Проект Модно ли быть грамотным?
проект (4 класс)

Остапчук Юлия Юрьевна

автором была поставлена цель, выяснить отношение к грамотности учащихся 3-4 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramotnym_byt_modno.docx194.78 КБ

Предварительный просмотр:

Грамотным быть – модно!

https://obuchonok.ru/files/images/gramotnost.jpg

Автор работы: 

 Ученики 3-4 класса

Руководитель проекта: 

 Остапчук Юлия Юрьевна

Учреждение: 

 МБОУ сош №30

Класс: 

 4

В ученической исследовательской работе по начальной школе на тему «Грамотным быть – модно!» автором была поставлена цель, выяснить отношение к грамотности учащихся 3-4 классов МБОУ ,разработать сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе, рассчитанного на повышение уровня грамотности младших школьников.

В рамках детского исследовательского проекта в начальной школе на тему «Грамотным быть – модно!» ученики 4 класса выяснили, что такое грамотность, и какую роль она играет в жизни современного человека. В рамках исследовательской работы было проведено анкетирование среди учеников 3-4 классов начальной школы, и определено их отношение к грамотности, а также установленно, что большинство детей подразумевает под этим понятием.

В приложении к исследовательской работе (проекте) на тему «Грамотным быть – модно!» приведены сценарий классного часа на тему "Роль знаний в жизни каждого человека" и памятка о том, как повысить свой уровень грамотности. Также можно ознакомиться с вопросами анкеты и вариантами ответов на них. Результаты анкетирования школьников автор представил в виде диаграмм.

Оглавление

Введение
1. Что такое грамотность?
2. Роль грамотности в жизни человека и общества.
3. Отношение к грамотности учащихся МБОУ  сош (результаты исследования).
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение

Актуальность. В современном обществе проблема грамотности стоит очень остро. На каждом шагу мы слышим безграмотную людскую речь, видим ошибки в интернете, на страницах газет и журналов. Остается все меньше людей, бережно относящихся к языку. Большинство населения совсем не читают книг, пишут только короткие, часто безграмотные послания в социальных сетях. Почему так происходит? Чем является для нас грамотность сегодня? Модно ли быть грамотным среди моих сверстников? Эти вопросы стали для меня важными в этой исследовательской работе.

Цель исследования: выяснить отношение к грамотности учащихся 3-4 классов

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующиезадачи:

  1. Изучить литературу и источники по данной теме и выяснить значение термина «грамотность».
  2. Провести опрос учащихся 3-4 классов школы с целью выяснения их отношения к грамотности.
  3. Найти практические способы и рекомендации повышения грамотности на бытовом уровне.
  4. Содействовать изменению отношения учащихся 3-4 классов к грамотности через проведение различных мероприятий.

Объект исследования: учащиеся 3-4 классов.

Предмет исследования: отношение к грамотности.

Гипотеза: если изучить вопрос отношения к грамотности младших школьников, то это позволит нам предложить способы преодоления безграмотности.

Методы исследования: графический, поиск и систематизация информации, анкетирование, сравнение и анализ полученных данных.

Практическая значимость. Работа призвана побудить детей заняться своей грамотностью, задуматься о ее значимости в обществе. Материалы могут быть использованы во внеурочной деятельности, а также в работе классных руководителей с родителями.

Что такое грамотность?


Историей возникновения грамотности является точка создания первого алфавита. После появления алфавита, появилось письмо, а значит и чтение. Грамотность начинается в тот момент, когда письмо становится условным характером и его понимание не нуждается в специальной подготовке.

Грамотность бывает в любой области: профессиональной, политической, экономической и т.д. Мы остановимся на грамотности в традиционном его смысле.

Значение слова в Толковом словаре современного русского языка Ушакова: «Грамотность – умение читать и писать».

Словарь синонимов дает такое представление об этом понятии: «осведомленность, компетентность,знакомство, знание, компетентность, квалифицированность, информированность».

В Большой Российской энциклопедии слово грамотность трактуется как «определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития» [3, c.618].

Согласно словарю С.И. Ожегова под словом "грамотный" подразумевают человека, умеющего читать и писать, а также умеющего писать грамматически правильно [4, с.123].

