Фестиваль педагогического мастерства - 2023
материал

Корепанова Анастасия Алексеевна

Мастер - класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках

ФГОС НОО.»

Мастер класс -  «Организация работы учителя  с одаренными детьми в начальной школе в условиях ФГОС»

Аникеева Анастасия Алексеевнв, учитель начальных классов МКОУ «Плотниковская ООШ» (1 слайд)

   

Ход мастер – класса.

                                             Мотивационное начало

Я Аникеева Анастасия Алексеевнв, учитель начальных классов МКОУ «Плотниковская ООШ»

Тема мастер класса -  «Организация работы учителя  с одаренными детьми в начальной школе в условиях ФГОС»

 Уважаемые коллеги, свое выступление я бы хотела начать с притчи.

       Один мудрец искал способного и талантливого ученика. Он решил собрать всех учеников. Собралось множество его последователей. Мудрец сказал им:                        

 У меня возникла проблема. Видите - в стене позади меня находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть ее без посторонней помощи? Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие  обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно. Только один ученик подошел к двери и подверг ее тщательному исследованию. Он  проверил ее, используя свои глаза и руки. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с легкостью и без малейшего сопротивления открылась. Мудрец нашел себе преемника.

Знакомство с новым материалом

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях  ФГОС.  

         Работу с одарёнными учащимися учитель начинает  с диагностики одарённости.  Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся.

         Моя задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть  индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

           Учитывая психологические особенности одаренных детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения,  при которой младшие  школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением.

      Я предлогаю вам продолжить предложение: одаренность – это:

1. показывають хорошие результаты в учёбе;

2. быстро и правильно выполняють задания;

3. готовность отвечать на каждом уроке;

4. готовность продемонстрировать свои определенные способности;

5. быстрее, чем другие, воспринимають материал и лучше запоминають;

6. отличаются неординарным мышлением;

7. иметь творческие способности;

  Таким образом, при воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от обычного  человека.

Практический этап. (2 слайд)

Вашему вниманию предлагаю тест-анкету, выявления потенциала одарённости, разработаную Американскими психологами А. де Ханом и Г. Кафом. Давайте и мы определим направление нашей одаренности.

 Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, оцениваем в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех семи описаниях талантов. Если какая-то характеристика особенно подходит ребёнку, ставим пять баллов, если она выражена только хорошо – четыре балла и так далее  (нельзя ставить оценку ниже двух баллов!) Суммируем баллы внутри каждой из семи анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму делим на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь). Таким образом, устанавливаем наиболее выраженную одарённость ребёнка.

На слайде вы видите пример изминения таланта. (3 слайд)

Ребёнок имеет музыкальный талант, если:

1 - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; (5б)

2 - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;(4б)

3 - сочиняет свои собственные мелодии;(2б)

4 - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;(2б)

5 - если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение.(4б)

                                                          (5+4+2+2+4):5= 3

        Оцените каждый себя и вы узнаете какой талант у вас преобладает. Приступаем к выполнению анкеты.

И так какойже талант у вас преобладает?

 Я проводила анкетирование по выявлению таланта у обучающихся своего класса, результаты получились такие: больше преобладает спортивный талант. (4 слайд)

Итог занятия.

 Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базой для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе;
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
- между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и несоответствием общего уровня культуры;
- между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
И всё же, работая с одарёнными детьми,   я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.

Рефлексия.

   Зная  потенциалы одеренности детей, давайте все вместе составим портрет одаренного ребенка по 1 предложению.

 А в моем понимании портрет одаренного ребенка выглядит так: (5 слайд)

 В моём понимании портрет одаренного ребенка выглядит так:
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности.
В.А. Сухомлинский (6 слайд)

Спасибо за отличную работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Организация работы учителя с одаренными детьми в начальной школе в условиях ФГОС» Учитель начальных классов муниципального казённого общеобразовательного учреждения « Плотниковская основная общеобразовательная школа» Аникеева Анастасия Алексеевна

Слайд 2

Тест-анкета выявления потенциала одарённости разработана Американскими психологами А. де Ханом и Г. Кафом.

Слайд 3

Пример оценивания таланта : Ребёнок имеет музыкальный талант, если: 1 - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку ; (5б) 2 - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает ;(4б) 3 - сочиняет свои собственные мелодии ;(2б) 4 - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте ;(2б) 5 - если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение .(4б) (5+4+2+2+4):5= 3

Слайд 4

М узыкальный талант: 3 Н езаурядный интеллект: 3 Л итературное дарование:2 Художественные способности :3 С портивный талант: 4 Артистический талант:3 Т ехнические способности: 2

Слайд 5

Портрет одарённого ребёнка 1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы. 2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. 3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. 4. Склонен к рискованным действиям. 5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. 6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. 7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. 8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других. 9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. 10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов. Рефлексия

Слайд 6

Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности. В.А. Сухомлинский



Предварительный просмотр:

Ребёнок имеет музыкальный талант, если:

1 - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

2 - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

3 - сочиняет свои собственные мелодии;

4 - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;

5 - если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение.

У ребёнка незаурядный интеллект, если он:

1 - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

2 - обладает хорошей памятью;

3 - легко и быстро схватывает новый школьный материал;

4 - задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

5 - любит читать книги, причём по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

6 - обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

7 - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

8 - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;

9 - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, и не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.

У ребёнка литературное дарование, если:

1 - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

2 - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;

3 - выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

4 - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

5 - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Художественные способности ребёнка могут проявиться в том, что он:

1 - не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

2 - в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

3 - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

4 - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

5 - стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

6 - не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

У ребёнка спортивный талант, если:

1 - он энергичен и всё время хочет двигаться;

2 - он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

3 - он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

4 - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

5 - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

6 - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

7 - кажется, что он никогда всерьёз не устаёт;

8 - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Артистический талант проявится у ребёнка тем, что он:

1 - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;

2 - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём- то рассказывает;

3 - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

4 - с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

5 - с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

6 - пластичен и открыт всему новому;

7 - любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У ребёнка технические способности, если он:

1 - интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

2 - любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

3 - сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

4 - может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

5 - любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

6 - интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

Фестиваль педагогического мастерства - 2023

ФПМ-2023. Медиавизитка. Аникеева Анастасия Алексеевна....

Фестиваль педагогического мастерства - 2023

ФПМ-2023. Воспитательное событие. Аникеева Анастасия Алексеевна...

Фестиваль педагогического мастерства - 2023

Открытый урок литературного чтения....

Фестиваль педагогического мастерства - 2023

Представление педагогического опыта....