Программа "Домоводство"
рабочая программа

Татьяна Олеговна Данилова

Программа «Домоводство» составлена для учащихся 5  класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domovodstvo.docx55.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Домоводство» составлена для учащихся 5  класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
  • В соответствии с базисным учебным планом и  АООП МКОУ Вознесенская специальная (коррекционная) школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Задачи:

- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;

- формирование умений выполнять доступные бытовые поручения (обязанности) связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами, включение в процесс сервировки и уборке столов;

- воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности.

Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Для обучения характерны значительно сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний, максимально возможная самостоятельность и активность ученика в процессе обучения, многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объема и усложнении его.

При проведении уроков по предмету «Домоводство» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, технических средств), практический (упражнения, практические работы).

Общая характеристика учебного предмета

Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками  не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.        Занятия по домоводству направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Беседа на занятиях по домоводству является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.

При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирование реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения; экскурсии; широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов, особенно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно. Полезно использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания детьми учебного материала. Так как учащиеся со сложной структурой дефекта не могут воспринимать большое количество информации, нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на нём.

Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации. Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.

 Программа по домоводству включает следующие разделы: «Уборка помещений и территории», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Покупки».

Содержание каждого раздела раскрывается в календарно – тематическом планировании. (Приложение 1)

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Домоводство» входит в предметную область «Окружающий мир» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).      

В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком   программа    рассчитана:

5 класс - 102 часа в год (3 часа в неделю)

6 класс - 170 часов в год (5 часов в неделю)

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные и предметные планируемые результаты освоения программы обучающимися рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

•        основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

•        социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

•        формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

•        формирование уважительного отношения к окружающим;

•        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

•        освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

•        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

•        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

•        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

•        развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

•        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты

Убирать бытовой мусор на пришкольной территории;

убирать с поверхности стола остатки еды и мусора;  

вытирать поверхность мебели;

вытирать поверхность шкафа;

различать основные части пылесоса;

знать правила безопасности при работе с пылесосом;

уметь пользоваться пылесосом;

чистить небольшую поверхность пылесосом;

чистить мягкую мебель;

соблюдать последовательность действий при мытье пола;

отличать грязное бельё от чистого;

сортировать бельё перед стиркой по цвету;

различать белье для стирки, сортировать по цвету;

сортировать бельё с опорой на образцы тканей;

замачивать и полоскать белье;

застирывать и полоскать белье;

стирать и развешивать носки;

различать виды стиральных машин;

различать части стиральной машины;

закладывать и вынимать  белье из машины;

различать части утюга;

соблюдать последовательность действий при глажении белья;

гладить носовой платок;

складывать простынь;

складывать рубашки;

чистить  платье;

мыть обувь;

различать средства для чистки обуви;

выбирать чистящее средство для ухода за обувью;

чистить обувь;

различать посуду для чая;

сервировать стол к чаю;

различать кухонную посуду;

пользоваться кухонными принадлежностями: овощечисткой, прессом для чеснока, открывалкой,  скалкой;

различать кухонный инвентарь по назначению;

знать правила техники безопасности при пользовании кухонными принадлежностями;

правильно мыть и сушить столовые приборы;

узнавать, различать бытовую технику;

назначение бытовой техники;

безопасно пользоваться бытовой техникой;

правильно выбирать места хранения посуды и бытовых приборов;

различать растения огорода;

различать растения сада;

перерабатывать овощи;

перерабатывать фрукты;

резать  десертным ножом;

заготавливать зелень;

различать мучные изделия, готовые к употреблению;

различать мучные изделия, требующие приготовления;

правильно хранить мучные изделия;

планировать покупки;

выбирать магазин для совершения покупки;

ориентироваться в магазине по вывескам;

совершать покупку нескольких продуктов в одном отделе.

Содержание учебного предмета

Учебная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

№ п/п

Наименование    разделов

Всего часов

1

Уборка помещений и территории

15

2

Уход за вещами

26

3

Обращение с кухонным инвентарем

10

4

Приготовление пищи

8

5

Покупки

10

6.

Итого:

68

Уборка помещений и территории (15 часов)

          Уборка на пришкольной территории. Уборка стола. Мытьё поверхностей мебели. Вытирание стенки шкафа. Различение основных частей пылесоса. Правила техники безопасности при работе с пылесосом. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом. Чистка небольшой поверхности пылесосом. Чистка мягкой мебели. Последовательность действий при мытье пола. Обобщающий урок по разделу «Уборка помещений и территории».

Уход за вещами (26 часов)

          Различение белья для стирки. Сортировка белья по цвету. Сортировка белья с опорой на образцы тканей. Замачивание и полоскание белья. Застирывание и полоскание белья. Стирка и развешивание носок. Виды стиральных машин. Части стиральной машины. Закладывание и вынимание белья из машины. Части утюга. Последовательность действий при глажении белья. Глажение носового платка. Складывание простыни. Складывание рубашки. Обобщающий урок по разделу  «Уход за вещами». Чистка платья. Мытьё обуви. Средства для чистки обуви. Выбор чистящего средства для ухода за обувью. Обобщающий урок по разделу «Уход за вещами».

