Кластер как один из методов развития критического мышления младших школьников
учебно-методический материал

Ильина Оксана Анатольевна

Один из методов развития критического мышления являекся кластер.Кластер универсален, он может применятся на всех уроках в начальной школе, при изучении разных тем. Уроки с применением кластераповышают мотивацию к обучению и интерес детей к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ФГОС российского образования ориентирован на формирование у учащихся самостоятельного мышления. Технология развития Критического мышления является такой педагогической технологией, которая  стимулирует  мыслительную деятельность, интеллектуальное развитие учеников, учит  ребенка мыслить критически, принимать правильные решения, решать сложные проблемы путем анализа   соответствующей информации,    дискутировать, общаться с другими людьми. Таким образом, ТРКМ направлена на формирование и развитие всех видов УУД.  

ТРКМ была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. В Российской  педагогике в   основе технологии формирования критического мышления  лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова; идеи Ш.А. Амонашвили. Отдельные аспекты формирования критического мышления у учащихся рассматриваются  в работах А.С. Байрамова, С.И. Векслера, А.И. Липкиной, В.М. Синельникова. Ученые ставили вопрос о развитии умения самостоятельно осмысливать учебный материал, выполнять нестандартные задачи, делать выводы, замечать как собственные ошибки, так и ошибки своих одноклассников.

ТРКМ – это  технология  универсальная, междисциплинарная, позволяет получить такие образовательные результаты, как умение работать в разных областях знаний; способность выражать свои мысли устно и письменно, четко и корректно , формировать личную точку зрения на основании осмысления различного опыта, идей и представлений; решать проблемы,   умение сотрудничать и работать в группе.

Одним из методов технологии развития критического мышления является – кластер. Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») —    способ графической  организации  материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

            Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала.

  Что же из себя представляет кластер? В  центре  чистого листа или классной доски пишут ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы.  от него отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Составление кластера похоже на модель Солнечной системы: в центре – Солнце, вокруг него – планеты и их спутники

              Кластер универсален, он может применяться практически на всех уроках в начальной школе, при изучении самых разных тем.  

                Например, при изучении на уроке окружающего мира  в 4 классе  темы «В жаркой пустыне» в   начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации, связанные с темой. При создании кластера не стоит бояться   фиксировать все, что ученики  знают по теме или это просто их предположение. Ведь в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить. Все,  что учащиеся говорят о пустыне фиксируется мелом определенного цвета.  по ходу работы над темой уже мелом другого цвета дополняются новые знания, полученные в ходе урока,  и исправляются ошибки.

Универсальность кластера заключается и в том, что его можно применять Кластер может применяться на любом этапе урока: для актуализации и систематизации знаний, постановки проблемы, для фиксирования новой информации,  закреплении, на стадии рефлексии.

Также кластер может пройти красной нитью через весь урок, не перегружая его.

Например,  при изучении в 3 классе имени существительного на этапе актуализации ранее полученных знаний учащиеся  высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них уже имеются. Работу с кластером на данном этапе урока можно строить по-разному. Это может быть индивидуальная работа, когда каждый ученик самостоятельно создает в тетради свой собственный кластер по теме. При этом  на составление кластера обязательно задается определенное время и, составляя кластер, желательно использовать разноцветные карандаши, мелки, ручки.  После того как кластер построен начинается систематизация знаний учащихся на доске. Учащиеся излагают все, что они знают об имени  существительном, а учитель фиксирует на доске. При этом, если ученик не выделил   какие-то категории имени существительном, то по ходу работы над общим кластером, он это фиксирует в своей тетради.

Кроме индивидуальной работы на данном этапе урока может быть использована и групповая работа. Кластер по теме имя существительное создается всем классом путем изложения имеющихся у учащихся  и фиксации их на доске.

При этом работу с кластером по данной теме можно продолжить и  на следующих этапах урока. На этапе осмысления  учащиеся постепенно добавляют в свою схему новый материал, выделяя его другим цветом. Например, в третьем классе кластер по теме имя существительное  может быть расширен, например,  понятием рода имен существительных

На этапе рефлексии кластер может выполнять функцию систематизации полученных знаний. Учащиеся  получают задание составить кластер на тему род имен существительных, т.е. они должны зафиксировать все , что узнали на уроке о роде имен существительных .  

 Работать  с кластером начинаю с первого класса.   Причем, работать с кластером дети учатся очень быстро.   Как правило 2-3 занятия и дети начинают свободно составлять кластер.

В 1 классе на начальном этапе      предлагаю  готовую схему-кластер и карточки с ключевыми словами. Эти слова ученики должны   распределить по кластеру. Можно также к имеющимся карточкам добавить понятия не соответствующие теме.

