Коррекционно-педагогические возможности инновационных технологий как средства развития познавательного интереса у школьников с ОВЗ.
методическая разработка

Учебно-познавательная деятельность ребёнка с особыми об­разовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных средств.

Любой учебный предмет характеризуется большим разнообра­зием содержания. Это обстоятельство вызывает необходимость применения при его усвоении различных и в каждом отдельном случае специфических приемов и средств обучения, бесконечного варьирования способов их сочетания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1publikatsiya.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогические возможности  инновационных технологий как средства развития познавательного интереса у школьников с ОВЗ.

Гордюшова Е.Е.,

учитель начальных классов, олигофренопедагог.

ГБОУ школа №499, г. Санкт- Петербург.

Учебно-познавательная деятельность ребёнка с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных средств.

Любой учебный предмет характеризуется большим разнообразием содержания. Это обстоятельство вызывает необходимость применения при его усвоении различных и в каждом отдельном случае специфических приемов и средств обучения, бесконечного варьирования способов их сочетания.

Средства обучения должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим ценность использования того или иного средства определяется тем, насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся, учитывает их познавательные возможности на различных возрастныхэтапах; обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала; содействует развитию речи, мышления; обеспечивает коррекционно-компенсирующую направленность обучения.

Использование инновационных технологий в образовательных дисциплинах способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, мышление, восприятие, память.

Учащиеся с ОВЗимеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь весьма кстати приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием компьютера должна быть чётко продумана и дозирована.

Можно использовать информационно-компьютерные технологии в качестве дидактического средства обучения, создавая  дидактические пособия, разрабатывая и применяя готовые компьютерные программы по различным предметам.
Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Совсем недавно появилась новая информационная технология «Говорящая ручка», которая даёт возможность ввести в процесс обучения детей с ОВЗ элементы, казавшиеся раньше просто фантастикой.

Говорящая ручка – это умное устройство, которое озвучивает определённые текстовые фрагменты, распознаёт любые изображения и графические символы от иллюстраций к тексту до номеров страниц, даёт свои комментарии, делится интересными фактами или просто веселит ребёнка забавными звуковыми эффектами, давая важную для поддержания интереса эмоциональную разрядку.

Любые занятия с такой ручкой от развития речи и изучения азбуки до уроков математики становятся для младших школьников увлекательнее и интереснее.

Комплексное аудио - визуальное усвоение информации используется мною при обучении русскому языку, чтению и математике.

В серии учебных пособий для говорящей ручки есть несколько вариантов азбук с большим количеством увлекательных заданий, позволяющих закрепить пройденный материал.

Специальные пособия «Мы познаём мир», «Учимся читать» снабженыяркими иллюстрациями, весёлыми стихотворными текстами, знакомят учащихся с различными профессиями современного человека, домашними питомцами и их дикими собратьями, правилами поведения на дороге. Дети могут не только узнать новую информацию. Ручка способна проверить степень усвоения знаний, задав ребёнку вопросы по уроку и оценив его ответы. Также существует возможность закрепить полученные знания в специальных рабочих тетрадях.

Аналогичные пособия разработаны для обучения детей с ОВЗ цифрам, азам счёта и освоению простейших математических операций.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет мне:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• достичь высокой степени дифференциации обучения (почти индивидуализации);
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока, сделать урок современным.

Дети заинтересованы, приобщены к творческомупоиску;активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс обучения становится не скучным, однообразным, а творческим. Эмоциональный фон урока оказывается более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности детей с ОВЗ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

. Теоретические основы исследования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьниковПонятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературеОсобенност...

Статья "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников"

Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способно...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изуч...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики....

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

В статье раскрывается проблема развития познавательных интересов младших школьников...

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников

Понятие «познавательный интерес» Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрастеИгровые технологии как средство развития познавательных интересов детей...

«Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников»

По определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправл...