Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Булыгина Светлана Васильевна

Одарённость человека – это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли  и требующий к себе огромного внимания.

 Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.

                                                                                                                                                                                    В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_odaryonnymi_detmi._bushueva_e.v.docx199.74 КБ

Предварительный просмотр:

              Особенности работы с одарёнными детьми

                          в начальной школе

Слайд 1(титульный лист)

Слайд 2

Одарённость человека – это маленький росточек,

 едва проклюнувшийся из земли

 и требующий к себе огромного внимания.

 Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

 сделать всё, чтобы он вырос

 и дал обильный плод.

 В.А.Сухомлинский

Одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одарённых детей.  В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Новые стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.  

Слайд 3 

Среди множества планируемых результатов,  Стандарт предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям  

              современного общества;

  • учёт индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития;
  • обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определить  то, о чем, собственно, мы будем вести речь.

Слайд 4

«Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. Платонов

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Какого же ребёнка считать одарённым? 

Существует две крайние точки зрения:

1. Все дети являются одарёнными.

2. Одарённые дети встречаются крайне редко.

Слайд 5

В настоящее время одарёнными принято считать:

  • детей с интеллектом выше среднего;
  • детей с высоким уровнем творческих способностей;
  • детей,  достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты,  

   художники, математики, шахматисты);

  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одарённость).

Слайд 6

Выделяют следующие виды одарённости:

  •  одарённость в практической деятельности;
  •  одарённость в познавательной деятельности;
  •  одарённость в художественно-эстетической деятельности;
  •  одарённость в коммуникативной деятельности;
  •  одарённость в духовно-ценностной деятельности. 

Слайд 7

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому рекомендуется выявление одарённых детей проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости.

Учитель уделяет внимание особенностям развития ребёнка в познавательной сфере.

Слайд 8

Как правило, у одарённых детей проявляются:

 -высокая продуктивность мышления;

 -лёгкость ассоциирования;

 -способность к прогнозированию;

 -высокая концентрация внимания.

Работу с одарёнными учащимися учитель должен начинать с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет в некоторой степени выявить наклонности, способности и интересы учащихся.

Так же педагогу следует опираться на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников.

Перед учителями начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. А одарённые дети — это особые дети. У них чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Важной особенностью этих детей является их познавательная потребность.

        Одарённые дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

В учебной деятельности работу с одарёнными детьми учитель строит на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Использует образовательные технологии развивающего обучения и воспитания, ориентированные на творческое развитие личности.

Педагог пользуется приёмами создания проблемных ситуаций: подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, предлагает учащимся рассмотреть явления с различных позиций, побуждает их делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты, формулирует проблемные задачи.

Учитель применяет дидактические игры, проводит КВН, викторины. Дидактическая игра предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность. Многие игры требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение.

Использование информационно - коммуникативных технологий в практике учителя направлено на развитие способностей ориентироваться в информации разного вида, на развитие  образного и логического мышления учащихся.

Уже в первом классе учитель  практикует специальные уроки, на которых использует  наблюдение, беседы, опыты. Он старается развивать у детей умения видеть проблему, задавать вопросы, классифицировать объекты, явления, давать определения понятий, делать выводы, работать с текстом, защищать и доказывать свои идеи.

Для работы с одарёнными детьми учитель использует следующие методы и формы. Слайд 9

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

 -исследовательский;

 -частично-поисковый;

 -проблемный;

 -проективный;

 Слайд 10

Формы работы:

 - классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

 - консультирование по возникшей проблеме;

 - дискуссия;

 - игры.

 Очень важны:

 -предметные олимпиады;

 -интеллектуальные марафоны;

 -различные конкурсы и викторины;

 -словесные игры и забавы;

 -проекты по различной тематике;

 -ролевые игры;

 -индивидуальные творческие задания.

         Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности.

         

Ошибочно мнение, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учёбе и в жизни.  Напротив, таких детей ожидают немалые сложности и дома, и в школе. Важно, чтобы родители правильно относились к особенностям своего ребенка.

         Часто чрезмерное увлечение умственной деятельностью, неестественное для ребёнка начальной школы, вызывает у родителей тревогу и озабоченность.   В  таком случае важно не обрушить на голову ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях одарённость ребёнка как дар, который сулит большое будущее. Ребёнком восхищаются, гордятся им, развивая в нём тщеславие и высокое самомнение. Одарённые дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и критике. И восхищение, и неприязнь обязательно отразятся в детском сознании. В семье детям с признаками одарённости труднее, чем  обычным, независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка то, чего они не ожидали.

Одарённые дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а программа средней школы может предложить совсем немного. Часть детей с ранним подъемом способностей, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными.

Слайд 11

Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе - упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.

 Одним из мнений современных педагогов является то, что для обучения детей с высокими   способностями должны существовать специализированные классы или школы. Лучше такому ребенку находится в среде похожих детей, и учиться по программам, соответствующим его уровню интеллекта. Кроме того, одаренные дети имеют возможность раньше окончить школу и поступить в институт. Это дает им преимущество раньше сделать карьеру и достичь творческих успехов на выбранном поприще.

 Другое мнение заключается в том, что одаренные дети не должны являться исключением. Из таких детей должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все образовательные учреждения. Если же, последнее отсутствует, значит проблема появилась раньше, чем мы успели это заметить.

Следует отметить, что для того, чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка педагогических кадров.

