Технологии дифференцированного обучения
материал

Лобыцина Татьяна Фёдоровна

Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности.  Соответственно, каждый из нас должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми  изменениями, которые вводятся  новым образовательным стандартом. Решение этих задач многие педагоги видят в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс: « Вовлекаем в работу каждого ученика- используем приемы дифференцированного обучения »

Слайд 2

Технология дифференцированного обучения является базовой технологией ФГОС как сделать урок эффективным и интересным как передать определённые знания, воспитать у школьника потребность в самообразовании как преодолеть перегрузку учеников

Слайд 3

– это технология обучения в одном классе детей с разными способностями.

Слайд 4

Основная задача Помочь «слабому» Развивать способности сильного

Слайд 5

Групповая Персональная Фронтальная Внутригрупповая

Слайд 6

Бурундук В самом конце лета я жил у лесника в глухом лесу. Однажды на его небольшом огороде я увидел, как сама собою колышется шапка подсолнуха. На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк. Он хлопотливо выдёргивал из гнёзд зёрна подсолнуха и набивал ими защёчные мешки. Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк. Он похож на маленькую белку. Живут бурундуки под деревьями. В земляных неглубоких норах они устраивают кладовые. Там прячут зимние запасы: кедровые орехи, хлебные зёрна, семена трав. Быстрый бурундук всегда в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста в лесу. У бурундука в лесу много лютых врагов. Его уничтожает ястреб, горностай, соболь, куница и хорёк. А кладовые бурундуков находят и разоряют медведи.

Слайд 7

1 группа. Русский язык. Словарная работа. 1 уровень: Запишите слово «медведь» в тетрадь под самодиктовку, разделите его на слоги и для переноса. 2 уровень: Подберите однокоренные слова к слову «медведь». Докажите, что они однокоренные. Составить словосочетения. 3 уровень: Творческое задание: «Кто-то начал, ты – продолжи!». Допиши стихотворение: Спит медведь в своей берлоге, Не будите по тревоге …

Слайд 8

2 группа. Литературное чтение. Первичное закрепление. 1 уровень: Найдите отрывок, где говорится о жизни бурундука. Прочитайте. 2 уровень: Восстановите последовательность событий всего текста: Лютые враги. Лесной зверь. Кладовые бурундука. Бурундук – непоседа. 3 уровень: Ответьте на вопрос: Как ты считаешь, зачем бурундуку нужны защёчные мешки?

Слайд 9

3 группа. Окружающий мир. Закрепление. 1 уровень: Выпишите из текста всех животных. Какое животное лишнее? 2 уровень: Выпишите всех животных. Составьте цепи питания. 3 уровень: Творческое задание. Разгадай кроссворд, и узнаешь, кто живет по соседству с бурундуком.

Слайд 10

Варианты дифференцированных заданий для детей с ОВЗ (наршение общей двигательной активнстью ) Русский язык. Словарная работа. 1 уровень: Вставить пропущенную букву в слово м…дведь. 2 уровень: Выбрать из предложенных слов однокоренные и выделить в них корень, подчеркнуть безударную гласную. 3 уровень: Составить из слов предложение: спячку, зимой, ложиться, м…дведь, в.

Слайд 11

Варианты дифференцированных заданий для детей с ОВЗ (наршение двигательного аппарата) Литературное чтение. Первичное закрепление. 1 уровень: Восстановить текст с пропусками, пользуясь текстом. Живут …….. под деревьями. В…….. неглубоких норках они устраивают ………… . Там прячут зимние запасы: ………….., …………………, ………………. . 2 уровень: Расположить предложения по смыслу, опираясь на текст. 1)Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк. 2)На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк. 3)Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста в лесу. 3 уровень: Восстановить последовательность событий всего текста. А) Лютые враги. Б) Лесной зверь В) Кладовые бурундука. Г) Бурундук – непоседа.

Слайд 12

Варианты дифференцированных заданий для детей с ОВЗ (наршение двигательного аппарата) Окружающий мир. Закрепление. 1 уровень: Предлагаются картинки с животными из текста, надо убрать лишнюю картинку. 2 уровень: Составить цепи питания пользуясь картинками. 3 уровень: В слове «БУРУНДУК» найти название дерева.

