Рабочая программа " Секреты финансовой грамотности."
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Русанова Галина Николаевна

  Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Структура и содержание программы внеурочной деятельности  «Секреты финансовой грамотности»  предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\планирование 3 класс\Г.Н\135.jpg

                    Пояснительная записка

В целях  организации внеурочной деятельности по финансовой грамотности на   уровне начального общего образования  необходимо использовать следующие нормативные  документы:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ;

- Приказ Минобрнауки России от 06. 10. 2009 г. № 373 (ред. от 31.12. 2015 г.) «Об утверждении и введении  в действие  федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785);

- Примерная основная образовательная программа начального  общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по     общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15) (ред. от 28.10.2015);  

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 10.06.2019) «Об утверждении Порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по  основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального  общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);

- Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672
«О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

- Письмо Министерства  просвещения Российской Федерации от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216  «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности»

-  Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.2019) «Об утверждении СапПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиях и организации обучения   в общеобразовательных учреждениях» ( вместе с СанПиН2.4.2.2921.-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиях и организации обучения   в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993);

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226);

- Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов  внеурочной деятельности, программ воспитания  и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий» ( вместе с «Рекомендациями по реализации  внеурочной деятельности, программ воспитания  и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий;

- Распоряжение Правительства  РФ от 25.09.2017 №2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы»;

- Перечень мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и  Центрального Банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций  в Российской Федерации на 2017 – 2021 годы;

- План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы (приложение 1 к Протоколу) ( утв. Банком России № ПМ01-59/20, Минфином России № 17-04-10/1220  17.02.2020);

-  Постановление   Администрации Курской области от 29.12.2018 № 1120-па «Об утверждении региональной  программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения Курской области» на 2018 - 2023 годы ((с изменениями, утвержденными Постановлением Администрации Курской области от 13.11.2019 №1105-па);.

- Государственная программа Курской области «Развитие образования Курской области» утверждена постановлением Администрации Курской области № 737-па от 15 октября 2013 года;

- Национальный проект «Образование» https://edu.gov.ru/national-project/;

- Паспорт национального проекта "Образование" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол №10 от 03.09.2018г.) http://kiro46.ru/docs/Pasport_NPO2018.pdf;

- Паспорт регионального проекта "Современная школа" https://adm.rkursk.ru/index.php?id=2101&mat_id=90309;

- Паспорт регионального проекта "Успех каждого ребенка" https://adm.rkursk.ru/index.php?id=2101&mat_id=90310.

Наличие фразы  в 273 «ФЗ» о возможности  использования ресурсов  организаций дополнительного образования детей ( материально-технических  и кадровых) при реализации программ внеурочной деятельности   привело к наличию путаницы в понятиях «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование»

С целью преодоления сложившейся в педагогической среде тенденции подмены понятий «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование детей и взрослых» рассмотрим их характеристику по ряду критериев, опираясь на  материалы приложения к письму    Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672.

Общая характеристика курса по внеурочной деятельности

  Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ 273-ст.2, п.9).

 Согласно частям 5 и 7 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

При этом согласно п. 16 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373:

- основная образовательная программа начального общего образования реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- организационный раздел основной образовательной программы включает в себя, в том числе, учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности,

- в соответствии с п. 19.10 упомянутого федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности  «Секреты финансовой грамотности»

Структура и содержание программы внеурочной деятельности  «Секреты финансовой грамотности»  предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

Личностные  результаты изучения курса  внеурочной деятельности  «Введение в финансовую грамотность»:

-  осознание себя как члена семьи, общества и государства;

-  овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых

отношений;

-  развитие самостоятельности и осознание личной ответственности

за свои поступки;

-  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в

разных игровых и реальных экономических ситуациях.

  Метапредметные результаты  изучения курса  внеурочной деятельности  «Введение в финансовую грамотность»:

познавательные:

-  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

-  овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

-  понимание цели своих действий;

-  составление простых планов с помощью учителя;

-  проявление познавательной и творческой инициативы;

-  оценка правильности выполнения действий;

-  адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

-  составление текстов в устной и письменной формах;

-  умение слушать собеседника и вести диалог;

-  умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-  умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-  умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные  результаты  изучения курса  внеурочной деятельности  «Введение в финансовую грамотность»:

-  понимание и правильное использование экономических терминов;

- представление о роли денег в семье и обществе;

-  умение характеризовать виды и функции денег;

-  знание источников доходов и направлений расходов семьи;

-  умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

 Содержание курса внеурочной деятельности «Введение в финансовую грамотность» для 3 класса

Тема 1. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

-  Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

-  Объяснять причины различий в заработной плате.

-  Объяснять, кому и почему платят пособия.

-  Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 2. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь.

Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные

привычки. Хобби.

Компетенции

- Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

- Сравнивать покупки по степени необходимости.

- Различать планируемые и непредвиденные расходы.

- Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 3. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и рас-

ходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

- Объяснять, как управлять деньгами.

- Сравнивать доходы и расходы.

- Объяснять, как можно экономить.

- Составлять бюджет на простом примере.

Тема 4. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести

доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость.

Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

- Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

- Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

- Сравнивать разные виды сбережений.

                  Тематическое планирование курса

Название темы

Кол-во

часов

1

 Откуда в семье деньги

8

2

 На что тратятся деньги

9

3

 Как умно управлять своими деньгами

9

4

Как делать сбережения

9

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Секреты финансовой грамотности».

№ занятия

Раздел, тема

Количество часов

План

Факт

Тема 1. Откуда в семье деньги ( 8 часов)

1

Заработная плата

1

2

Профессии и образование

1

3

Пенсии, стипендии, пособия

1

4

Клады, лотерии, наследство

1

5

Доходы от сдачи имуществ  в аренду  и проценты в банке

1

6

Игра «Аукцион вопросов»

1

7

Решение задачи о теме «Доходы семьи»  

1

8

Постер «Доходы бывают разные»

1

Тема 2.  На что тратятся деньги (9 часов)

9

Расходы на самое необходимое

1

10

Откладывание денег и непредвиденные расходы

1

11

Хобби. Вредные привычки

1

12

Экономический словарик

1

13-14

Игра «Жизненные ситуации»

2

15

Игра «Получаем услуги»

1

16

Диаграмма связей «Почему мы делаем покупки»

1

17

Мини-проект «Составление плана расходов на месяц»

1

Тема 3. Как умно управлять своими деньгами (9 часов)  

18

Расходы

1

19

Доходы

1

20

Считаем деньги

1

21

«Это интересно»

1

22

Работа с экономическим словарём

1

23

Проект «День рождения моего одноклассника

1

24-25

«Отправляемся в поход». Расчет бюджета мероприятия по группам

2

26

Занятие-игра «Реклама»

1

Тема 4. Как делать сбережения ( 8 часов)

27

Куда и как откладывать деньги

1

28

Интересные истории из мира коллекций

1

29

Работа с экономическим словарём

1

30

Диаграмма связей «Чёрный день»

1

31

Игра «Экономим на поездку в отпуск»

1

32

Игра «Хочу купить велисипед»

1

33

Игра «Большой аукцион»

1

34

Игра «Экономический звездный час»  

1

35

Заключительное занятие.

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Список основной литературы

1.Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. Ч. 1 / С. Н. Федин. –  М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. — 80 c.,

2.Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. Ч. 2 / С. Н. Федин. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. — 80 c.,

3.Корлюгова, Ю. Н.Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. — 16 c.

4. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС,2019. — 64 c.

5. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. — 64 c.

6. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы.2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС,2019. — 8 c.

7. Гловели Г.  «Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс. –  М.: Издательство  ВИТА-ПРЕСС , 2020г.

8. Антонова Юлия. «Сказ про то, как Иван царство спас». – М.: Издательство  ВИТА-ПРЕСС 2017г.

9. Антонова Юлия. Как и о чем говорить с детьми на уроках финансовой грамотности».–  М.:  Издательство  ВИТА-ПРЕСС 2019г.

Список дополнительной литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 №2039-в «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы»;
  2. Примерная основная образовательная программа  начального общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по     общему образованию (протокол от  8 апреля 2015 г.  № 1/15-з);
  3. Перечень мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и  Центрального Банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций  в Российской Федерации на 2017 – 2021 годы.
  4. План мероприятий (Дорожная карта) по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, утвержденный 3 декабря 2018 г.
  5. Постановление   Администрации Курской области от 29.12.2018 № 1120-па «Об утверждении региональной  программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения Курской области» на 2018 - 2023 годы.
  6. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672
    «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
  7. Письмо Министерства  просвещения Российской Федерации от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216  «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности»
  8. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://fmc.hse.ru/data/2019/02/19/1192148847/978-5-408-04168-
  9. Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е. Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 4 класс общеобразоват. орг. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://fmc.hse.ru/data/2019/02/19/1192148105/978-5-408-04169-
  10. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс;[Электронный ресурс] – Режим доступа:https://fmc.hse.ru/data/2019/02/19/1192148125/978-5-408-04172-
  11. Корлюгова Ю.Н., ГоппеЕ.Е.Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 класс общеобразоват. орг. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://fmc.hse.ru/data/2019/02/19/1192148102/978-5-408-04171-
  12. Гловели Г.Д., Гоппе Е.Е.Г Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://fmc.hse.ru/data/2019/02/19/1192148743/978-5-408-04170-
  13. Книга для родителей «Советы родителям по формированию финансовой культуры у ребенка». [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://vashifinancy.ru/materials/sovety-roditeliam-po-formirovaniiu-osnov-finansovoi/

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Система (рамки) базовых компетенций в области финансовой грамотности для России[Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://minfin.ru/ru/om/fingram/directions/programs/

  2. Материалы сайта Банка России  «Финансовая культура» http://fincult.info/
  3. Материалы федерального портала по финансовой грамотности ВАШИФИНАНСЫ.РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://вашифинансы.рф
  4. Материалы сайта ХОЧУМОГУЗНАЮ [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://xn--80afmshcb2bdox6g.xn--p1ai/
  5. Материалы сайта Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minfin.ru

6. Сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования. URL:https://fmc.hse.ru/

Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимо следующее:

1) учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы 12 – 15 человек (парты, стулья, доска, интерактивная доска, ноутбук);

2) Принтер черно-белый, цветной;

3) Сканер;

4) Ксерокс;

5) Канцелярские принадлежности: ручки цветные, цветные карандаши, бумага разных форматов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа " Финансовая грамотность"

Рабочая программа для 4 класса....

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 1-4 классов...

Рабочая программа "Финансовая грамотность.История денег" 4 класс

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса. Это дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности....

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Рабочая программа факультатива «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на основании программы внеу...

Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 3 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса....

Рабочая программа Финансовая грамотность для 4 класса

Рабочая программа Финансовая грамотность для 4 класса...