Использование в домашних условиях игр и упражнений для профилактики и коррекции нарушений чтения и письма
консультация

Юлия Александровна Орлова

Чем же родители могут помочь своему ребенку, не обладая знаниями коррекционных специалистов и не перегружая юного школьника трудными заданиями? В наших руках есть достаточно большой арсенал игр и упражнений, которые ребенок может выполнять в домашних условиях, без трудных и изнурительных заданий, в совместной игре с родителями, во время выполнения домашних заданий (начиная со второго класса). К сожалению, данные игры и упражнения не ликвидируют проблему, но могут послужить будут подспорьем со стороны родителей в профилактике и преодолении нарушений чтения и письма, помогут логопеду в работе над дефектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование в домашних условиях игр и упражнений
для профилактики и коррекции
нарушений чтения и письма

Нередко с началом обучения уже в первом классе у ребенка, который хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше собранности и усилий, вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом, которые становятся ярко выраженными ко второму классу. Первоклассник оказывается «не в ладах» с русским языком, испытывает затруднения на уроках русского языка и литературного чтения. Вследствие неуспешности на этих уроках, ребенок может потерять уверенность в себе и своих силах, мотивацию к учебной деятельности в целом.

Что может послужить сигналом для родителей, чтобы вовремя заметить трудности у ребенка и постараться избежать их развития:

- Ваш ребенок левша или переученный правша;

- Ваш ребенок посещал логопедическую группу;

- в Вашей семье говорят на двух или более языках.

- Ваш ребенок слишком рано пошел в школу, у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению;

- у ребенка есть трудности с концентрацией и удержанием внимания, с памятью, которые так необходимы для успешного освоения школьной программы.

- у ребенка отмечается смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у и др.

- ребенок пишет так, как говорит: лука (рука), сима (зима), т.е. в тетради мы можем видеть ошибки, вызванные нарушенным произношением звуков;

- ребенок испытывает трудности дифференциации на слух гласных о-у, ё-ю, парных звонких и глухих согласных, мягких и твердых, свистящих и шипящих, аффрикат, например, папушка (бабушка), том (дом), ёла (юла), лублу (люблю) и др.

- пропускает буквы, слоги, переставляет их местами, не дописывает слова: утом (утром), моколо (молоко), весёлы (весёлый).

Чем же родители могут помочь своему ребенку, не обладая знаниями коррекционных специалистов и не перегружая юного школьника трудными заданиями? В наших руках есть достаточно большой арсенал игр и упражнений, которые ребенок может выполнять в домашних условиях, без трудных и изнурительных заданий, в совместной игре с родителями, во время выполнения домашних заданий (начиная со второго класса). К сожалению, данные игры и упражнения не ликвидируют проблему, но могут послужить будут подспорьем со стороны родителей в профилактике и преодолении нарушений чтения и письма, помогут логопеду в работе над дефектом.

Упражнения во время чтения и письма

Рассуждайте с ребенком, что он думает о героях произведения и их поступках, подключайте фантазию и интересуйтесь, каким он видит финал произведения. Обязательно просите ребёнка не только читать произведения, но и пересказывать их. Эти нехитрые упражнения позволят развивать связную речь и обогащать словарный запас, формировать грамматический строй речи.

При выполнении письменных заданий, используйте орфографическое чтение, которое отличается от орфоэпического тем, что каждое слово при чтении произносится именно так, как пишется (мОлОкО, а не малако, как мы произносим в свободной речи). Это позволяет оставить в памяти движений речевого аппарата образ слова, подкрепляя его зрительным образом из текста. Данная методика разработана П.С. Тоцким и используется как способ обучения грамотному письму, профилактике дизорфографии. Это же правило используем и при списывании текстов. Обучаясь работе со списыванием текстов предлагайте ребенку читать орфографически и записывать за раз не более 1-2 слов из предложения, только после этого читаются следующие 1-2 слова. Данная рекомендация обусловлена тем, что при прочтении всего предложения сразу, ребенок старается запомнить его смысл, забывает, как выглядели слова и снова начинает диктовать себе орфоэпическим способом (Маша пила малако из крушки).

Внимательно следите, чтобы между словами, особенно между словами и предлогами, ребёнок при чтении делал паузы – так ему будет понятно, что тишина – это пробел между словами в тетради.

Игры и упражнения для развитие памяти, внимания и самоконтроля

Упражнение «Корректурная проба». Суть упражнения в нахождении и вычеркивании определенным образом определенных символов в тексте за отведённое время. В качестве материала можно использовать газетные вырезки, старые ненужные журналы и др.  

На начальном уровне вычеркивается одна буква, например, буква «О» за 2 минуты.