Слайд 13

1 группа. Русский язык. Словарная работа. 1 уровень: Запишите слово «медведь» в тетрадь по самодиктовку, разделите его на слоги и для переноса. 2 уровень: Подберите однокоренные слова к слову «медведь». Докажите, что они однокоренные. 3 уровень: Творческое задание: «Кто-то начал, ты – продолжи!». Допиши стихотворение: Спит медведь в своей берлоге, Не будите по тревоге …

Слайд 14

1 группа. Русский язык. Словарная работа. 1 уровень: Запишите слово «медведь» в тетрадь под самодиктовку, разделите его на слоги и для переноса. МЕД - ВЕДЬ

Слайд 15

1 группа. Русский язык. Словарная работа. 2 уровень: Подберите однокоренные слова к слову «медведь». Докажите, что они однокоренные. Медвеж ата Медвеж ья Медвеж онок Медвед ица Медвеж атник

Слайд 16

1 группа. Русский язык. Словарная работа. 3 уровень: Творческое задание: «Кто-то начал, ты – продолжи!». Допиши стихотворение: Спит медведь в своей берлоге, Не будите по тревоге … Коль проснется рано он, Будет очень, очень зол.

Слайд 17

2 группа. Литературное чтение. Первичное закрепление. 1 уровень: Найдите отрывок, где говорится о жизни бурундука. Прочитайте . 2 уровень: Восстановите последовательность событий всего текста: Лютые враги. Лесной зверь. Кладовые бурундука. Бурундук – непоседа . 3 уровень: Ответьте на вопрос: Как ты считаешь, зачем бурундуку нужны защёчные мешки?

Слайд 18

2 группа. Литературное чтение. Первичное закрепление. 1 уровень: Найдите отрывок, где говорится о жизни бурундука. Прочитайте. Живут бурундуки под деревьями. В земляных неглубоких норах они устраивают кладовые. Там прячут зимние запасы: кедровые орехи, хлебные зёрна, семена трав. Быстрый бурундук всегда в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста в лесу.

Слайд 19

2 группа. Литературное чтение. Первичное закрепление. 2 уровень: Восстановите последовательность событий всего текста: Лютые враги. Лесной зверь. Кладовые бурундука. Бурундук – непоседа. 1)Лесной зверь. 2)Кладовые бурундука. 3)Бурундук – непоседа. 4)Лютые враги.

Слайд 20

3 группа. Окружающий мир. Закрепление. 1 уровень: Выпишите из текста всех животных. Какое животное лишнее? 2 уровень: Выпишите всех животных. Составьте цепи питания. 3 уровень: Творческое задание. Разгадай кроссворд, и узнаешь, кто живет по соседству с бурундуком.

Слайд 21

3 группа. Окружающий мир. Закрепление. 1 уровень: Выпишите из текста всех животных. Какое животное лишнее? Бурундук Ястреб Горностай Соболь Куница Хорёк

Слайд 22

3 группа. Окружающий мир. Закрепление. 2 уровень: Выпишите всех животных. Составьте цепи питания. Кедровые орехи Хлебные зёрна Семена трав Бурундук Ястреб Горностай Соболь Куница

Слайд 23

3 группа. Окружающий мир. Закрепление. 3 уровень: Творческое задание. Разгадай кроссворд, и узнаешь, кто живет по соседству с бурундуком. Т И Г Р Ы П С О Л Е Н Ь Л М Е Д В Е Д Ь В Б У Р У Н Д У К Е А Л О С Ь К З А Я Ц

Слайд 24

Развитие сильных и выравнивание слабых Адаптация учебного процесса к познавательным возможностям Развитие учебно-коммуникативных умений Повышение уровня "Я - концепции Реализация желания сильных учащихся Учеба сопровождается успехом.

Слайд 25

Изучение уровня обучаемости каждого ученика: память внимание мышление анализ синтез Умение осуществлять обратную связь с учениками. Умение держать в поле зрения всех учеников. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся Умение составлять задания с учетом индивидуальных способностей . Знать уровень готовности обучающегося принимать помощь от одноклассника



Предварительный просмотр:

МБОУ «Тункинская СОШ им. Седова Ю. П.»

