План работы с неуспевающими детьми
материал (4 класс)

Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить,  какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_s_neuspevayushchim_shipenok.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

План работы

со слобоуспевающими

учащимися

по русскому языку и математике на  2022 – 2023 уч.г

1 полугодие

Класс: 4»А»

                        Учитель: Шипенок Т.В.

Причины слабой успеваемости учащегося 4 Б класса

класс

ФИ учащегося

Причины слабой успеваемости

Пути решения

Шалахов Иван

Слабый уровень подготовки к школе, слабый контроль со стороны родителей, рассеянное внимание.

Контроль за выполнением домашних заданий, индивидуальная работа с учеником, консультации и беседы с родителями.

План проведения индивидуальных занятий по русскому языку во 2 четверти

Предмет: русский язык

Учитель: Шипенок Т.В.

Учащийся:

1. Шалахов Иван

Тематика занятий

Сроки реализации

1-2.Диктовка. Буквосочетания. Главные члены предложения. Части речи.

7.11

 9.11

3-4.Диктовка. Распознавание падежей имён существительных. Главные члены предложения.

14.11

16.11

5-6. Диктовка. Распознавание падежей имен существительных. Звуко-буквенный разбор слова.  Главные члены предложения.

21.11

23.11

7-8. Диктовка. Распознавание склонений имен существительных.

28.11

30.11

9-10. Диктовка. Части речи. Первое склонение имен существительных

5.12

7.12

11-12. Диктовка. Части речи. Второе склонение имен существительных.

12.12

14.12

13-14. Диктовка. Части речи. Третье склонение имен существительных.

19.12

21.12

План проведения индивидуальных занятий по математике во 2 четверти

Предмет: математика

Учитель: Шипенок Т.В.

Учащийся:

  1. Шалахов Иван

Тематика занятий

Сроки реализации

1-2. Письменные приёмы сложения и вычитания. Решение задач.

8.11

 10.11

3-4.Письменные приёмы умножения и деления. Решение задач.

15.11

17.11

5-6. Решение уравнений. Решение задач.

22.11

24.11

7-8. Доли. Сложение и вычитание величин.

29.11

1.12

9-10. Решение задач. Величины.

6.12

8.12

11-12. Письменные приёмы сложения и вычитания.

13.12

15.12

13-14. Свойства умножения.

20.12

22.12

План коррекции знаний обучающегося 4б класса на уроке и во внеурочное время (Шалахов Иван)

Методы и формы работы

На уроке

-Усиление «индивидуального внимания» к данному учащемуся в течение урока.

-Организация с учащимся выполнения работы над его ошибками.

-Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

-Снижение темпа опроса.

-Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

-Поддерживание интереса слабоуспевающего ученика к изучению предмета через вопросы, выясняющие степень понимания им учебного материала.

При организации самостоятельной работы

-Выбор для учащегося наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

-Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий.

-Предупреждение возможных затруднений ученика при изучении отдельных тем, использование карточек с алгоритмом действий.

Во внеурочное время

-Проведение индивидуальных консультаций.

-Организация и проведение повторных контрольных и проверочных работ,

Сроки: В течение учебного года

Связь с родителями:

-Донести  информацию о пробелах в знаниях до родителей учащегося.

-Донести до родителей информацию о предоставлении возможности учащемуся отработки неудовлетворительных отметок, выполнив повторные контрольные работы.

-Предоставить рекомендации по подготовке учащемуся домашних заданий и роли родителей в этом процессе.

-Регулярно информировать родителей о продвижении их ребенка в изучении предметов.

В помощь учителю:

Принципы работы с неуспевающими учениками

Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:

1.       Физиологические;

2.       Психологические;

3.       Социальные

Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).

При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.

С точки зрения психологии причина неуспеваемости делится на 2 группы:

1.       Недостатки познавательной деятельности

-    несформированность приемов учебной деятельности;

- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

2.       Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

I. Недостатки познавательной деятельности.

Несформированность приемов учебной деятельности

Такие дети просто не умеют учиться, т.к. учебная деятельность требует овладения определенными ЗУНами: счет в уме, заучивание стихотворения наизусть и т.д. Такие дети усваивают материал без предварительной логической обработки, выполняют различные упражнения без предварительного усвоения соответствующих правил. Они формально усваивают учебные приемы (например, могут вычленять основные части текста по образцам, а не по смысловым связям). Таким образом, такие дети выбирают определенные способы и приемы работы интуитивно, а не с помощью ЗУН. и со временем эти неправильные навыки в работе закрепляются. 

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

Главная задача заключается в том, чтобы просто перестроить приемы и способы работы с материалом, которые уже имеются у ученика, а не разрушать нежелательные способы.

ПРИМЕР: если ребенок вычленяет основные части текста по образцам, а не по смысловым связям, то необходимо использовать такие приемы смысловой обработки, как:  - выделение опорных пунктов;

             - составление плана тезисов;

         - составление логической схемы прочитанного;

         - формулирование главной мысли.

Постепенно ребенок привыкает к тому, что любой текст, в виде задания, правила, он будет разбивать на эти составляющие смысловой обработки.

Недостатки развития психических процессов

Эта психологическая причина неуспеваемости является более скрытой и менее очевидной для преподавателя. И здесь говорится, прежде всего, о недостаточном развитии мышления, т.к. именно мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника. Но  естественно мышление в сочетании с памятью и вниманием.

НАПРИМЕР: слабоуспевающие дети показывают хорошие результаты при запоминании чисел, слов доступных им по содержанию текста, близкого к жизненному опыту. Однако при запоминании более сложных текстов, где уже нужно использовать логическую память тесно связанную с процессом мышления, они дают худшие результаты. 

Поэтому не память и внимание, а специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить,  какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.

Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей

Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.

Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают  ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а,  следовательно и не справляются с заданием в ситуации, когда учитель требует немедленного ответа.; в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь).; в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке  домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:

- дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;

- не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;

- путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;

- следует осторожно оценивать неудачи ученика;

- желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.

II. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

Несформированность у школьника положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной неуспеваемости. Что в этом случае делать учителю?

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

1.       Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

2.        Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).

3.        Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.

4.        Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.

5.        Рекомендуется закрепить осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.

6.        Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).

7.        Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.

8.        Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала).

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока        

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся         

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала         

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке         

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса         

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Работа с неуспевающими учащимися

  1. Ф.И.О. ученика ______________________________________________

2. Класс _____________________________________________________

3. По каким предметам не успевает ______________________________

4. Поведение ученика __________________________________________

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________

_________________________________________________________________

6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __

8. Сколько времени длится эта работа ___________________________

9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______                          

                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы с неуспевающими детьми 3 класс

Индивидуальный план работы с неуспевающими детьми...

План работы с неуспевающими детьми.

Как выявить причины неуспевания и работа с ними....

План работы с неуспевающими детьми

План работы с неуспевающими детьми...

План работы с неуспевающими детьми

В классе есть дети с разным уровнем развития. Есть в классе и неуспевающие дети по программе. Поэтому для таких детей составила план работы ....

Индивидуальный план работы с неуспевающими детьми

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, кот...

План работы с неуспевающими детьми 3-4 класс

план обучения неуспевающих детей 3-4 классов...

План работы с неуспевающими детьми на _IV__ четверть 2022-2023 4 класса

План работы с неуспевающим обучающимсяна _IV__ четверть 2022-2023 учебного года по предметам Русский язык, Окружающий мир, Литературное чтение....