    Учитель должен быть:

 -непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;

 -профессионально грамотным;

 -интеллигентным, нравственным и эрудированным;

 -владеть современными педагогическими технологиями;

 -психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

 -иметь позитивную Я- концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

 -обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

 -стимулировать познавательные способности учащихся;

 -работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

 -принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

 -анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

 -отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Ежегодно ученики начальной школы принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах.  Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.   

   Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время.  

         Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

Задача начальной школы – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.

Учитель - координатор усилий не только для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде всего, родителей этих детей.

Слайд 12

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

 1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка.

 2. Информационная среда для родителей.

 3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей.

 4. Поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

         Рассмотрим данные направления более подробно.

  1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка.

 Цель работы психолога с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком. Данная работа направлена на:

 - расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

 - улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

 - выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;

 - установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

         В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.

         Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК.

  1. Информационная среда

         Специально для родителей класса разработан цикл родительских собраний «Мой ребенок – восьмое чудо света». Формы собраний очень разнообразны: круглые столы, конференции, практикумы, «творческие копилки» и т.д.         

 Предлагаются рекомендации родителям одаренных детей :

 1.Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

 2.Оценивайте уровень развития ребенка.

 3.Избегайте длинных объяснений или бесед.

 4.Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.

 5.Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

 6. Развивайте в своих детях следующие качества:

 - уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;

 - понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;

 - интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;

 - уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;

 - привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;

 - умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей.

         Работа по развитию творческого и познавательного потенциала детей начинается в летнее время перед первым классом. Лето – благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут младшего школьника и в родном городе, и за его чертой, и в зарубежных поездках. Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье.

         Целесообразно подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми. Беседуя с родителями, необходимо показать, что лето – это подходящее время для формирования познавательных интересов ребенка.

Правильные рекомендации по проведению летнего отдыха с детьми дают родителям больше возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.

         Во время учебного года родители и дети организуют совместные проекты разнообразной тематики, делают презентации своих проектов на тематических неделях. Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.

  1. Поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

         Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться школой.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.

 Предложенная система работы позволяет повышать правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приводит к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом.

 

        

Приложение (Слайды 13-24)

Слайд 25-29

Заключение

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для  обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает   у обучающихся стремление  к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию,

развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми  оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения. Подобная работа мотивирует учащихся к участию в конкурсах различного уровня. Первоклассники уже приняли участие в интеллектуальном марафоне школьного уровня, заочных конкурсах «Эрудит-марафон», «Инфознайка». Хочется надеяться, что лучшие результаты у нас ещё впереди.

Приложение (слайды 14-25)

  1. Возьмите разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений.
    развитие творческого мышления

2. Из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных.
развитие творческого мышления


3. Задачи на поиск причин событий.

Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

-Утром Дима проснулся раньше обычного.
-Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
-Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

4. Подумай, что может произойти, если ...
«... дождь будет идти, не переставая».
«... люди научатся летать, как птицы».
«... собаки начнут разговаривать человеческим голосом».
«... оживут все сказочные герои».
«... из водопроводного крана польется апельсиновый сок».


5. Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов.

Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

развитие творческого мышления

6. Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.

                                     
развитие творческого мышления

 

7.  Расставь  буквы  в  алфавитном  порядке  и  запиши  получившееся  слово:

щ, о, р, б ________________________________

е, л, о, д _________________________________

н, ы, о, т________________________________

8. Как правильно сказать?

У рыбов нет зубов?                          У рыбей нет зубей?                                 У рыб нет зуб?              

    Или как?    Запиши правильный вариант:

______________________________________________________

9. Напиши полное имя:

Света - _____________________________________

Маша - _____________________________________

Вова - ______________________________________

Рита - ______________________________________

10. В каждом слове зачеркни одну букву, чтобы получилось слово:

         шарф  ____________________                                     тигр ____________________

         шутка  ___________________                                     спорт ___________________

         удача _____________________                                    гроза ____________________

11) Используя шифр,  найди слова,  спрятанные за этими цифрами:

 А     Б     В     Г     Д     Е     Ё     Ж     З      И      Й      К      Л      М      Н      О      П

 1     2     3     4      5      6      7      8      9     10      11      12     13     14     15     16    17

Р      С       Т       У      Ф      Х      Ц       Ч      Ш       Щ       Ъ       Ы       Ь     Э      Ю      Я

      18    19     20      21     22     23     24      25     26        27       28      29       30     31    32     33

16   19   1  -  _______                17  16  13 -  ________            13  10  19  1  -  ________

12) Преврати слово РЕКА в слово ЩУКА в два хода, меняя по одной букве. «Переходное» слово должно иметь смысл.

РЕКА - _____________________ - ______________________ - ЩУКА

13) Как из БАНКИ сделать БАНЮ, а из ПОЛКИ сделать ТАНЕЦ?

БАНКА - __________________________________________

ПОЛКА - _________________________________________

14) Реши примеры и раскрась картинку  в соответствии с цифрами.

G:\Математика-1 класс\Раскраски\0002.tif G:\Математика-1 класс\Раскраски\0001.tif G:\Математика-1 класс\Раскраски\0003.tif

15) Сколько всего треугольников на рисунке?

И т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы-это педагогическое исследование...

Особенности работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения

В этой статье рассказывается о направлениях работы с одарёнными детьми в начальной школе....

Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе

Данный материал можно использовать в качестве выступления...

Статья "Особенности работы с одарёнными детьми на начальном этапе обучения"

В статье говорится о методах и приёмах работы с одарёнными детьми в начальной школе....

Доклад по теме самообразования: «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития в начальной школе»

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цел...

Презентация на тему "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"

Презентация на тему "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"...