"Организация методического сопровождения образовательного процесса для детей с ОВЗ"
учебно-методический материал

Татьяна Владимировна Кочнева

Методическое сопровождение образовательного процесса для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx278.13 КБ

Предварительный просмотр:

Организация методического сопровождения образовательного процесса для детей с ОВЗ»

У детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствует или очень низкая учебная мотивация. Чтобы решить эту проблему, необходимо использовать  учебные тренажеры по разным предметам.

При изучении нового материала все основные понятия вводить на наглядной основе в процессе практических измерений, максимально использовать наглядные средства обучения, презентации, так как звук, движение, цвет на экране – это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.

Также ориентируюсь на усиление связи изучаемого материала с личным опытом, практикой учащихся, формирование и развитие навыков контроля и самоконтроля, которыеспособствуют успешной социализации ребенка в обществе.  

  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Коррекционно-развивающие упражнения (КРУ) - это специально подобранные  задания, направленные на исправление имеющихся недостатков, развитие психических функций, познавательных способностей ( восприятия, внимания, памяти, мышления), а также профилактику возможных ошибок.  Использование таких упражненийпомогает провести урок в форме игры, что  всегда вызывает у детей интерес и радость. В игре дети незаметно для себя овладевают многими умениями и навыками и получают знания по учебным предметам.

Общие задачи КРУможно сформулировать так:

- развитие мыслительной деятельности  (операций сравнения, классификации,

   анализа и синтеза; логичности и гибкости мышления; творческого и ассоциативного мышления);

-  развитие, поддержание и повышение  интереса к процессу обучения и познания;

- развитие сообразительности, внимательности, интуиции, любознательности;

- повторение и закрепление материала уроков;

- подготовка к восприятию новых тем;

- облегчение восприятия учебного материала.

   Приведу несколько примеров таких упражнений.

1. "Найди лишнее"

  Известное, широко используемое на практике, упражнение, всегда интересное детям. Направлено на развитие мыслительной деятельности, слухового внимания, памяти; на закрепление материала урока. Необходимо требование полного ответа на вопрос : " Почему ? "

     Капуста, морковь, яблоко

Корова, лось, овца, лошадь

Дима, Коля, Катя, Костя

2. "Сравни. Найди отличия"

Это упражнение увлекает, заинтересовывает детей, позволяет привлечь внимание к занятию, сосредоточиться. Направлено на развитие зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, орфографической зоркости, осмысленное восприятие слова. Отличия  можно искать в картинках,  буквах (в-р, ш-щ, л-м, У-Ч),  словах (ученик - учитель,  лиса – собака,  орёл – Орёл,  ноша – наша, Паша – Маша,  пять – петь, ключ – ключик, будут – буду, плащ - плач,  пуст – пусть,  моется – моются ).  

3. "Сравни. Найди общее"

Найди сходство

  Это упражнение направлено на развитие мышления, внимания, наблюдательности; тренировку орфографически  грамотного письма, на развитие лексико-грамматического строя речи.

  1. лиса – волк, мяч – арбуз, утёнок – котёнок,

4. "Установи аналогию" ( "Измени по образцу")

Направлено на развитие логического мышления, языкового чутья, расширение словаря, развитие грамматического строя речи .

1.     Кот - котята,  лев -..... ,  собака - .....

        Медведь - берлога,   птица -..... ,   рыба - ......

2.     Русский язык - слова,  математика - .....

        Предложение - слово,  текст - .....

        Стол - столы,  стул - ..... ,  ребёнок - .....

3.     Пять - пятьсот,  семь - .....

        Лететь - летящий,  петь - .....

        Окончание - связывать, суффикс - .....

         Хороший - хорош, плохой - .....

5." Найди ошибку"

  Это упражнение направлено на развитие зрительного и слухового внимания, мышления, орфографической зоркости; учит задумываться, размышлять, контролировать свою речь, прислушиваться к чужим фразам. Представление нелепых ситуаций, возникающих из-за ошибок речи, позволяет доказать необходимость правильной речи, точного подбора слов, четкой формулировки своих мыслей.