Вывод: Таким образом, мы видим, что грамотность – это не только умение человека грамотно писать и читать. Чаще всего под этим термином понимают умение человека ясно и связно излагать свои мысли, при этом соблюдая правила орфографии, пунктуации, орфоэпические нормы. Но чтобы быть грамотным, нужно обладать ещё определенными знаниями, умениями и навыками, чтобы участвовать в социальных процессах и быть полезным обществу. Грамотность – это часть общей культуры человека.

Роль грамотности в жизни человека и общества

Сегодня довольно часто можно встретить малограмотных людей, которые не заботятся о правильном ударении в словах, им и в голову не приходит, что можно мысли складывать складно, а писать – без орфографических и пунктуационных ошибок. И это несмотря на то, что русский язык изучается с первого класса и является одним из ведущих предметов в школе.

Грамотность закладывается в человеке с раннего детства. Ребенок слушает речь родителей, усваивает их отношение к языку, манеру изложения мыслей. Это и становится ключевым моментом в их дальнейшей жизни. Поэтому, в первую очередь, от родителей зависит, будут ли их дети культурными и образованными людьми [2, с.3].

Если человек грамотный, ему легче найти престижную, интересную работу. Грамотный человек – это хороший специалист, мастер своего дела, а такие работники нужны на любом предприятии. Благодаря им развивается экономика страны, улучшается социальная жизнь людей.

Сегодня страницы в социальных сетях есть практически у всех, ведь это очень удобный канал коммуникаций. Поэтому очень важно, чтобы люди правильно понимали друг друга. Это касается и сайтов, где информация написана доступно, грамотно, интересно, там больше посетителей.

Человек - социальное существо, и ему нужно экономическое благосостояние. Здоровому обществу, в свою очередь, нужны здоровые и грамотные люди. Чтобы сделать грамотность стоящей, это должно быть функционально. Функциональная грамотность показывает не только знанием чтения, сочинений и арифметики, но это также указывает на способность человека исполнить его экономические, социальные и гражданские обязанности эффективным способом.

Грамотность традиционно определяется как способность читать и написать. Современное значение грамотности было расширено, чтобы включать способность использовать язык, числа, изображения, компьютеры, и другие основные средства понять, сообщить, получить полезное знание и использовать доминирующие системы символа культуры.

Понятие грамотности расширяется в странах-членах ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития), чтобы включать навыки, чтобы получить доступ к знанию через технологию и способность оценить сложные контексты. Человек, который путешествует и проживает в иностранном государстве, но неспособен читать или написать на языке принимающей страны, был бы также расценен местными жителями, как являющийся неграмотным.

8 сентября - это международный день грамотности. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) определяет грамотность как "способность определить, понять, интерпретировать, создать, сообщить и вычислить, используя напечатанные и письменные материалы, связанные с переменными контекстами. Грамотность включает различные способы изучения в предоставлении возможности людям достигнуть их целей, развивать их знание и потенциал, и участвовать полностью в их сообществе и более широком обществе".

Вывод: Одним из элементов грамотного человека является умение грамотно выражать свои мысли, вести диалог, владеть устной и письменной речью.

Отношение к грамотности учащихся МБОУ  (результаты исследования)
Для реализации цели исследования была разработана анкета по выявлению отношения к грамотности учащихся моей школы.

Респондентам были заданы следующие вопросы:

  1. Что такое грамотность, по вашему мнению?
  2. Зачем нужна грамотность человеку?
  3. Какой человек является грамотным?
  4. Как стать грамотным?
  5. Модно ли быть грамотным человеком?

Результаты анкетирования представлены в диаграммах.

Отвечая на первый вопрос, учащиеся дали толкование слову «грамотность». Для 4-х человек - это слово обозначает «знание русского языка», 6 человек считают, что это «правильность письма, речи и чтения». Большинство (11 человек) трактует этот термин как «проявление ума, интеллигентности, культуры», «умение отстаивать свою точку зрения, обладать красноречием» - считает 1 чел. Пять человек затруднились дать определение слову.

грамотность 1

Диаграмма 1

По второму вопросу мнения ребят разделились: одни считают, что грамотность нужна, чтобы «красиво говорить и выражать свое мнение» - 10 человек, другие – чтобы «быть вежливым» - 7 человек. Два человека считают - «чтобы с тобой было интересно общаться». Грамотность нужна «чтобы быть примером» - 7 человек. Один человек затруднился с ответом на вопрос.

