задач, участие в турнирах и соревнованиях.

97-98

февраль

Тренировочные игры, беседа, разбор примеров.

2

Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь.

Шахматная зона в Точке роста

Практическая игра, решение шахматных задач, участие в турнирах и соревнованиях.

Эндшпиль (22 часа)

99

февраль

Тренировочные игры, беседа, разбор примеров.

1

Инструктаж по ТБ. Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Король и пешка против короля и двух пешек.

Шахматная зона в Точке роста

Практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, участие в турнирах и соревнованиях.

100-104

март

Тренировочные игры, беседа, разбор примеров.

5

Пешечные окончания. Король и пешка против короля и пешки. Король и пешка против короля и двух пешек.

Шахматная зона в Точке роста

Практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, участие в турнирах и соревнованиях.

105-108

март

Практические задания, дидактические игры.

4

Отдалённая проходная пешка. Защищённая проходная пешка.  Пешечный прорыв.

Шахматная зона в Точке роста

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

109-112

март

Обучающие игры, беседа, работа с презентацией.

4

Слон против пешки.  Конь против пешки. Король, конь и пешка против короля.

Шахматная зона в Точке роста

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

113-116

апрель

Практические задания, дидактические игры.

4

Слоновые окончания. Король, слон и пешка против короля. Конь с пешкой против двух и более пешек. Слон против пешек.

Шахматная зона в Точке роста

Практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

117-120

апрель

Разбор специально подобранных позиций,  решение задач.

4

Ладья против пешек. Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи.

Шахматная зона в Точке роста

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

Cеансы одновременной игры (8 часов)

121-124

апрель

Соревнования

4

Проведение шахматных партий, отработка тактики шахматной игры. Сеансы одновременной игры.

Шахматная зона в Точке роста

Участие в турнирах и соревнованиях, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

125-128

май

Соревнования, онлайн-турниры

4

Сеансы одновременной игры.

Шахматная зона в Точке роста

Участие в турнирах и соревнованиях.

Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций (8 часов)

129-136

май

Соревнования..

8

Участие в турнирах и соревнованиях. Анализ партий и типовых позиций.

Шахматная зона в Точке роста

Участие в турнирах и соревнованиях, сеансы одновременной игры, тест.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся. Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; вариативность        направлений         сопровождения участников образовательного         процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
  • формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения;
  • мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Материально - технические условия: комплекты шахмат, шахматные часы, демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур, стол для руководителя, столы и стулья для учащихся, тетради для записи. Кабинет шахмат, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами СанПиНа. Формирование групп и расписания занятий в соответствии с требованиями СанПиН и программой.

Методическое обеспечение:

  • пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия).
  • дидактический материал (диаграммы с заданиями по различным темам, пакеты контрольных работ)
  • судейские и организационные документы (турнирные таблицы, протоколы, карточки  участников)
  • шахматная литература (учебники, задачники и периодика) и др.
  • кадровые: педагог дополнительного образования.
  • видео-уроки;архив видео и фотоматериалов; методические разработки занятий.

Информационное обеспечение программы Интернет-ресурсы:

Список литературы

Нормативные правовые акты:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2.Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3.Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 №597.

4.Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г.№2620-р.

5.Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020года.

6.Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Для педагога дополнительного образования:

1. Барский В.Карвин в шахматном лесу. Методическое пособие для учителя. – ООО «Дайв», 2008г.

2. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.

3.Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4.

4.Капабланка Х.-Р. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003.

5.Каспаров Г.К. Мои великие предшественники: Новейшая история развития шахматной игры: В 6 т. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2008.

6.В.Костров, Б. Белявский   2000 шахматных задач 1-2 разряд.– Шахматный решебник. Русский шахматный дом, 2018

7.Котов А.А. Шахматное наследие А. Алехина, М.: «Физкультура и спорт», 1982.

8.Ласкер Э. Учебник шахматной игры, М.: «Терра спорт», 2003.

9.Нимцович А.И. Моя система, М.: «Физкультура и спорт», 1984.

10.Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний М., 2006.

11.Попов С. Шахматный букварь.- М.:ИНФРА-М.2006 г.

12.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

13.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур,  2000.

14.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

15.Чехов В., Архипов С., Комляков В. – Программа подготовки шахматистов – разрядников IV-II разрядов, 2007.