Обращение с кухонным инвентарем (10  часов) Чистка обуви.

Чайная посуда. Сервировка стола к чаю. Кухонная посуда. Кухонные принадлежности: овощечистка, пресс для чеснока, открывалка, скалка. Назначение кухонного инвентаря. Техника безопасности при пользовании кухонными принадлежностями. Мытьё и сушка столовых приборов. Бытовая техника: электрический чайник, кофеварка, кофемолка, соковыжималка. Назначение бытовой техники. Правила безопасности при использовании бытовой техники. Места хранение посуды и бытовых приборов. Обобщающий урок по разделу «Обращение с кухонным инвентарем».

Приготовление пищи (8 часов)

         Растения огорода. Растения сада. Обобщающий урок по разделу «Приготовление пищи». Способы переработки овощей. Способы переработки фруктов. Резание десертным ножом. Заготовка зелени. Мучные изделия, готовые к употреблению. Мучные изделия, требующие приготовления. Правила хранения мучных изделий. Обобщающий урок по разделу «Приготовление пищи».

Покупки (10 часов) 

         Планируем покупки. Выбор магазина. Ориентация в магазине по вывескам. Покупка нескольких продуктов в одном отделе. Обобщающий урок по разделу «Покупки»

Календарно - тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Календарные сроки

Основные виды деятельности

Уборка помещений и территории 15ч

1-2

Уборка на пришкольной территории.

2.09

7.09

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор инвентаря для уборки территории, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Собери мусор», «Найди инвентарь»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

3

Уборка стола.

9.09

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор предметов для уборки стола, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Убери со стола»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

4

Мытьё поверхностей мебели.

14.09

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор предметов для уборки мебели, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Вымой мебель»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

5

Вытирание стенки шкафа.

16.09

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор предметов для уборки мебели, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Вытри мебель»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

6

Различение основных частей пылесоса.

21.09

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор частей пылесоса, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Пылесос»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

7

Правила техники безопасности при работе с пылесосом.

23.09

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор частей пылесоса, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Пылесос»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

8-9

Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом.

28.09

30.09

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Не перепутай»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

10-11

Чистка небольшой поверхности пылесосом.

5.10

7.10

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор небольшой поверхности, необходимой для чистки, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Чистюля»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

12

Чистка мягкой мебели.

12.10

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор мебели, необходимой для чистки, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Почисти мебель»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

13-14

Последовательность действий при мытье пола.

14.10

19.10

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор инвентаря для мытья пола, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Вымой пол»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

15

Обобщающий урок по разделу «Уборка помещений и территории».

21.10

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор инвентаря для уборки помещений и территории, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Найди инвентарь»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

Уход за вещами 26 ч

1

Различение белья для стирки.

26.10

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: различение белья для стирки, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Различи белье»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

2.

Сортировка белья по цвету.

28.10

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: сортировка белья по цвету, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Разбери белье по цвету»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

3

Обобщающий урок по разделу «Уход за вещами»

9.11

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор предметов для ухода за вещами, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Распредели белье для стирки»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

4-5

Сортировка белья с опорой на образцы тканей.

11.11

16.11

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: сортировка белья с опорой на образцы тканей, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Сортировка белья»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

6

Замачивание и полоскание белья.

18.11

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: замачивание и полоскание белья, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Практическая работа «Замочи и сполосни белье»,

работа с индивидуальной карточкой,

презентация к уроку.

7-8

Застирывание и полоскание белья.

23.11

25.11

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: застирывание и полоскание белья, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Презентация к уроку,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

9

Стирка и развешивание носок.

30.11

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: стирка и развешивание носок, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Презентация к уроку, работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

10

Виды стиральных машин.

2.12

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор стиральных машин, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Стиральная машина»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

11

Части стиральной машины.

7.12

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор частей стиральной машины, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Стиральная машина»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

12-13

Закладывание и вынимание белья из машины.

9.12

14.12

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: закладывание и вынимание белья из машины, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Стирка белья»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

14

Части утюга.

16.12

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор частей утюга, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Утюг»

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

15-16

Последовательность действий при глажении белья.

21.12

23.12

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: последовательность действий при глажении белья, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Погладь белье»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

17

Глажение носового платка.

11.01

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: глажение носового платка, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Презентация к уроку, работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

18

Складывание простыни.

13.01

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: складывание простыни, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Презентация к уроку, работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

19

Складывание рубашки.

18.01

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: складывание рубашки, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Презентация к уроку,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

20

 Обобщающий урок по разделу «Уход за вещами».

20.01

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор предметов для ухода за вещами, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Найди предмет»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

21

Чистка платья.

25.01

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор предметов для чистки платьев, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Почисти платье»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

22

Мытьё обуви.