грамотность 2

Диаграмма 2

Диаграмма №3 наглядно показывает ответы учащихся на вопрос: «Какой человек является грамотным? Грамотный человек – это «умный, образованный человек», так ответило четыре человека. «тот, кто правильно говорит, пишет и учит других» - 14 человек, тот, «кто хорошо учится» - 4 человека, 8 респондентов считают, что «все люди грамотные в разной степени». Один учащийся не дал ответа на этот вопрос.

грамотность 3

Диаграмма 3

Отвечая на следующий вопрос, большинство учащихся (15 чел.) написали, что, чтобы стать грамотным, надо «много учиться и работать над собой». Трое решили, что в этом им помогут выученные правила. 2 ученика считают, что для этого нужно «больше читать», «всем уступать, не перебивать, не кричать» - считают 6 человек. Были и те, кто затруднился с ответом – 1 человек.

грамотность 4

Диаграмма 4

Пятый вопрос определил отношение учащихся к грамотности. На вопрос: «Модно ли быть грамотным сегодня?» - 15 респондентов ответили, что «грамотным быть модно всегда», «в наше время люди не стремятся быть грамотным, это не модно» ответил 1 человек. Девять – что «сейчас это ценится, актуально, необходимо». Один ответил, что «нет», один затруднился с ответом.

грамотность 5

Диаграмма 5

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся 3-4 классов в основном знают, что подразумевается под словом «грамотность», считают, что это необходимая часть нашей жизни. Но среди отвечающих есть и те, кто затруднялся ответить на вопросы. Поэтому мы решили организовать и провести ряд мероприятий, способствующих изменению отношения учащихся 3-4 классов к грамотности, повышению интереса к учению. Затем провести повторное анкетирование и результаты сравнить.

Нами были проведены: классный час "Роль знаний в жизни каждого человека" (см. Приложение 2), игра-викторина "Путешествие в страну русского языка» (см. Приложение 3), классный час с приглашением людей-представителей разных профессий "Все профессии нужны, все профессии важны!". Перед обучающимися выступили работники сош. Они познакомили ребят со спецификой своей работы, рассказали о том, нужно ли им быть грамотными.

Затем провели вторичное анкетирование.

Отвечая на первый вопрос, учащиеся дали толкование слову «грамотность». Для 9-ти человек - это слово обозначает «знание русского языка», 11 человек считают, что это «правильность письма, речи и чтения». 7 человек трактуют этот термин как «проявление ума, интеллигентности, культуры», «умение отстаивать свою точку зрения, обладать красноречием» - считает 0 чел. и нуль человек

Заключение
В современном мире 
грамотность — это визитная карточка человека. При ее отсутствии нельзя устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу. Замечено, что люди, которые обладают правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Но повышение грамотности — это долгий и упорный труд. Существуют способы, которые могут помочь в этом трудном деле, только надо проявить трудолюбие, настойчивость и огромное терпение.

В ходе реализации исследовательской работы достигнуты следующие результаты:

  • выявлено отношение младших школьников к проблеме грамотности;
  • предложены способы повышения уровня грамотности среди детей;
  • продуктом данной работы стал буклет.

Ожидается, что исследовательская работа будет иметь положительный эффект в перспективе: повысит позитивный интерес школьников, педагогов, родителей и общественности к проблеме «загрязнения» речи.

Список литературы

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под ред. Л.А.Чешко. Изд.4-е репродуцированное. М.: "Русский язык", 1975. - 600 с.
  2. Беднарская, Л. Д. Грамотный человек [Текст]: учеб. пособие/ Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. – М.: Флинта, 2009. – 168 с.
  3. Большая российская энциклопедия: М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия<», 2007. – 767 с.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 57000 слов/ Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1986. – 797 с.
  5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка, М.: «Аделант», 2014. – 800 с.
  6. Poль гpaмoтнocти в жизни coвpeмeннoгo чeлoвeкa.

Приложение 1. Анкета «Мое отношение к грамотности»

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое грамотность, по вашему мнению?

а) Знание русского языка

б) Правильность письма, чтения, речи

в) Проявление ума, интеллигентности, культуры

г) Умение отстаивать свою точку зрения, обладать красноречием

д) Затрудняюсь ответить

2

Зачем нужна грамотность человеку?

а) Чтобы красиво говорить и выражать свое мнение

б) Быть вежливым

в) Чтобы с тобой было интересно общаться

г) Чтобы быть примером

д) Затрудняюсь ответить

3

Какой человек является грамотным?