16.Шахматные дебюты. Полный курс -  М.: Фаир-Пресс, 2006 г.

Для обучающихся и родителей:

1. Барский В. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников. (В 2 частях). – ООО «Дайв», 2008г.

2.Вольф П. Шахматы. Шаг за шагом. М.: «Ермак», 2003.

3.Губницкий С.Б. Полный курс шахмат (64 урока), М.: Россия, 2001.

4.Дополнительное образование «Как определить способности к обучению шахматной игре ребенка 6 – 7 лет», 2004 год, № 4.

5.Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Ростов, 2007

6.Петрушина Н.М. Эндшпиль. 10 уроков для самых маленьких. Ростов, 2003

7.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

8.Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.

                                          ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценочные материалы

Протокол мониторинга освоения программы

«Белая ладья: старт в шахматы»


                                                                                                                                                                                      Приложение 1

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Знание шахматных фигур

Шахматная доска

Шахматная  игра

Уровень освоения программы:

высокий - 14-18 б.,

средний -8-13 б,

низкий – 0-7 б.

Знают названия шахматных

фигур и умеют отличать друг от друга

Знают шахматные термины

Знают правила хода и взятия каждой фигуры

Знают, как правильно размещать

шахматную доску между

партнерами, расставлять

фигуры перед игрой

Ориентиру ются на шахматной доске.

Различают горизонталь,

вертикаль, диагональ

Умеют играть

    по

частям

       Умеют играть   каждой

фигурой в отдельности и в совокупности

с другими фигурами

Умеют  решать

элементарны е шахматные дебюты

Увлечение  игрой

Оценка параметров: 2 балла - высокий уровень: знает, умеет безошибочно; 1 балл – средний уровень: знает, умеет, но допускает шибки; 0 баллов – низкий уровень: не знает, не умеет.

Анализ освоения программы группой:

Показатели, наиболее успешно

освоенные детьми

Показатели, которые

недостаточно освоены детьми

Причины недостаточного уровня

освоения отдельных показателей

Пути решения

Приложение 2

Тест

1.Как переводится слово "шахматы"?

а) Властитель умер

б) Спасти короля

в) Король умер

г) Береги короля

2.Через сколько полей в центре проходит большая белая диагональ?

а) 3

б) 3

в) 2

г) 8

3.Какой шахматной фигуры не существует?

а) Король

б) Слон

в) Пешка

г) Дама

4.Согласен ли ты что каждое шахматное поле квадратное?

а) да

б) нет

в) наверное

г) круглое

5.Сколько всего полей в центре?

а) 5

б) 6

в) 8

г) 4

6.Сколько белых полей в любой черной диагонали?

а) 6

б) 4

в) 2

г) 0

7.Сколько на шахматной доске горизонталей?

а) 9

б) 4

в) 6

г) 8

8.Сколько всего фигур и пешек имеется у каждого игрока в начале партии?

а) 32

б) 64

в) 16

г) 24

9.Сколько клеток на шахматной доске?

а) 128

б) 325

в) 32

г) 64

10.Какая шахматная фигура ходит буквой «Г»?

а) пешка

б) слон

в) король

г) конь

11.Какая фигура в шахматах самая сильная?

а) слон

б) король

в) конь

г) ферзь

12.Какой из этих спортивных терминов относится к шахматам?

а) рашпиль

б) гамбит

в) дебют

г) эндшпиль

13.Какое из этих названий предметов столового прибора является также шахматным термином?

а) лопатка

б) вилка

в) нож

г) ложка

14.Как называется середина шахматной партии?

а) миттельшпиль

б) гамбит

в) цугцванг

г) мед-тайм

15.Рокировка – это:

а) двойной удар;

б) ничья;

в) специальная защита короля, когда король движется к ладье через клетку и ладья перепрыгивает через него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шахматы для начинающих»

В программе изложены основы по обучению учеников начальных классов игре в шахматы....

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Белая ладья"

Рабочая программа «Белая ладья» предназначена для организации кружковой работы в "ТОЧКЕ РОСТА"спортивно-оздоровительной направленности....

Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Ступеньки к школе» (программа «Преемственность»)

Цель программы - всестороннее развитие ребёнка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих спо...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...