Юным умникам и умницам
рабочая программа (2 класс)

Козинова Лидия Николаевна

Рабочая    программа по курсу внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам»  для 1А класса соответствует требованиям

·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), Пособие для учителя / С.А.Болотопа,   И.Ю. Иванова,  Т.В. Ющенко  –  Смоленск:          ГАУ  ДПО  СОИРО,   2017. 

·         Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов: Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой. «Умники и умницы». 1-4 классы. -  Москва: РОСТ книга, 2013.

            Литература:

·         .Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей», Москва: РОСТ книга, 2007 г.

·         .О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 1-4 класс. Программа курса РПС. М.: Издательство РОСТ, 2013.

·         Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

·         Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

Цели программы:

ознакомить учащихся с основами мыслительных процессов (интеллектуальная  компетентность ) , помочь сформировать и развить  познавательные процессы  учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Задачи программы:                                                                                                

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunym_umnikam_i_umnitsam.docx47.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ВЕРХНЕДНЕПРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Рассмотрена

протокол

от  30 августа 2021г. № 1

Председатель МС

_________/   РумянцеваТ.В.

Принята

 педагогическим советом

протокол

от 30 августат2021г. № 1

Утверждена

 приказом от 31 августа 2021г.

№ 294/01-04

Директор

__________/  Безрученкова С.П.

Рабочая программа

начального общего образования

по курсу внеурочной деятельности

«Юным умникам и умницам»

для 2 Б класса

        

Согласована

Заместитель директора

__________/ Калинина Л.В.

31 августа 2021 г.

Составитель:

Козинова Лидия Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

п г т  Верхнеднепровский

2021 год

Аннотация на рабочую программу по курсу  начального общего образования внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам»

для 2Б класса.

Рабочая    программа по курсу внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам»  для 1А класса соответствует требованиям

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), Пособие для учителя / С.А.Болотопа,   И.Ю. Иванова,  Т.В. Ющенко  –  Смоленск:          ГАУ  ДПО  СОИРО,   2017.  
  • Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов: Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой. «Умники и умницы». 1-4 классы. -  Москва: РОСТ книга, 2013.

        Литература:

  • .Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей», Москва: РОСТ книга, 2007 г.
  • .О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 1-4 класс. Программа курса РПС. М.: Издательство РОСТ, 2013.
  • Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  • Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.

Цели программы:

ознакомить учащихся с основами мыслительных процессов (интеллектуальная  компетентность ) , помочь сформировать и развить  познавательные процессы  учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Задачи программы:                                                                                                

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю), соответствует учебному плану МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 на 2021-2022 уч. год.

       Учитель: Козинова Л. Н.

Рабочая    программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» для 2 Б класса  составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576
  • Пособие для учителя / С.А.Болотова,   И.Ю. Иванова,  Т.В. Ющенко  –  Смоленск:          ГАУ  ДПО  СОИРО,   2017.  
  • Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов: Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой. https://multiurok.ru/files/rabochaia-programma-vneurochnoi-deiatelnosti-nau-2.html «Умники и умницы». 1-4 классы. с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам»-  Москва: РОСТ книга, 2013.
  • https://obuchalka.org/2013091173477/unim-umnikam-i-umnicam-metodicheskoe-posobie-3-klass-holodova-o-a.html 
  • Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета. Методическое пособие. – Смоленск. ГАУДПО СОИРО.2019
  • Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2011г.
  • Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  • Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

Данная программа составлена на 34часа (1 час в неделю).                                                    Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2021-2022 учебный год.  

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

 Личностные
-
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами
-
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий.
- Учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться
работать по предложенному учителем плану.
- Учиться
отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками
давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию:
делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию:
сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Донести свою позицию до других:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Слушать и понимать речь других.
-
 Читать пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:  

  • логически  рассуждать,  пользуясь  приемами  анализа,  сравнения,  обобщения,  классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.

К концу обучения обучающиеся должны уметь:  

  • анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
  • решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи;
  • находить несколько способов решения задач.
  1. Содержание курса внеурочной деятельности.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения,

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

                   

  1. Тематическое  планирование

№ п\п

Название темы

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания.  Совершенствование мыслительных операций.

10

Тренировка слуховой памяти.

5

Тренировка зрительной памяти.

4

Развитие быстроты реакции.

3

Совершенствование воображения.

5

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

4

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

Тестовая работа.

