Статья: "Особенности развития игровой деятельности у детей с ОВЗ"
статья

Суворова Любовь Викторовна

         Предметная    и   конструктивная   деятельность  является   одной  из важных   видов   деятельности   детей  с  нарушением  интеллекта.  

         Это - практическая деятельность, позволяющая осуществлять коррекцию моторики рук, зрительно- предметная и конструктивная деятельность позволяет корректировать недостатки двигательной координации, пространственной ориентировки. Предметная и конструктивная деятельность позволяет корректировать недостатки зрительного, тактильного восприятия и внимания, способствует развитию познавательной деятельности, развитию пассивного и активного словаря, общему развитию речи.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Департамент   труда  и  социальной  защиты  населения  г.  Москвы

                              ГКУ     ЦССВ  «Сколковский»

                                               СТАТЬЯ

                             "Особенности  развития  игровой

                               деятельности  у  детей  с  ОВЗ"

                                                                                         

                                                         

                                                                                          Учитель-дефектолог:

                                                                                           Л.В. Суворова

 

                                                       

                                                   Москва                    

         Предметная    и   конструктивная   деятельность  является   одной  из  

важных   видов   деятельности   детей  с  нарушением  интеллекта.  

         Это - практическая деятельность, позволяющая осуществлять коррекцию моторики рук, зрительно- предметная и конструктивная деятельность позволяет корректировать недостатки двигательной координации, пространственной ориентировки. Предметная и конструктивная деятельность позволяет корректировать недостатки зрительного, тактильного восприятия и внимания, способствует развитию познавательной деятельности, развитию пассивного и активного словаря, общему развитию речи.  Уроки ППД – благодатная почва для развития  коммуникативной функции речи. Занятия конструктивной деятельностью формирует положительную мотивацию к труду, способствуют развитию образного мышления, воображения, обогащению эмоциональной сферы.

 Каждый вид конструктивной деятельности является набором задач, которые имеют широкий диапазон трудностей. При решении этих задач приобретаются навыки моделирования пространства, и это способствует формированию познавательной деятельности, создаются предпосылки к развитию наглядно-образного, логического мышления  у детей с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности.

На занятиях конструирования дети, моделируя как реально существующие, так и придуманные ими объекты, учатся находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые постройки из имеющихся элементов, деталей, предметов. В процессе работы дети учатся преобразовывать предметные отношения путем надстраивания, пристраивания, комбинирования. Очень важно, обучив ребенка какой-либо игре, отдельной операции, дать время для самостоятельного занятия с конструктором. Это позволит еще глубже изучить особенности и возможности конструкторов. В совокупности конструирование дает мощный толчок для интеллектуального развития детей  с  нарушением  интеллекта.

В настоящее время существует огромное количество игр для конструкторской деятельности. При выполнении заданий возможно использование наборов мелких игрушек, фигурок людей и животных, машинок. С помощью этих предметов дети учатся более широко использовать свои конструкции, учатся играть, общаться во время игры. Кроме того, использование игрушек помогает организовать общую игру после создания коллективной работы.

 На занятиях ППД осуществляется тесная связь с другими предметами: с ручным трудом, изобразительной деятельностью, счетом, письмом, чтением, развитием речи. На уроках конструирования можно закреплять знания, полученные на уроках счета, чтения, развития речи. Двигательные навыки, полученные на уроках ППД, помогают быстрее и лучше овладеть навыком письма. Виды деятельности уроков ППД тесно переплетаются с деятельностью на уроках ручного труда, что способствует более быстрому и глубокому усвоению двигательных умений и навыков.

Можно отметить тот факт, что предметно-практическая деятельность – это, в первую очередь, деятельность по освоению учениками различных навыков и умений. И именно эти занятия целесообразно проводить в режимных моментах, в досуговой деятельности; вплетать их в канву уроков математики, развития речи, т. е. предлагаем комбинировать отдельные блоки предметно-практической деятельности, сочетая их с фрагментами других уроков. Такое комбинирование позволяет детям с тяжелой степенью интеллектуального недоразвития наиболее максимально раскрывать свои способности.

Структура уроков продуктивной деятельности в  учреждениях 8-го вид условно делится на 3 блока:

     1. Подготовительный этап:

         - организационный момент;

         - упражнение для активизации внимания;

         - пальчиковая гимнастика;

         - вводная беседа.

     2. Изготовление поделки:

         - анализ образца;

         - планирование работы;

         - пальчиковая гимнастика;

         - практическая работа;

         - отчет о проделанной работе.

     3. Заключительный этап:

         - оценка качества выполненной работы;

         - подведение итогов урока.

В подготовительном блоке необходимо отрабатывать специальными упражнениями организацию рабочего места детей; большое внимание должно уделять упражнениям для кистей рук, упражнениям на активизацию внимания.  

 Главное здесь – дать развернутую аргументированную оценку деятельности учащихся, их отношению к тому, как они выполняли то или иное задание. Именно оценка отношения ребенка к заданию («Старался, был внимательным...») – выступает в качестве основы для развития у него мотивации к учению.

Занятие  способствует  развитию  у  детей: мышления, внимания,  памяти, воображения, речи, пространственной  ориентировке,  мелкой  моторики  рук. Дети  осваивают   различные навыки  и  умения, используют  их  в  своей  продуктивной  деятельности.