По мере овладения правилами игры, задания усложняются:

  • одна буква должна быть выделена одним способом, вторая – другим (например, «О» - подчеркнуть, «У» - зачеркнуть);
  • одна буква выделяется одним способом, вторая – другим («О» - подчеркнуть, «У» - зачеркнуть), затем, по сигналу взрослого, через 1-2 минуты, задание выполняется наоборот («У» - подчеркнуть, «О» - зачеркнуть);

Данное упражнение можно использовать весьма разнообразно, например, вычеркивать в тексте только те буквы, которые стоят первыми в каждом предложении: О пользе молока говорят много. Аня ела арбузы. Или отмечать в тексте по-разному имена существительные (слова-предметы) и глаголы (слова-действия).

Упражнение «Копировальщики»:

  • переписать без ошибок в тетрадь «инопланетную речь», например: пртмис, трспимкт,  жвлвинцнук и т.д.;
  • отделить в сплошном тексте слова друг от друга: «Осеньодариланасбогатымурожаем». Найти все слова и объяснить, почему одно из них лишнее: огурецбелкачеснокморковь и др.

Упражнение «Шифровщики». Расшифровывать слова и шифровать слова различными способами: менять местами буквы и слоги (ка бел – белка, к а м – мак); использовать порядковые номера букв в алфавите (а-1 … я-33), записывать слова цифрами и наоборот их зашифровывать;

Графические диктанты, лабиринты, поиск предметов на картинке, поиск отличий на картинках. Данные дидактические игры и упражнения позволят заинтересовать ребенка и в интересной форме развивать внимание, усидчивость, зрительно-моторные навыки.

Разгадывание кроссвордов, сканвордов и др. Это увлекательное занятие способствует формированию навыка звуко-буквенного анализа слов, наполнению словарного запаса, расширению кругозора, снижению количества пропусков букв в словах на письме. 

Дидактические игры «Цепочка слов», «Города», «Снежный ком» - прекрасная возможность развивать память, навык звуко-буквенного анализа и синтеза, не затрачивая дополнительного времени. Подобные игры в транспорте, в очереди, на прогулке позволят весело и с большой пользой провести совместное время с ребенком.

Дидактические игры «Поймай звук» позволят в игровой форме активизировать слуховое внимание ребенка. Разнообразные модификации данной игры позволяют проработать различные звуки, дифференциация которых может вызывать у ребенка трудности: твердые-мягкие парные, свистящие-шипящие и др.

Дидактические песенки «Слоговые песенки». Аналогично предыдущему заданию, повторение за взрослым слоговых «песенок» из звуков, которые могут вызывать у ребенка затруднения, позволит в игре, весело и без изнуряющих заданий их проработать. При выполнении упражнения, глаза ребенка должны быть закрыты, чтобы он ориентировался на слуховые анализаторы.

Сначала из трёх слогов:            

ка-ка-га,   га-ка-га.                ду-ту-ту,  ту-ду-ду.

Когда ребёнок справляется достаточно легко, добавляйте четвёртый / пятый слоги:

со-зо-со-со.     зо-зо-со-со.                       пы-бы-пы-бы.    бы-бы-бы-пы.

Используйте все парные согласные: Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф, З-С, Ж-Ш.

Итак, мы – взрослые имеем целый арсенал дидактических игр и упражнений, которые могут помочь предупредить появление нарушений чтения и письма у младшего школьника, или помочь специалисту, работающему с ребенком по закреплению полученных на занятиях результатов. Неоспоримой значимостью приведенных упражнений является их увлекательность, простота в выполнении, а зачастую даже и не требующих специально отведенного для них времени, что особенно актуально в наше время.

Успехов Вам и Вашему ребенку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические упражнения в профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.

Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.     Систематические упражнения по тренировке движений пальцев н...

Формирование пространственного ориентирования как средство профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников

В этом докладе пойдет речь о том, как недостаточное развитие зрительно-пространственных представлений у ребенка влияет на формирование его устной и письменной речи....

Рекомендации для родителей. Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.

Представленный материал адресован родителям младших школьников с целью профилактики и коррекции нарушений чтения и письма. Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или...

Возможности использования игровых технологий при профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников.

Использование графического диктанта в логопедической работе с дошкольниками и младшими школьниками....

Разработка логопедического занятия по профилактике нарушения чтения и письма с учащимися 1-х классов "Звук [ш] и буква Ш"

Логопедическое занятие входит в цикл занятий по профилактике нарушений чтения и письма, разработано на основе учебного пособия  Г.А. Глинка "Буду говорить, читать, писать правильно"....

Рекомендации для родителей. НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОМБИНИРОВАННОГО ПЛОСКОСТОПИЯ в домашних условиях.

Наиболее распространенными видами плоскостопия являются продольное и поперечное. Чаще всего заболевание определяется при обращении к врачу. С первых шагов такого ребенка следует обеспечивать спе...

Родительское собрание "Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка с использованием сказкотерапии в домашних условиях"

1.   Фото презентация.  Выступление на тему «Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка с использованием сказкотерапии в домашних условия».2. Анкета для родите...