Программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
рабочая программа (3 класс)

Корнилова Анна Ильинична

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Функциональная грамотность»

(направление общеинтеллектуальное) для 2-3 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к ООП НОО МОУ Масляногорская СОШ

утвержденной приказом от ______20__г. № _______

                                                                       

           

     

Рассмотрено:

Руководитель МО

_____ /Л.Н. Чередник/

Протокол № ______

от «___» _______ 2021г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УР

______ /О.Б. Тимофеева/

«___» ________ 2021г.

«Утверждаю»

Директор

________ /Н.Н. Корнилова/

Приказ № ______

от «___» _____2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Функциональная грамотность»

(направление общеинтеллектуальное)

для 2-3 классов, 34 часа

Планирование составлено на основе программы

«Финансовая грамотность»

Авторы: Ю.Н. Корлюгова, Е.Е. Гоппе

Всероссийская проверочная работа. Математика.

Практикум по выполнению типовых заданий

Авторы: Е.В. Волкова, С.В.Бахтина

Всероссийская проверочная работа: Окружающий мир.

Практикум по выполнению типовых заданий

Авторы: Е.В. Волкова, Г.И. Цитович

Составитель: учитель начальных классов Корнилова А.И.

2021 – 2022 учебный год

Планируемые результаты освоения

курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

Программа «Функциональная грамотность» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности во 2-3 классах в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования второго поколения.

Модуль «Финансовая грамотность»

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

  • понимать цели своих действий;
  • составлять простые планы с помощью учителя;
  • проявлять познавательную и творческую инициативу;
  • оценивать правильность выполнения действий;
  • адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся научится:

  • освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

  • составлять текст в устной и письменной формах;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные.

Обучающийся научится:

  • понимать и правильно использовать экономические термины;
  • иметь представление о роли денег в семье и обществе;
  • уметь характеризовать виды и функции денег;
  • знать источники доходов и направлений расходов семьи;
  • уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения;
  • проводить элементарные финансовые расчеты.

Модуль «Математическая грамотность»

Личностные УУД:

  • сравнение и оценивание выполнения своей работы;
  • устойчивый познавательный интерес к новым знаниям;
  • адекватного понимания причин успешности /неуспешности в ходе выполнения заданий.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
  • составление плана решения проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности.

Познавательные:

Обучающийся научится: 

  • находить неизвестный компонент арифметического действия;
  • формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира - погружать в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией, проектные работы);
  • создавать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные;
  • развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

  • умение работать в паре, в группах;
  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • сравнивать величины (выбирать величину) для ответа на практический вопрос;
  • планировать ход решения задачи, выбирать числовое выражение для ответа на вопрос;
  • находить неизвестный компонент арифметического действия;
  • обучающийся получит возможность находить и извлекать математическую информацию в различном контексте;
  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

Модуль «Естественнонаучная грамотность»

Личностные результаты:

  • обучающийся может объяснить гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • контроль и коррекция;
  • саморегуляция.

Познавательные:

Обучающийся научится:

  • анализ объектов в целях выделения признаков;
  • синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

  • умение работать в паре, в группах;
  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы, использовать знаково-символические средства для решения задач;
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;
  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя существенные признаки;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах;
  • будут сформированы основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России;
  • будут сформированы умения описывать достопримечательности родного края.

Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

Содержание программы отличается комплексностью, развёрнутостью, личностной ориентацией и   расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов функциональной грамотности.

Развитие функциональной грамотности учащихся 2-3-х классов в данной рабочей программе основано на формировании 3 компетенций:

  1. Финансовой грамотности - способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  2. Математической грамотности - способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
  3. Естественнонаучной грамотности - способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Тематическое планирование

В соответствии с учебным планом МОУ Масляногорская СОШ, составленному по Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, для обязательного обучения курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» на этапе начального общего образования 2-3 классов отводится 68 часов:

  • Во 2 классе – 34 часа из расчета 1 час в неделю, из них на модуль: «Финансовая грамотность» отводится I-II четверти, на модуль: «Математическая грамотность» отводится III четверть, на модуль: «Естественнонаучная грамотность» отводится IVчетверть.
  • В 3 классе – 34 часа из расчета 1 час в неделю, из них на модуль: «Финансовая грамотность» отводится I-II четверти, на модуль: «Математическая грамотность» отводится III четверть, на модуль: «Естественнонаучная грамотность» отводится IVчетверть.