27.01

23

Средства для чистки обуви.

1.02

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор средства для чистки обуви, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Найди нужное средство»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

24

Выбор чистящего средства для ухода за обувью.

3.02

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор средства для чистки обуви, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Выбирай»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

25

Чистка обуви.

8.02

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: чистка обуви, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Презентация к уроку, работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

26

Обобщающий урок по разделу «Уход за вещами».

1 ч

10.02

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор предметов для ухода за вещами, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Найди предмет»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

Обращение с кухонных инвентарем 10ч

1

Чайная посуда.

15.02

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор чайной посуды, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Чайная посуда»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

2

Сервировка стола к чаю.

17.02

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор чайной посуды, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Приглашаем к чаю»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

3

Кухонная посуда.

22.02

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор кухонной посуды, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Кухонная посуда»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

4

Назначение кухонного инвентаря.

1ч.

24.02

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор кухонного инвентаря, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Что это?»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

5

Техника безопасности при пользовании кухонными принадлежностями.

1.03

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор кухонного инвентаря, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Посуда»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

6

Мытьё и сушка столовых приборов.

3.03

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор столовых приборов, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Столовые приборы»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

7

Назначение бытовой техники.

10.03

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор бытовой техники, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Угадай-ка»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

8

Правила безопасности при использовании бытовой техники.

15.03

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор бытовой техники, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Что это?»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

9

Места хранение посуды и бытовых приборов.

17.03

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор посуды и бытовых приборов, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Отдели посуду от приборов»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

10

Обобщающий урок по разделу «Обращение с кухонным инвентарем».

22.03

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор кухонного инвентаря, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Угадай-ка»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.        

Приготовление пищи 8 ч


1

Способы переработки овощей.

24.03

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор овощей, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Овощи»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

2

Способы переработки фруктов.

29.03

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор фруктов, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Фрукты»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

3

Резание десертным ножом.

31.03

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор фруктов и ягод, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Что это?»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

4

Заготовка зелени.

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор зелени, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Зелень»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

5

Мучные изделия, готовые к употреблению.

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор мучных изделий, готовых к употреблению, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Мучные изделия»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

6

Мучные изделия, требующие приготовления.

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор мучных изделий, требующих приготовления, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Мучные изделия»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

7

Правила хранения мучных изделий.

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор мучных изделий, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Угадай-ка»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

8

Обобщающий урок по разделу «Приготовление пищи».

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор овощей, фруктов, мучных изделий, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Приготовление пищи»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

Покупки 10 ч

1-2

Планируем покупки.

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: планируем покупки, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Магазин»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

3,4, 5

Выбор магазина.

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор магазина, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Какой это магазин?»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

6-7

Ориентация в магазине по вывескам.

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: ориентация в магазине, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Ориентируемся в магазине»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

8-9

Покупка нескольких продуктов в одном отделе.

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор продуктов, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Покупка продуктов»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

10

Обобщающий урок по разделу «Покупки»

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор покупок, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с предметной картинкой, предметом, действием, составление алгоритма.

Интерактивная игра «Угадай-ка»,

работа с индивидуальной карточкой,

практическая работа.

        

Материально-техническое обеспечение:

  • персональный ноутбук;
  • многофункциональное устройство;
  • мультимедийный  проектор;
  • интерактивная доска;
  • документ-камера;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы.

Демонстрационные и печатные пособия:

  • магнитная доска;
  • наборное полотно;
  • предметные и сюжетные картинки в соответствии с тематикой по предмету;
  • графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями предметов уборочного инвентаря, мебели, постельного белья, одежды, обуви, бытовой техники, посуды, продуктов питания;
  •  карточки для индивидуальной работы.

Программно-методическое обеспечение:

1.Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой М., Владос 2008

2. Бережливое домоводство М., Внешсигма 2002

3. Разговор о правильном питании М., 2013

4. Разумихина. Мир семьи. М., Просвещение 2003

5. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классов. Поляков В.В

6. Сервировка стола от А до Я - Говорова Д.Д. - М. Эскмо - 2010г.

7. Поливалина JI.A. Большая энциклопедия домоводства. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001.

8. Мусская И.А. Домоводство. — Ижевск: РИО «Квест», 2012.

9. П.Хохрина В.Т. Социально-бытовая ориентировка Кн. для учащихся специальных школ -Иркутск 2002г.

10. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида

11. Мусская И.А. Домоводство. —Ижевск: РИО «Квест», 2012.

12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку: Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2000.

13. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / Авт.-сост. В. И. Астафьев, А. Ф. Черданцева. - Минск, 2000

14. Домоводство и обучающий труд: Учебное пособие/Составитель А.П. Тарасова. — С-Пб.: МиМ- Экспресс, 2006.

15. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя 5-9 классов // Под ред. С.А. Львова, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2005 г

Используемая литература:

1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 475 с.

2. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181 с.

3. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. –М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.

4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208с

5. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.

6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

8. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.