МАСТЕР-КЛАСС

по теме «Вовлекаем в работу каждого ученика- используем приемы дифференцированного обучения».

Автор: Лобыцина Татьяна Фёдоровна,

учитель начальных классов

с. Тунка

2019

Без специальной организации учебной деятельности

не может быть эффективного усвоения знаний.

В настоящее время российское образование реализует концепцию подготовки человека самостоятельного, конкурентно способного, самореализуещего свои способности, учитывающего свои возможности в профессии. Высоко квалифицированного специалиста невозможно подготовить без улучшения и совершенствования системы обучения.

В основе построения Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, в котором выделяются 2 ведущих направления:

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности, форм общения для определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и ценности индивидуального развития каждого ученика, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм учебного сотрудничества и расширения зоны ближайшего развития.

Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности.  Соответственно, каждый из нас должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми  изменениями, которые вводятся  новым образовательным стандартом.

Решение этих задач многие педагоги видят в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении.

Давайте уточним понятия «дифференциация»:

 «Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных  условий для развития личности ученика как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени).

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Для организации учебной деятельности на уроке можно использовать разные виды дифференциации:

1. Фронтальная дифференциация, когда все ученики группы выполняют общее задание;

2. Групповая дифференциация, все ученики группы разделены на мини группы и каждая из них, выполняет своё задание;

3. Персональная дифференциация, когда ученики выполняют индивидуальные задания с помощью учителя или самостоятельно без помощи и консультаций учителя.

4. Внутригрупповая дифференциация, когда в каждой мини группе ученики разделяются по индивидуально – психологическим особенностям или по уровню подготовленности и выполняют свои задания.

Практическая часть:

           Попробуем воплотить сегодня в жизнь внутригрупповую дифференциацию, когда в каждой мини группе ученики разделяются по индивидуально – психологическим особенностям или по уровню подготовленности и выполняют свои задания на разных этапах урока.

        Я приглашаю принять участие в практическом занятии не только учителей начальных классов, но и учителей старших классов.

 (Участники занимают места)

 В начальной школе на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математике учителя начальных классов используют дополнительный материал для развития мыслительной деятельности учащихся.  

     Предлагаю вам на основе текста «Бурундук» дифференцированные задания по разным предметам: русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.

        Давайте представим что первая группа присутствует на уроке уроках русского языка, вторая группа на уроке литературного чтения, а третья группа на уроке окружающего мира.

      Каждой группе выдается текст на основе которого вы будете работать.

(Текст выдается группам). Прочитайте внимательно текст «Бурундук».

Бурундук

В самом конце лета я жил у лесника в глухом лесу. Однажды на его небольшом огороде я увидел, как сама собою колышется шапка подсолнуха. На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк. Он хлопотливо выдёргивал из гнёзд зёрна подсолнуха и набивал ими защёчные мешки. Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк. Он похож на маленькую белку. Живут бурундуки под деревьями. В земляных неглубоких норах они устраивают кладовые. Там прячут зимние запасы: кедровые орехи, хлебные зёрна, семена трав. Быстрый бурундук всегда в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста в лесу. У бурундука в лесу много лютых врагов. Его уничтожает ястреб, горностай, соболь, куница и хорёк. А кладовые бурундуков находят и разоряют медведи.

Сейчас каждая группа получает задания по определенному предмету и распределит задания между членами своей группы (в зависимости от уровня подготовленности или по индивидуально-психологическим особенностям).

1 группа получает задания по русскому языку, на этапе «Словарная работа».

Найдите в последнем предложении текста словарное слово «медведь».

Задания для 1 уровня: Запишите слово «медведь» в тетрадь под самодиктовку, разделите его на слоги и для переноса.

Задания для 2 уровня: Подберите однокоренные слова к слову «медведь», докажи, что эти слова однокоренные (выделяют корень). Составьте словосочетания с этими словами.

Задания для 3 группы: Творческое задание: «Кто – то начал, ты – продолжи!»

