Исследовательская работа "Костюмы семейских женщин села Бичура Бичурского района"
творческая работа учащихся (2 класс)

Хамаева Ольга Анатольевна

Староверы в истории России – феномен поразительный. Старинную женскую одежду сохранили до настоящего времени. Мужская одежда почти не сохранилась.

Старообрядцы в Забайкалье выделялись своей яркой величавой одеждой, сформировавшейся в 17 – начале 18 веке.

Цель работы: исследование и выявление уникальности традиционного костюма семейских для знакомства с культурой этого народа.

Методы исследования: при организации и проведении исследовательской работы были использованы различные методы: поисковый, исследовательский, аналитический, практический.

Объект исследования: одежда старообрядцев.

Результат: было осуществлено знакомство с традиционным костюмом семейских, с его уникальностью. Эти знания помогли в создании презентации «Костюмы семейских женщин села Бичура Бичурского района». Значение исследования уникальности костюма того или иного народа для понимания его культуры огромно. Народный костюм – это волшебное зеркало, в котором отражаются глубинные смысловые традиции народа, и целостное мировосприятие мира.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

Г. УЛАН-УДЭ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

                                          Секция: «Краеведение»

Исследовательская работа

«Костюмы семейских женщин села Бичура
Бичурского района»

                                     Автор: ученица 2 «А» класса Слепнева Ю.А.

                                     Научный руководитель: учитель начальных  

                                                            классов Хамаева О.А.

2023

Оглавление

  1. Введение
  2. Старообрядцы Бичуры
  3. Основные элементы одежды старообрядцев
  4. Женский комплекс одежды семейских
  5. Заключение
  6. Список используемой литературы
  7. Приложение «Презентация»

                                                                Введение

Тема: «Костюмы семейских женщин села Бичура Бичурского района»

Староверы в истории России – феномен поразительный. Старинную женскую одежду сохранили до настоящего времени. Мужская одежда почти не сохранилась.

Старообрядцы в Забайкалье выделялись своей яркой величавой одеждой, сформировавшейся в 17 – начале 18 веке.

Цель работы: исследование и выявление уникальности традиционного костюма семейских для знакомства с культурой этого народа.

Методы исследования: при организации и проведении исследовательской работы были использованы различные методы: поисковый, исследовательский, аналитический, практический.

Объект исследования: одежда старообрядцев.

Результат: было осуществлено знакомство с традиционным костюмом семейских, с его уникальностью. Эти знания помогли в создании презентации «Костюмы семейских женщин села Бичура Бичурского района». Значение исследования уникальности костюма того или иного народа для понимания его культуры огромно. Народный костюм – это волшебное зеркало, в котором отражаются глубинные смысловые традиции народа, и целостное мировосприятие мира.

2. Старообрядцы Бичуры

Бичура – мое родное село. Грустно видеть, что с каждым годом старожилов становиться все меньше и меньше, а именно они являются носителями уникальной культуры семейских.

Вместе с тем с их поколением уходят в небытие и традиции, обычаи, обряды семейщины. Но ведь нам, молодым, необходимо знать историческое прошлое своего народа – это знания об их вере в Бога, занятиях, об отношении к своему здоровью, нарядах.

Старообрядцы Бичуры – это яркая и древняя ветвь русского народа. До наших дней они сохранили золотой фонд русской национальной культуры, которая в значительной степени утрачена в основной части народа.

  1. Основные элементы одежды старообрядцев

Основа стиля. Удобство, лёгкие ткани, яркость.

Отличительные черты. Широкие рубахи, крупные и даже огромные украшения, длинные юбки, яркие цвета, необычный головной убор

Лёгкие ткани. В костюмах старообрядцы использовали атлас, кашемир, шёлк.
Удобная обувь. Старообрядцы не ходят в обуви на большом каблуке, они ходят в удобных сапогах с высокой голенью, на не большом каблучке.

