Проектная технология в начальной школе
статья

Ушенко Ольга Сергеевна

Проектная технология в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная технология в начальной школе

в рамках реализации ФГОС НОО

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

 Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые задачи. Где основным ориентиром является самостоятельность, инициативность, активность участников образовательного процесса, готовых к самообразованию и саморазвитию.  

Изучая учебные предметы, курсы внеурочной деятельности обучающиеся должны овладеть совокупностью познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий. То есть овладеть навыками решения творческих задач, навыками самостоятельного поиска информации, анализа, преобразования, хранения и интерпретации информации; определяют способы контроля и оценки деятельности, причины возникающих трудностей и пути их устранения, учатся сотрудничать.

Ведущая роль отводится системно – деятельностному подходу: практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, приобретению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Субъектом такой учебной деятельности является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора и помощника.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная технология.

Проектная технология – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей знаний, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно- следственные связи.

Для самостоятельного добывания школьниками знаний для более эффективного их усвоения применяют учебные проекты. Учебный проект – это форма организации учебного процесса, а также метод обучения, который может применяться как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

 Проектная деятельность даёт возможность для самореализации и презентации себя перед аудиторией. В работе над проектом задействованы различные способности и личностные качества ребенка. В индивидуальном проекте ребёнок может работать в собственном режиме, благоприятном для него темпе. В групповой проектной работе дети распределяют роли: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик.   Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач. Для успешной работы над проектом ученик должен владеть навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы.

 В методической работе над учебными проектами необходимо придерживаться принципов:

  1. Интерес ребёнка. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, то есть нет интереса, то нет и проекта.

        2) Учение через деятельность. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы.

        3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

        4) Сотрудничество участников педагогического процесса (учитель - ученики, родители - ученики, ученики – ученики).

        5) Творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

Технология проектов – способствует развитию творческих способностей и активности учащихся, разностороннему развитию личности, формирует навыки самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию.  

Учебная программа в начальной школе строится, как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Так в УМК «Школа России» программа предусматривает проекты по основным предметам в течение всего курса начальной школы.                  В 1 классе – 10 проектов, во 2 классе – 15 проектов, в 3 классе – 16 проектов, в 4 классе – 9 проектов.

Работа огромная. Осуществить такое количество проектов – нереальная нагрузка на учителя. К тому же организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий:

  1. Проекты должны быть посильны ребёнку.
  2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
  3. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на этапах работы над проектом.
  4. Учитель должен правильно организовать проектную деятельность так чтобы она превратилась в деловую игру.

По продолжительности эти проекты могут быть:

1) Мини-проект - в один урок и работа ведётся в группах.

 2) Краткосрочный проект – 4 - 6 уроков. Участникам проектных групп требуется время на сбор информации, получения продукта проекта и подготовке презентации. Работу начинают в классе, продолжают во внеклассной деятельности и дома.

3) Недельный проект выполняется в группах и индивидуально в ходе проектной недели.

4)  Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Выполняется во внеурочное время.

Работу с последней группой проектов осуществляю в рамках курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» авторов Сизовой Р.И., Селимовой Р.Ф.   Данный курс представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Каждое занятие позволяет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией, расширят кругозор и обогащает их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Цель курса: Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учебно-исследовательская и экспериментальная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, формулирование темы; выдвижение гипотез; овладение методами исследования; сбор собственного материала для эксперимента; обобщение, выводы; защита работы.задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы: игры и опыты; работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями; интеллектуальные головоломки; практические занятия; работа в компьютерном классе; дискуссии, беседы.

Работая по данному курсу, использую сайт https://prez-proekt.ru/. Он создан в помощь педагогам, ведущим курсы «Учусь создавать проект» (1-4 кл.) и «Проектная деятельность» (5-7 кл.). На сайте можно скачать основные презентации. Использование данных материалов облегчает подготовку к занятиям и делает проектную деятельность интереснее! 

Каждый ученик в конце года защищает свой индивидуальный проект. Дети участвуют в школьной научно-практической конференции, победители выступают на муниципальной научно-практической конференции «Шаг в будущее, Иркутский район!». В этом году выступили на региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее, юниор!». 

 Таким образом можно сказать, что проектная технология – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС, которая позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы, превратить образовательный процесс в результативную интересную творческую работу.

Автор: Ушенко Ольга Сергеевна МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная технология в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО Ушенко Ольга Сергеевна учитель начальных классов МОУ ИРМО « Мамоновская СОШ»

Слайд 2

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский

Слайд 4

у ченик – субъект учебной деятельности

Слайд 5

Проектная технология – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом. - это одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.

Слайд 6

Учебный проект – это форма организации учебного процесса, а также метод обучения, который может применяться как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Слайд 7

Учебный проект - даёт возможность для самореализации и презентации себя перед аудиторией развивает способности и личностные качества ребенка . предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач. даёт возможность ученикам о владеть навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы.

Слайд 8

Принципы методической работы над учебными проектами : Интерес ребёнка. 2) Учение через деятельность. 3) Решение проблемы. 4) Сотрудничество участников 5) Творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

Слайд 9

УМК «Школа России» 1 классе – 10 проектов, 2 классе – 15 проектов, 3 классе – 16 проектов, 4 классе – 9 проектов.

Слайд 10

Проекты: По продолжительности: Мини-проект Краткосрочный проект Недельный проект Годичные проекты По количеству участников : Индивидуальные Г рупповые Коллективные По содержанию : Практико-ориентированный проект Исследовательский проект Информационный проект Творческий проект

Слайд 11

«Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф . Цель курса: Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.

Слайд 12

Презентации по проектной деятельности https://prez-proekt.ru/

Слайд 13

https://prez-proekt.ru/

Слайд 15

Спасибо за внимание ! Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная технология в начальной школе

В статье даны основные методические рекомендации по организации деятельности учащихся в рамках создания творческого проекта....

Проектные технологии в начальной школе

В начальной школе очень важно научить ребят работать в группах, уметь слышать друг друга, принимать и анализировать разные точки зрения. Именно поэтому я в воспитательной работе использую проектные те...

Особенности использования проектной технологии в начальной школе

Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психол...

Презентация "Проектная технология в начальной школе"

Определение в проектой технологии, итория создания, история внедрения в практику. Этапы проектной деятельности. Творческие проекты...

Проектные технологии в начальной школе на уроках русского языка

Проектные технологии на уроках русского языка в начальной школе.Содержание:- особенности проектной деятельности в начальной школе;- метод проектирования на уроках русского языка;- работа над проектом ...

Использование проектных технологий в начальной школе в условиях развивающего обучения

Умение управлять проектной работой  - показатель высокой квалификации преподавателя,его прогрессивной методики обучения и развития учащихся....

Статья «Использование проектных технологий в начальной школе»

«Использование проектных технологий в начальной школе»...