 "Ошибки" могут быть предложены в любом доступном для учащихся виде, самого различного характера. Задача ребенка - услышать или увидеть заданную "неправильность, нелепость, несуразицу". Ошибки могут быть представлены в картинках, буквах, словах, текстах, предложениях. Использую зрительные и слуховые варианты. В текстах могут быть " допущены" смысловые ошибки, пропуски слов, ошибки орфографии, специфические ошибки и др.

1.  Собака живет в гнезде

      Зимой в саду расцвели яблони

      В ответ я киваю ему рукой.

2.а)  Медвед, кастюля, катёнок, паша, дружда, надаче, мотолок.

      б)  Лос, пёт, он спить

3.   Баец, спишил, слителись, плесать, молыш

      Ешь, он учиться, непойдём, соберать

       В лесе растут грибы

6. "Верно-неверно"  ("Бывает- не бывает")

Упражнение "Найди ошибку". Учащимся нужно определить правильность утверждения. Развивает внимание, память, мышление; заставляет задуматься, учит сравнивать.

Первый вариант. Учащийся подает сигнал о правильности (неправильности) утверждения

1.    Весна бывает после лета

       У слона маленькие уши

       Зимой холодно

2.    В слове "лось"  - 4 буквы

Ромашка, роза - деревья

"жи", "ши" пиши  с  "и"

Второй вариант. "Выбери правильный вариант". В этом упражнении учащийся должен выбрать ответ из нескольких предложенных вариантов.

1. У лошади :      лошадёнок \  жеребёнок \ телёнок                                                                                

  Рыбы живут :   под рекой \в реке\ на реке                                                                  

7. "Найди пару" ("Сгруппируй")

Это упражнение направлено на развитие мыслительной деятельности, внимания, памяти, сообразительности; закрепление пройденного материала; обогащение словаря.

1.  Стол, роза, ромашка, шкаф

     Учебник, указка, мяч, парта, скакалка

Кроме этого, уже третий год  коллектив  школы   работает  над единой методической темой «Проектирование системы учебных заданий как средства достижения планируемых результатов ФГОС».Учебное задание- это вид поручения учителя учащимся, в котором содержится требование выполнить какие-либо учебные (теоретические и практические) действия. Чаще всего мы применяем Учебные задания:

 на формирование ценностно-смысловых установок;

на формирование навыков коммуникации;

на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии;

на формирование самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний.

Учебные задания я применяю постоянно на уроках в своем классе. Решила применить эти задания на индивидуальных занятиях с ребенком с ОВЗ, с которым занимаюсь уже третий год. Эти задания ему очень понравились. Теперь часто применяю эти задания на занятиях.

Вот некоторые из них:

ЛУЧШИЙ СЧЕТОВОД. Ребята на уроке математики устроили соревнование. Они решали примеры. Перед тобой работа одного участника соревнования.

Проверь его работу. Если пример решен неверно, то ответ зачеркни и  рядом запиши верный.

8+9= 16        19-9=10

20-5=15        8+9=18

14-8=6        7+5=12

15-8=9        7+8=16

7+9=17        18-9=9

Сравни данную работу с образцом.

Оцени свою работу по критериям:

- Я нашел все ошибки - МОЛОДЕЦ!

- Я нашел одну ошибку – ХОРОШО!

- Я не справился с заданием – НАДО ПОРАБОТАТЬ.

Что нужно уметь счетоводу, чтобы в следующий раз решить примеры правильно.

ПРОПАВШИЕ СЛОВА. Незнайке  задали на дом прочитать сказку« Заяц-хваста».  Но Незнайка весь день бегал,  играл, а вечером поленился выполнить задание. Слова, обидевшись на него, убежали из сказки. Помоги Незнайке вернуть слова в сказку, чтобы он смог её прочитать.

Вставь пропущенные слова в отрывок, пользуясь текстом сказки.