Также в первом классе  использую такой вид кластера, как Арт-кластер или кластер с картинками.  Так как у первоклашек   возникают трудности с написанием , то вместо  записи слов  использую картинки. Так на уроке окружающего мира при изучении темы «Живая и неживая природа» на этапе первичного закрепления предлагаю учащимся составить опорный    кластер по изучаемой теме. Дети из раздаточного материала составляют кластер (с помощью клея-карандаша   приклеивают картинки).  Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается       ключевое слово, вокруг которой ученики наклеивают   составляющие ее компоненты.

Эти виды кластера  могут быть использованы на тапе закрепления и рефлексии.

Еще один из видов кластера является Бумажный кластер

Ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями  на заданную тему. Читают их, располагают их в определенном порядке, при необходимости приклеивают на лист вокруг ключевого слова.  Например , на этапе закрепления   темы собственные и нарицательные имена существительные во 2 классе прошу собрать кластер по теме. При этом раздаю понятия и дети должны правильно разобрать их.

Кластер –пазл является разновидностью бумажного кластера

Так на уроке математики при ознакомлении с задачей и ее основными частями целесообразно составить соответствующий кластер. Дети получают раздаточный материал с одной стороны это понятия, которые они должны собрать, а с другой стороны картинка. И если ребенок сомневается в своих знаниях, то он может просто собрать картинку, которую перевернув, увидит правильно собранный кластер. Как правило, такой кластер-пазл даю детям, которые не уверенны в своих знаниях или сомневаются в своих ответах

Постепенно кластер усложняется. В нем уже появляется большое  количество терминов и понятий, которые образуют несколько логических цепочек.  Тогда на помощь нам приходит  кластер -  блок-схема. Данный прием является эффективным, когда учащиеся   нужно запомнить     большой объем информации, а кластер в виде блок-схемы  облегчит  её восприятие и запоминание. Использую на уроках русского языка работая,  по темам «Морфологический разбор частей речи».   Эти схемы ребята заносят в специальные тетради, которые мы называем «Копилка знаний».  Такие блок - схемы потом учащиеся используют в качестве памяток при выполнении заданий такого типа. Сначала информация по теме урока становится основой кластера. Затем теоретические знания обучающихся находят применение при выполнении практических заданий 

Очень интересный такой вид кластера, как обратный кластер. Данный вид кластера использую для того, чтобы вызвать интерес у учащихся к новой теме, активизировать их и определить тему урока.  Здесь уже я составляю кластер: записываю дополнительные категории или основные компоненты, в центре, где должно быть основное понятие , ставлю знак вопроса или оставляю пустую рамку для определения и записи темы урока. Использую на уроке русского языка по теме имя прилагательное.

Еще один вид кластера – это групповой кластер. Групповой кластер можно использовать в разных вариантах. Первый вариант: класс делится на группы. Каждая группа получает    разные фрагменты одной темы с целью составления коллективного рассказа.  Например на уроке литературного чтения во 2 классе, при работе   над «Сказкой о рыбаке и  рыбке» А.С. Пушкина, каждая группа получает задание, по которому учащиеся должны  охарактеризовать героя сказки. Затем каждая группа представляет свою работу. Учащиеся из других групп могут дополнять кластеры   учащиеся других групп.   Второй вариант: групповой кластер    использую на уроке закрепления знаний по теме, разделу.  Например,  на уроке обобщения знаний по теме «Глагол», каждая группа составляет  - рассказ в виде схемы о Глаголе, а потом спикер от каждой группы защищает свой кластер. Кластер, обязательно  озвучивается. Озвучивание – это обязательный этап, потому что он дает возможность развивать речь учеников и формирует умение понимать логические схемы.

Разнообразные приемы, методы, формы – это не самоцель. Важен результат. Уроки с применением метода кластера повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и приносят радость. А самое главное способствуют развитию мотивации к учебной деятельности и как следствие повышения качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения"

Данная статья знакомит с технологией развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Развивать мышление - значит развивать умение думать....

«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...

«Создание условий для развития критического мышления младших школьников»

 Педагогический проект учителя начальных классов МОУ СОШ №2 г.ЗЕЛЕНОКУМСКАСОВЕТСКОГО РАЙОНАГладких Елены Дмитриевны  «Создание условий для развитиякритического мышления младших школьников» СОДЕРЖАНИЕ ...

Кластер как один из методов развития критического мышления

В работе описываются особенности приема "Кластер", принципы составления и оформления кластера, применение на уроке....

мастер -класс "Создание проблемной ситуации на уроке как один из способов развития творческого мышления младшего школьника "

Этот мастер  - класс был проведен для учителей начальных классов  на практической части августовской конференции....

Мастер-класс на тему «Шестиугольное обучение как один из приемов развития критического мышления младших школьников»

Опыт своей деятельности по применению  технологии критического мышления - это приём «шестиугольное обучение»...