а) Умный, образованный

б) Тот, кто правильно говорит, пишет, учит других

в) Тот, кто хорошо учится

г) Все люди грамотные в разной степени

д) Затрудняюсь ответить

4

Как стать грамотным?

а) Много учиться и работать над собой

б) Учить правила

в) Больше читать

г) Всем уступать, не перебивать, не кричать

д) Затрудняюсь ответить

5

Модно ли быть грамотным?

а) Грамотным быть модно всегда

б) В наше время люди не стремятся быть грамотными, это не модно

в) Сейчас это ценится, актуально, необходимо

г) Нет

д) Затрудняюсь ответить

Приложение 2. Классный час в 3-4 классах


Тема: «Роль знаний в жизни каждого человека»

Цель: способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников.

Задачи:

  • формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
  • формировать личностную мотивацию к учебной деятельности;
  • показать роль знаний в жизни человека;
  • воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни;
  • определить место и значение знаний в жизни человека и производстве;
  • воспитание чувства патриотизма, гордости за свое родное село.

Место данного классного часа в воспитательном процессе класса и школы: классный час направлен на развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни.

Оборудование и оформление:компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеоклип «Зачем мы ходим в школу?», запись с песней «Чему учат в школе» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского), презентация, сценарий сценки, смайлики.

Ход классного часа:

I. Вступительная часть.

1. Просмотр видеоклипа «Зачем мы ходим в школу?»

2. Диагностический опрос.

Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На доске написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.

На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):

  • Я учусь для того, чтобы все знать.
  • Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
  • Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
  • Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
  • Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
  • Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
  • Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
  • Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

- Проверьте, правильно ли вы все расставили.

(Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

3.Беседа.

- Ребята, послушайте стихотворение в исполнении (ученик) и попробуйте определить, что будет предметом сегодняшнего разговора.

Знание — свет, а незнание — тьма. Это известно всем. Без знаний все люди сошли бы с ума, Жить не смогли бы совсем. Знание — сила, тот, кто им владеет, Всего в своей жизни добиться сумеет! Ведь, чтобы кем-то значимым стать, Надо немало, друзья мои, знать!

(предположения детей)

- Да, вы правы, мы будем говорить о знаниях. А что такое знание?

В «Толковом словаре» Ожегова даны следующие определения этого значения: 1) результаты познания, научные сведения; 2) совокупность сведений в какой-нибудь области.

- Какие вопросы возникают у вас по этой теме?

(Зачем человеку знания? Нужны ли они вообще? Как человек может использовать свои знания? Знания помогают или мешают человеку жить? и т.д.) Учитель записывает вопросы на доске.

- А, действительно, ребята, для чего же нужны человеку знания? (ответы детей)

II. Основная часть.

- В истории существуют примеры того, как люди, обладающие глубокими и всесторонними (а иногда - энциклопедическими) знаниями, достигали больших высот.

Библейский царь Соломон попросил у Бога единственное благо - знание. За это он награжден всем: богатством, мудростью, любовью, долгожительством.

Высокообразованными, эрудированными, людьми были художник, архитектор, ученый и инженер Леонардо да Винчи,полководец Суворов,ученый и поэт Ломоносов, великий Пушкин, и многие другие. Они-то как раз и являются яркими примерами великой роли знаний - того, что они могут дать человеку и как повлиять на его жизнь.

Вспомним историю Петра Великого. Ни в ком практическая потребность в знаниях и природная любознательность не проявились с такой бурной силой, как в Петре.

Он учился каждый день своей жизни, но учился для того, чтобы приобретенные знания тут же претворить в указ, распоряжение, в дело. Он не стеснялся мелочей, так как он не стеснялся учиться, не стыдился учиться. Этот необузданный, своенравный человек, царь, император, владелец огромных территорий и хозяин миллионов людей, не останавливался ни перед чем и никого не боявшийся, этот человек лишь в одном не знал гордости – в учении, лишь перед одним послушно склонял голову – перед знанием.

- Но это всё история. А сейчас в современной жизни кто может стать примером того, что роль приобретенных человеком знаний огромна? (ответы детей)

- Назовите предприятия, которые работают в нашем селе.

- Как вы думаете, а возможно ли создать такие предприятия без определенных знаний? А работать на них?