Допиши стихотворение.

***

Спит медведь в своей берлоге,

Не будите по тревоге …

(Сладко дремлет видно  он,

Сном красивым окружен …

Коль проснется рано он,

Будет очень, очень зол.)

***

Бурундук - смешные щёчки,
На спине - полосок пять.


(Зернышки сложил в мешочки

Его добычу не отнять…  

А за щёчками - мешочки,
Чтобы семечки таскать.)

***

Полосатый бурундук
День-деньской грызёт фундук.

(Все мешочки набивает

Про себя не забывает …


Говорит, совсем не грех
За щекой держать орех.)

            2 группа получает заданиия по литературное чтение на этапе «Первичное закрепление».

Задания для 1 уровня: Найдите отрывок, где говорится о жизни бурундука. Прочитайте.

Задания для 2 уровня: Восстановите последовательность событий всего текста.

А) Лютые враги.

Б) Лесной зверь

В) Кладовые бурундука.

Г) Бурундук – непоседа.

Задания для 3 уровня: Как ты считаешь, зачем бурундуку нужны  защёчные мешки?

          3 группа получает задания по окружающему миру на этапе «Закрепления».

Задания для 1 уровня: Выпишите всех животных. Какое животное лишнее? Почему?

Задания для 2 уровня: Выпишите всех животных и составьте цепи питания.

Задания для 3 группы: Разгадай кроссворд, и узнаешь, кто живет по соседству с бурундуком.

Использовать дифференцированный подход можно на бинарных уроках (Литературное чтение-русский язык, русский язык – окружающий мир, окружающий мир – литературное чтение).  

Выполнения задания по группам.

Пока группы выполняют задания, я хочу обратиться к аудитории.

С 1 сентября 2016 года в России введен новый образовательный стандарт инклюзивного образования, то есть дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учатся вместе с обычными школьниками. Как же  дифференцированное обучения применить в данной ситуации. Хотелось бы привести примеры. Ребенок с нарушением общей двигательной активностью (ДЦП в разной степени тяжести) не может быстро писать.

На уроке русского языка, на этапе Словарная работ, ему могут быть предложены следующие дифференцированные задания:

1 уровень: Вставить пропущенную букву в слово м…дведь.

2 уровень: Выбрать из предложенных слов однокоренные и выделить в них корень, подчеркнуть безударную гласную.

3 уровень: Составить из слов предложение: спячку, в, зимой, ложиться, м…дведь.

На уроке литературное чтение:

1 уровень: Восстановить текст с пропусками, пользуясь текстом. Живут …….. под деревьями. В…….. неглубоких норках они устраивают ………… . Там прячут зимние запасы: ………………….., ……………………, ………………. .

2 уровень: Расположить предложения по смыслу, опираясь на текст.

1)Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк.

2)На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк.

3)Он бегает по сучьям деревьев, по кучам хвороста в лесу.

3 уровень: Восстановить последовательность событий всего текста.

А) Лютые враги.

Б) Лесной зверь

В) Кладовые бурундука.

Г) Бурундук – непоседа.

На уроке окружающего мира:

1 уровень: Предлагаются картинки с животными из текста, надо убрать лишнюю картинку и объяснить почему она лишняя.

2 уровень: Составить цепи питания пользуясь картинками.

3 уровень: В слове «БУРУНДУК» найти название дерева.

Проверка задания.

   А сейчас, используя технологию дифференцированного обучения, я предлагаю каждой группе попробовать подготовить домашнее задание для учащихся класса по своим предметам.

Выполнение задания.

Пока группы выполняют задания, я хотела бы рассказать общие  приемы дифференцированного обучения  для детей с ОВЗ, которые помогут формировать коммуникативные и личностные УУД, формировать самооценку.

Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить. 

Представьте себе ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шёпотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.

Почти тот же самый вариант, но немного изменённый: ученика вызываем к доске, предлагаем ему тему, проблему или задание; затем он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается (1-2 человека), затем они берут все необходимые пособия, тетради, учебники и удаляются на последнюю парту, где в течение 10 минут идёт подготовка, после чего ученик сдаёт учителю в присутствии своих тренеров изученный материал. Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров, если опыт не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха. 