Основные разделы (модули) тематического плана (цикличность - ежегодно)

Модуль 1.

Финансовая грамотность

2 - 3 год обучения по 16 часов

Модуль 2.

Математическая грамотность

2 - 3 год обучения по 10 часов

Модуль 3.

Естественно-научная грамотность

2 - 3 год обучения по 8 часов

 

Итого:

34 ч.



Предварительный просмотр:

Приложение к плану по внеурочной деятельности

_________________________________ № _______

                                                                       

           

     

Рассмотрено:

Руководитель МО

_____ /Л.Н. Чередник/

Протокол № ______

от «___» _______ 2021г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УР

______ /О.Б. Тимофеева/

«___» ________ 2021г.

«Утверждаю»

Директор

________ /Н.Н. Корнилова/

Приказ № ______

от «___» _____2021г.

Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

(направление общеинтеллектуальное)

для 3 класса, 34 часа

Планирование составлено на основе

Рабочей программы учебников

«Финансовая грамотность»

Авторы: Ю.Н. Корлюгова, Е.Е. Гоппе

Всероссийская проверочная работа. Математика.

Практикум по выполнению типовых заданий

Авторы: Е.В. Волкова, С.В.Бахтина

Всероссийская проверочная работа: Окружающий мир.

Практикум по выполнению типовых заданий

Авторы: Е.В. Волкова, Г.И. Цитович

Календарно-тематическое планирование

Модуль «Финансовая грамотность», 3 класс

Количество часов: 1 час в неделю, всего 16 часов

Учебник: Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразоват. орг. В 2 ч. Ч. 1. – М.: ВАКО, 2020. 112 с. – (Учимся разумному финансированию).

Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразоват. орг. В 2 ч. Ч. 2 – М.: ВАКО, 2020. – 80 с.: ил. – (Учимся разумному финансовому поведению).

№ п/п

Тема занятия

План

Факт

Что такое деньги

Откуда взялись деньги

Рассмотрим деньги поближе

Защита денег от подделок

Какие деньги были раньше в России

Современные деньги России и других стран

Учимся обращаться с деньгами

Что мы узнали о деньгах?

Откуда в семье берутся деньги

На что тратятся деньги

Как с умом управлять своими деньгами

Как читать доходы и расходы семьи

Как делать сбережения

Учимся делать сбережения

Учимся считать доходы и расходы семьи

Что мы узнали о доходах и расходах семьи?

Модуль «Математическая грамотность», 3 класс

Количество часов: 1 час в неделю, всего 10 часов

Учебник: Всероссийская проверочная работа. Математика. 3 класс. Практикум по выполнению типовых заданий. ФГОС / Е.В. Волкова, С.В. Бахтина. – М.: Издательство «Экзамен», 2021. – 56 с. (вкладка – 8 с.). (Серия «ВПР. Практикум»)

№ п/п

Тема занятия

План

Факт

Арифметические действия с числами и числовыми выражениями

Решение текстовых задач, связанных с повседневной жизнью

Исследование и построение геометрических фигур. Вычисление периметра, площади геометрических фигур

Чтение таблиц и диаграммам

Решение текстовых задач, используя основы логического и алгоритмического мышления

Решение задач в 2-3 действия

Сравнение и обобщение информации

Модуль «Естественнонаучная грамотность», 3 класс

Количество часов: 1 час в неделю, всего 8 часов

Учебник: Всероссийская проверочная работа: Окружающий мир. 3 класс. Практикум по выполнению типовых заданий. ФГОС / Е.В. Волкова, Г.И. Цитович. – М.: Издательство «Экзамен», 2021. – 72 с. (вкладка – 8 с.). (Серия «ВПР. Практикум»)

№ п/п

Тема занятия

План

Факт

Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком. Объекты и явления живой и неживой природы

Определение плана действий. Восстановление последовательности событий. Работа с картой. Определение животных, растений по рисунку. Территория их обитания

Человек. Нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт)

Знаково-символические средства, модели для решения задач

Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям представленной профессии

Основы гражданской идентичности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 3 класс

Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс

Рабочая программа «Финансовая грамотность» курса внеурочной деятельности социально-гуманитарной направленности изучается в 4 класс 34 часа.Программа разработана в соответствии с требования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность для 3-4 класса...

Программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», 3 класс

Программа ориентирована на обучающихся 3 класса.Объем рабочей программы: 34 часа....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления ­­­­­­­­­­­ ориентирована на учащихся 4 к...