- Обсудите в группах, какие еще примеры пользы знаний помогли стать нашему селу таким, какой он есть сейчас.

(Обсуждение и ответы представителей от групп)

- А где можно приобрести необходимые знания? В каких учебных заведениях? (ответы учеников)

- Предлагаю посмотреть маленький эпизод из жизни одного пятиклассника (роли распределяются между желающими играть в сценке).

III. Заключительная часть. Рефлексия.

- Ну что же, ребята подходит к концу наша беседа. Сегодня мы с вами поговорили о значении и роли знаний в жизни. Наш разговор об этом ещё раз подтверждает, что «Человек, вооружённый знанием, непобедим».

- Скажите, зачем нам нужны знания, если их порой так нелегко получать? Что нового вы узнали сегодня? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа?

- Покажите смайлик, который отражает ваше настроение. Почему?

- Обобщая все ваши ответы, можно прийти к выводу, что, прежде всего, знания нужны, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом - ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом и не будешь полезен обществу. Очень приятно общаться с человеком всесторонне развитым. Интересно вести разговор с людьми, которые много читают. У таких людей хорошо развита речь, недаром А. С. Пушкин отметил, что чтение - лучшее учение. Знания украшают человека, они - огромная созидающая сила.

- А теперь обратите внимание на доску, прочитайте слова известного человека и постарайтесь подумать над смыслом данного изречения. Человек должен учиться, потому что он человек. В.А.Сухомлинский

Приложение 3. Памятка «Как повысить свой уровень грамотности?»
1. Много читать. Очень много читать. Сначала вы будете читать, затем воспринимать, после - запоминать слова, фразы и предложения, которые потом уже будете воспроизводить на бумаге на подсознательном уровне.

2. Читать вслух. Механизм примерно такой же. Паузы, прямая речь, обороты, интонация - все это способствует запоминанию прочитанного.

3. Переписывать. Обычное списывание тоже помогает в повышении грамотности письма. Но, чтобы это приносило пользу, лучше составлять конспекты. Лучше писать ручкой в тетради, но можно и на компьютере, особенно при освоении метода слепой печати.

При этом надо воспользоваться алгоритмом:

  • Прочитайте предложение.
  • Повторите его по памяти.
  • Определите, какие орфограммы встречаются в предложении.
  • Прочитайте его орфографически и повторите по памяти, проговаривая все звуки.
  • Закройте текст и запишите предложение.
  • Проверьте себя по тексту.

4. Конспектировать. Отличный навык, который приобретается в течение долгого времени. Главное научиться конспектировать без ошибок, часто сверяясь с оригиналом.

5. Играйте в словесные игры и рисуйте.

Для лучшего запоминания правописания какого-либо слова или правила, можно его нарисовать или изобразить графически. Также для повышения грамотности полезно разгадывать кроссворды, шарады и ребусы, анаграммы. Таких игр существует очень много.

Вывод: Эти «нехитрые» способы, а может некоторые из них по выбору помогут повысить уровень грамотности, и соответственно уровень вашей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы "Здоровым быть здорово!"

Программа  на 4 года. Содержит тематическое планирование по каждому году....

Социальный проект "Я хочу быть здоровым"

Привлечение школьников к здоровому образу жизни. Показать значимость здорового образа жизни. ...

Социальный проект "Если хочешь быть здоров"

Показать значимость здорового образа жизни.  ...

Проект «Пища должна быть лекарством»

Цель проекта: сформировать представление детей о том, как правильное питание может способствовать восстановлению, укреплению и сохранению здоровья....

Проект: модная профессия стилист-парикмахер «Варвара-краса, длинная коса» 4 «б» класса в рамках реализации регионального проекта «Обучение через предпринимательство».

Цель:раскрытие смысла деятельности     парикмахера;воспитание уважения к профессии парикмахер. Задачи:иметь представление:об истории возникновения иразвития парикмахерск...

Презентация проекта «Модные причёски 2014 для девочек, девушек и женщин»

Исследовательская работа ученицы 2 класса Мутиной Алёны под руководством классного руководителя Жидобиной Марины Николаевны....

Открытая беседа «Хотим, чтобы стало модным – здоровым быть и свободным!»

Цель: познакомить воспитанников с правилами здорового образа жизни.Задачи: Показать воспитанникам огромное значение соблюдения правил здорового образа жизни.Формировать у воспитанников потребность соб...