Большое количество ярких аксессуаров. Разнообразные подвески, крупные серьги, ожерелья, платки, длинные крупные бусы, которые носятся одновременно – именно это свойственно нарядам старообрядцев Забайкалья.

Размер. В костюме приобладают большие размеры, так как костюм должен быть свободным, удобным для постоянной носки.

4. Женский комплекс одежды семейских

В женский комплекс одежды семейских входили рубаха, прямой и косоклинный сарафан, пояс, запон – «фартук» и головной убор – «кичка».

Рубаха состояла из верхней части – чехлика, нижней – станушки, рукава, полики. Она изготовлялась из тканей насыщенных цветов. На плечах между поликом и рукавом семейские вышивали из разноцветного мулине и ниток. Чаще вышивали треугольником, елочкой.

Глухой ворот рубахи застегивался пуговкой, а сверху одевалась запонка. Далее надевался подъюбник из черного сатина.

Сарафан цветной, яркого цвета. По форме круглый. Состоял из лямок, спинки, талии, переднего и заднего полотнищ. Снизу сарафана шьется подбойка, которая составляет около 14 сантиметров – это плотная ткань, обрамляющая низ сарафана. На сарафан нашивались яркие ленты. Талия на сарафане собирается сборками и прошивается.

Сарафан опоясывается самотканным поясом. Узоры на поясе пестрые с геометрическими фигурами. Им несколько раз обхватывали стан женщины, завязывали кистями и прятали их за пояс.

Запон являлся обязательной частью костюма. Он надевался на сарафан, состоял из нагрудника и подола. Отличался от цвета сарафана и рубахи. На нем были нашиты ленты яркие и красочные.

На груди женщины носили изобилие украшений – это манисты, янтари, бусы. Носили перстни, пушки из перьев селезня.

Незамужние семейские носили платки, а замужние – кички.

Кичка выглядела так: она была сшита из стеганой материи. Имела вид шляпы без полей. По затылку был спущен затыльник. Сверху кичка покрывалась большим платком или шалью.

  1. Заключение

Работать над этой темой было очень интересно: изучать семейский костюм, беседовать с истинными носителями семейской культуры. Нам, молодому поколению, необходимо знать историческое прошлое своего народа. Мало кто носит семейский костюм в настоящее время, и очень скоро может наступить такой момент, когда эти яркие и красочные сарафаны, различные украшения возможно будет увидеть только на фотографиях.

        Как говорится в известной поговорке: без прошлого – нет будущего…

  1. Список использованной литературы

1.Болонев Ф.Ф., Выхристюк О.И. «Певцы и песни Большого Куналея». Новосибирск. 2002;

2. Козина ОМ. Говоры старообрядцев Бурятии - семейских: генезис, диалектный тип. Улан-Удэ. 2006;

3. Маслова Г.С. Русская народная одежда Забайкалья (ХIX-XX вв.) // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Ч. 2 : Забайкалье. – Новосибирск, 1975. – С. 48-71.

Истинные хранители семейской культуры:
1. Ястребова Варвара Ивановна
2. Афанасьева Степанида Ивановна
3. Перевалова Екатерина Степановна

                                                                        Приложение

Презентация «Костюм семейских женщин села Бичура Бичурского района» на 13 слайдах.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОУ НОШ село Вахитово Кукморского района РТ

Кызыклы математика бездә кунакта "II математикадан уен- дәрес "...

МОУ НОШ село Вахитово Кукморского района РТ

Кызыклы математика бездә кунакта "II математикадан уен- дәрес "...

Исследовательская работа "Современное состояние говора села Подвалье Шигонского района Самарской области

Настоящая  работа посвящена   изучению основных  отличительных  особенностей  архаической части  говора...

История Благовещенской церкви Пресвятой Богородицы села Тайнинское Мытищинского района

Презентация по теме "История Благовещенской церкви Пресвятой Богородицы села Тайнинское Мытищинского района "...