Жил-был _________ в лесу: летом ему было ______________, а зимой___________- приходилось к крестьянам на гумно ___________, овес ____________.

Приходит он к одному ____________ на гумно, тут уж стадо ___________. Вот он начал им ___________:

- У меня не ________, а _________, не _________, а ___________, не зубы, а ___________-я никого не боюсь.

Что бы ты посоветовал Незнайке.

В СТОЛОВОЙ.Повара нашей школы обратились к нам с просьбой: расставить салфетки в стаканы. Помоги выполнить эту работу.

Расставь  поровну салфетки в 3 стакана.Составь таблицу деления на 3.

18: ___=___

15:____=___

12:___=___

9:____=____

6:____=____

3:___=____

Расскажи товарищу, как ты выполнил задание.

КТО ИЛИ ЧТО?К нам в гости пришла Маша из мультфильма «Маша и Медведь» и принесла с собой 2 конверта с картинками. Но она так торопилась к нам, что все картинки  у нее выпали из конвертов и перепутались. Маша обратилась к нам с просьбой о помощи. Помоги ей правильно распределить эти картинки снова в 2 конверта.

Исследуй слова по плану:

  1. Назови предмет.
  2. Задай к нему вопрос.
  3. По какому признаку можно распределить эти картинки в 2 конверта?

Картинки мультяшных героевкружка - картинки посуды для детейhttp://montessoriself.ru/wp-content/uploads/2017/09/KOSHKA.jpgстул - картинки для детейБелка картинка для детейрыба картинка для детейкресло - картинки для детейКорова картинка для детейчайник - картинки посуды для детейшкаф - картинки для детей

Сделай вывод.

Таким образом, мной  создана определенная система по обеспечению для детей с ограниченными возможностями здоровья вариативных условий для получения образования. Итогом  моей работы по созданию условий для обучения таких детей является следующее:

  • развиваются в климате психологической комфортности;
  • с ними проводится комплексная коррекционно-развивающая работа, тем самым снижается проблема по преодолению трудностей;
  • формируется адекватная позиция родителей по отношению к своим детям и их особенностям.

  Источники КРУ для учащихся различного возраста (литература).

1. Тихомирова Л.Ф. "Упражнения на каждый день: логика для младших школьников"

2.Винокурова Н. "Подумаем вместе"(М.1998),стр.80-95,1 и 2 сборник упр.

3.Шкатова Л.А. "Подумай и ответь.Занимательные задачи по русскому языку для 5-7

    кл."(М."Просвещение",1989).

4.Волина В. "Праздник букваря .Игры с буквами и словами."(М.1996).

5.Костромина С.Н.,Ануфриев А.Ф. "Как преодолеть трудности в обучении детей"

      (М. Ось-1989),стр.187-225,233-245.

6.Тихомирова Л.Ф.  "Развитие познавательных способностей детей"  

        (Ярославль,"Академия развития",1997).

7.Парамонова Л.Г. "Правописание шаг за шагом"(С-Пб,1998).

8.Ткаченко Т.А. "Формирование лексико-грамматических представлений"

       (C-Пб.1999).

9.Милостивенко Л.Г. "Методические рекомендации по предупреждению ошибок  

        чтения и письма у детей"(С-Пб.1995).

11.Волина В. "Веселая грамматика"(М."Знание",1995).

12.Бурмако В.М. "Русский язык в рисунках "(М."Просвещение",1991).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

Разработка учебных программ, планирование воспитательной работы, индивидуальный план профессионального развития, разработка олимпиады по окружающему миру.В этом разделе:Основная образовательная програ...

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

Разработка учебных программ, планирование воспитательной работы, индивидуальный план профессионального развития...

5. ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...

"Организация методического сопровождения образовательного процесса для детей с ОВЗ"

Методическое сопровождение образовательного процесса для детей с ОВЗ...

Результаты методической деятельности Новиковой И.С. при разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса в АНО СОШ «Академическая гимназия»

Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организаци...