Данный прием называется «Солидарный опрос».

Следующий прием «Взаимоопрос».

Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своём ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.

Еще один из приемов – это « Тихий опрос».

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.

Оценивание.

Рефлексия.

«Отрефлексируй»,

что ты мыслил,

Что ощущал ты «от» и «до»,

Не бойся, как обычно, если

Ты скажешь что-нибудь не то.

Любая мысль –

К открытью дверца,

Любое чувство – к мысли путь,

Мы все способны – в это верьте –

За горизонты заглянуть!

Я предлагаю оценить мастер – класс. Перед вами яркая, солнечная поляна. Не хватает бабочек.

  • Понравился мастер – класс. Буду применять технологию дифференцированного обучения пусть прилетят бабочки жёлтого цвета.
  • Неплохо было. Но о том буду ли я применять эту технологию среди детей - не знаю, пусть прилетят бабочки синего цвета.
  • Ничего не понял по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки красного цвета.

Заключение.

Как  у любого метода обучения у дифференциации есть свои плюсы и трудности при организации. Плюсы дифференцированного обучении перед вами на слайде.

Плюсы дифференцированного обучения 

  1. Развитие сильных и выравнивание слабых.
  2. Адаптация учебного процесса к познавательным возможностям.
  3. Учеба сопровождается успехом.
  4. Развитие учебно – коммуникативных умений.
  5. Повышение уровня «Я- концепции».
  6. Реализация желания сильных учащихся.

Трудности при организации уровневой дифференциации тоже имеют место. Они перед вами. 

1. Изучение уровня обучаемости каждого ученика: память внимание мышление анализ синтез

2. Умение составлять задания с учетом индивидуальных способностей.

3. Знать уровень готовности обучающегося принимать помощь от одноклассника

4. Умение держать в поле зрения всех учеников.

5. Умение осуществлять  обратную связь с учениками.

6. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся

Итак, реализация дифференцированного подхода требует от учителя знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, тщательного подбора дидактического материала, оснащение кабинета справочной и научно-популярной литературой. Это способствует повышению интереса учащихся к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения, от чего главным образом зависит результат обучения.

        Закончить свое выступления я хотела бы закончить слова одного мудреца «Все в твоих руках».

,,

Плюсы дифференцированного обучения:

  1. Идет развитие сильных и выравнивание слабых
  2. Адаптация учебного процесса к познавательным возможностям каждого ученика, предъявление соответствующих уровню его развития требований, программ, учебников, методов  и форм обучения.
  3. С первых школьных лет каждый ребенок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учеба сопровождается успехом.
  4. Дифференциация по уровню восприятия информации и типу темперамента способствуют развитию учебно-коммуникативных умений (умению слушать, выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, аргументировать, доказывать).
  5. Повышается уровень "Я - концепции": сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
  6. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

Минусы:

  1. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, поучать от них помощь, соревноваться с ними;
  2. Высвечивается социально-экономическое неравенство;
  3. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
  4. Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в ряд слабых переводятся неординарные дети;
  5. Понижается уровень "Я - концепции": в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников при использовании УМК «Начальная школа XXI века»

Мною четвёртый год реализуется программа «Начальная школа XXIвека». На мой взгляд, подход авторов данного учебно-методического комплекта к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодн...

Активизация учебно-познавательной деятельности на урока математики на основе внедрения технологии дифференцированного обучения.

ЧТО ТАКОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КАК ПРИМЕНЯТЬ ЕГО В ОБУЧЕНИИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Доклад "Использование технологии дифференцированного обучения"

доклад по использованию современных образовательных технологий...

Основные понятия технологии дифференцированного обучения

Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение ...

Использование технологии дифференцированного обучения на уроке математики в малокомплектной школе

Урок математики в 1 классе по программе " Школа России" проведен во II полугодии...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....

Использование технологии дифференцированного обучения в образовательной сфере на уроках математики в начальной школе

Цель - рассмотрение дифференцированного подхода к проведению уроков математики...