1

Итого

34

Формы и виды проведения занятий

1. «Мозговая  гимнастика»  (2   минуты)

2. Разминка  (3-5  минут)

3. Тренировка  и  развитие  психических  механизмов,  лежащих  в  основе  познавательных  способностей,  -  памяти,  внимания,  воображения  (10  минут)

4. Гимнастика  для  глаз  (1-2  минуты)

5. Логически – поисковые  задания  (10  минут)

6. Веселая  переменка  (2-3  минуты)

7. Нестандартные  задачи  (10-15  минут)

Задачи,  предлагаемые  на  этом  этапе,  различаются  не  только  по  содержанию,  но  и  по  сложности.  На  каждом  занятии  обязательно  проводится  коллективное  обсуждение  решения  задачи.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3)принцип «от простого - к сложному »: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

        Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

С целью реализации образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования в полном объёме использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

IV. Календарно-тематическое планирование.

Название темы (раздела)

Кол-во час

Дата

План

Факт

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

  01.09

2

Развитие концентрации внимания.

Логически - поисковые задания.

1

08.09

3

Тренировка внимания..  Совершенствование мыслительных операций.

1

15.09

4

Тренировка слуховой памяти.  

Задачи на развитие аналитических способностей.

1

22.09

5

Тренировка зрительной памяти. Логически –поисковые задания.

1

29.09

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

06.10

7

Совершенствование воображения.. Задания по перекладыванию спичек.

1

13.10

8

Развитие быстроты реакции.

1

20.10

9

Задачи на развитие аналитических способностей..

1

27.10

10

Тренировка внимания. «Лабиринт».

1

10.11

17.11

11

Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази»,

1

17.11

24.11

12

Тренировка зрительной памяти.  .  Задачи на логику.

1

24.11

01.12

13

Развитие логического мышления.  

1

01.12

08.12

14

Совершенствование воображения.   Ребусы.

1

08.12

15.12

15

Пространственное воображение. Составление ребусов.

1

15.12

22.12

16

Развитие концентрации внимания.

1

22.12

29.12

17

Тренировка внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

1

12.01

18

Тренировка слуховой памяти.

1

19.01

19

Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти.

1

    26.01

20

Развитие логического мышления.  Тренировка слуха.

1

02.02

21

Совершенствование воображения.  Ребусы.  Задания по перекладыванию спичек.

1

09.02

22

Развитие быстроты реакций «Многозначные слова».

1

16.02

23

Развитие концентрации внимания Антонимы.

1

02.03

24

Тренировка внимания. Вопросы-загадки.

1

09.03

25

Тренировка слуховой памяти. Штриховка.

1

16.03

26

Тренировка зрительной памяти. Графический диктант. Штриховка.

1

30.03

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

06.04

28

Совершенствование воображения.. Логические задачи.

1

13.04

29

Развитие быстроты реакции.  Графический диктант. Штриховка.

1

    20.04

30

Развитие концентрации внимания. Графический диктант..

1

    27.05

31

Тренировка внимания.

1

    04.05

32

Тренировка слуховой памяти.  Работа над содержанием текста.

11.05

33

Совершенствование воображения.

18.05

34

. Конкурс эрудитов.

25.05

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс

Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам"  4 класс...

Дополнительная образовательная программа "Юным умникам и умницам"

Программа кружка для 2 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием...

Программа дополнительного образования "Юные умники и умницы"

Проблема реализации ФГОС в образовательном процессе актуальна в первую очередь для начальной школы. В соответствии с требованиями ФГОС мною разработана  дополнительная образовательная прог...

презентация к уроку Юным умникам и умницам. 6 занятие. Разминка

Презентация к уроку "Юным умникам и умницам"  Холодова 6 занятие. Разминка....

"Развитие познавательных процессов учащихся младших классов на занятиях курса «Юные умники и умницы» в рамках введения ФГОС".

Предлагаю знакомство с курсом "Юным умникам и умницам", который я веду в рамках внеурочной деятельности....

Развивающее занятие в ГПД "Юным умникам и умницам" 2 класс

На данном занятии предлагаются интересные игры и задания для расширения знаний о животных, словарного запаса учащихся, развития  речи, логического мышления, совершенствования воображения...........

Внеклассное занятие "Юным умникам и умницам" по теме "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи."

Данное занятие проводится в рамках программы "Работа с одаренными детьми" и способствует развитию познавательных способностей учащихся....