«Проблемы литературного образования в начальной школе»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Астафьева Любовь Александровна

Приоритетной целью литературного образования в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя, как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_literat_obr-ya_v_nach_shk.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемы литературного образования в начальной школе»

«Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом

овладения знаниями и вместе с тем источником богатой духовной жизни»

Сухомлинский В.А.

«Чтение - вот лучшее учение.

 Следовать за мыслями великого человека –

есть наука самая занимательная»

Пушкин А.С.

Компьютер, телефон и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Ценность книги не уменьшилась, просто нужно найти способ убедить в этом детей, продемонстрировать, «открыть» радость чтения, удовольствия от него и работы собственного, а не чужого воображения.

В программе по литературному чтению отмечается, что «литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Чтение способствует:

  • личностному развитию ученика;
  • умению адаптироваться в обществе;
  • воспитанию ответственного, инициативного и компетентного гражданина.

Наряду с русским языком, чтение:

  • формирует функциональную грамотность;
  • способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Приоритетной целью литературного образования в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя, как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. 

Читательская компетентность определяется техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребностью к книге как средству познания мира и самопознания.

Чтение, осознанное и заинтересованное, всегда имело для России особое значение. До недавнего времени мы считались самой читающей страной в мире. В настоящее время «Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры», – тревожно сообщается в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения». И тот же документ констатирует: «Современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры». 

Искусство слова было важным в нашей культуре. Великая литература - это способ самосовершенствования, воспитания патриотизма, разума, души.

И именно школе отведено ведущее значение для преодоления указанного кризиса. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях обучения.

Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения.

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

  • понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

  • способ чтения;
  • темп чтения;
  • правильность чтения;
  • выразительность.

В начальной школе происходит «Эмоциональное созревание ума».

Главной же задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

В условиях реализации ФГОС НОО чтение является метапредметным универсальным действием, от которого зависит успешность обучения и развития школьника. Не секрет, если ученик хорошо читает, он реже испытывает трудности в обучении. Как правило, его словарный запас соответствует возрасту, у него широкий кругозор и хорошая познавательная активность.

До определённого времени вопросы чтения были вопросами, а не проблемами. В последние годы ситуация резко изменилась: одна из наиболее важных проблем - непрерывное сокращение чтения. В школе интерес к чтению резко падает при переходе от начальной школы к средней.

Изменение качества чтения, падение интереса к нему мы увидели, проанализировав выполнение учениками метапредметных диагностических работ, где от 2 до 5 класса упали показатели выполнения заданий, связанных со смысловым чтением.

Учащиеся начальной школы не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях, не всегда связно передают содержание прочитанного текста, испытывают затруднения при чтении длинных слов со стечением согласных, а также при озаглавливании частей произведения. Высокий процент учащихся, допускающих ошибки при чтении, говорит об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является несформированнность читательской самостоятельности школьников.

Почему же многие дети неохотно и мало читают?

Конечно, объяснений подобному явлению, скорее всего характерному вследствие глобализации для всех промышленно развитых стран, несколько, это и:

  • ускорение темпа жизни;
  • развитие Интернета, который во многом стал заменять для рядового потребителя культуры и книгу, и театр, и концертный зал, и посещение музеев;
  • усиление влияния средств массовой информации. Разнообразие программ, предлагаемых телеканалами, также способствует вытеснению традиционной книги из повседневной жизни. Да и киноиндустрия не остается в стороне, внося свой вклад в процесс вытеснения традиционной книги из повседневного обихода;
  • резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
  • установка родителей на то, чтобы они научили детей читать сами до школы. Методика для переучивания читателей, испорченных неправильным первоначальным обучением ещё формируется. Переучивать крайне трудно даже учителю-профессионалу;
  • изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек: “Ты теперь большой, читай сам.”);
  • но главной причиной такого явления всё-таки является несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Соответственно, имеются следующие задачи курса литературного чтения, над которыми необходимо работать:

  • Воспитание интереса к книге. Решение этой задачи предполагает, прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире.
  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе. Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства. Развивать умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка).
  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника.
  • Формирование навыка чтения, повышение скорости и одновременно качества чтения.

Таким образом, данные задачи являются актуальными, и начинать решать их необходимо на этапе начального образования, где и должен закладываться, и формироваться навык смыслового чтения с учетом особенностей ОУ и контингента обучающихся.

Заключение:

Огромная роль в формировании навыков правильного, вдумчивого чтения, в воспитании интереса к чтению и книге принадлежит школьному учителю. Начальная школа сегодня работает по реализации Федеральных государственных стандартов начального общего образования.

Перед учителями начальных классов стоит важнейшая цель – формирование читательской компетентности младших школьников. Это означает, что за четыре года обучения в школе первой ступени дети должны научиться осознавать себя «грамотными читателями, способными использовать читательскую деятельность как средство самообразования».

Список литературы:

1.https://infourok.ru/problemy-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoj-shkole-6283845.html;

2.https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-detskogo-chteniya-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole;

3.Камалова Л. А., Колетвинова Н. Д. Проблема чтения и повышения культуры чтения студентов бакалавров начального образования в современной высшей школе// Международный журнал экологического образования науки. № 11 (4);

4. Колосова Е. А. Детское чтение в современной России: социальные функции, структура и практики // Автореферат дисс. на соиск. учен. степени кандидата соц. наук. М., 2011;

5.Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Вентана-Граф, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Публикация по проблемам образования в начальной школе ФГОС

Плюсы и минусы введения ФГОС.(начальная школа)...

Проблемы эффективного взаимодействия с родителями в рамках программ дополнительного образования в начальной школе

      Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, соц...

Проблемы образования в начальной школе

Выступление описывает проблемы обучения с которыми сталкиваемся в начальной школе....

Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы, перспективы.

Опыт, проблемы, перспективы инклюзивного образования в начальной школе....

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Данный текст отмечает некоторые трудности преподавания математики и приемы их решения....

Выступление на ШМО «Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы».

laquo;Инклюзивное образование в начальной школе:Опыт, проблемы»...