РП РИТМ
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Пояснительная записка

Направленность программы – социально-гуманитарная.

Уровень программы – ознакомительный.

Актуальность программы – определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Педагогическая целесообразность. Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти уме­ния применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Цель программы – создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску, чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Задачи программы:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирования стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  3. Развивать творческие способности.
  4. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Отличительные особенности программы.

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Приобретается самое главное в мыслительной деятельности умение – умение управлять собой в проблемных ситуациях.

Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить. В современном мире уже недостаточно обучать только получению информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._ritm.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № »

_________________________________________________________________________

«ПРИНЯТО»

на заседании

Педагогического совета № _____

«_____» августа 2023 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ № _________ от _____________

Директор ГБОУ Школа №

_____________________

«____» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РИТМ

Направленность программы:

социально-гуманитарная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год: 36 ч

Педагог, реализующий программу:

_____________________________

   

 

Москва, 2023г.

I. Пояснительная записка

Направленность программы – социально-гуманитарная.

Уровень программы – ознакомительный.

Актуальность программы – определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Педагогическая целесообразность. Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Цель программы – создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску, чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Задачи программы:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирования стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  3. Развивать творческие способности.
  4. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Отличительные особенности программы.

Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Приобретается самое главное в мыслительной деятельности умение – умение управлять собой в проблемных ситуациях.

Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить. В современном мире уже недостаточно обучать только получению информации.

Категория обучающихся – дети 8-10 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Объём (общее количество учебных часов) программы – 36ч.

Формы организации образовательной деятельности  – тематические занятия, игровые занятия, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Мышление детей данного возраста в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях объединения применение наглядности – обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Участие детей в работе по данной программе способствует воспитанию их общественной активности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, окружающего мира, технологии и т.д.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей.

На занятиях предлагаются задания не учебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Режим занятий – занятие, продолжительностью 45 мин, проходят 1 раз в неделю.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
  • Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
    оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

II. Содержание программы

  • Учебный (тематический) план

Название

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

раздела

темы

теория

практика

всего

1

Организационное занятие

Техника безопасности (вводный инструктаж)

1

1

Входной контроль

2

Свойства, признаки и составные части предметов

Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов

1

1

2

3

Сравнение

Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры

1

2

3

Текущий контроль

4

Комбинаторика

Перестановки. Размещения. Сочетания

2

2

4

5

Действия предметов

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий

1

2

3

Промежуточный контроль

6

Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток

4

4

7

Элементы логики

Техника безопасности (повторный инструктаж). Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания

1

4

5

Текущий контроль

8

Развитие творческого воображения

Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов»

1

8

9

Текущий контроль

9

Практический материал

Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины

4

4

10

Обобщающее занятие

Наши достижения

1

1

Итоговый контроль

Итого:

8

28

36

  • Содержание учебного (тематического) плана
  1. Организационное занятие – 1ч

Техника безопасности (вводный инструктаж). Входной контроль.

  1. Свойства, признаки и составные части предметов – 2ч

Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

  1. Сравнение – 3ч

Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

  1. Комбинаторика – 4ч

Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Действия предметов – 3ч

Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

  1. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями – 4ч

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

  1. Элементы логики – 5ч

Техника безопасности (повторный инструктаж). Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

  1. Развитие творческого воображения – 9ч

Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

  1. Практический материал – 4ч

Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

  1.  Обобщающее занятие – 1ч

Наши достижения. Итоговый контроль.

III. Формы аттестации и оценочные материалы

Цель аттестации – выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствие прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы.

Содержание аттестации – аттестация проводится 2 раза в учебном году: в 1-ом полугодии и во 2-ом полугодии. Содержание аттестации определяется самим педагогом на основании содержания образовательной программы в соответствии с её прогнозируемыми результатами.

Формы аттестации и оценочные материалы

Аттестация разделяется на несколько этапов:

Входной контроль – проводится в начале года с целью определения уровня развития обучающегося и фиксирует его исходный уровень перед началом занятий.

Текущий контроль – проводится в течение учебного года для выявления качества усвоения обучающимися учебного материала и направлен на поддержание учебной мотивации и интереса, выявление отношений обучающегося к изучаемому предмету, повышение уровня освоения программных требований.

Промежуточная аттестация определяет уровень практической подготовки обучающегося и качества усвоения обучающимися учебного материала по итогам 1-ого полугодия.

Итоговая аттестация проводится в конце года по результатам прохождения программы за год.

Критерии оценки результативности обучения

Минимальный уровень усвоения Программы

С помощью педагога находит закономерности в чередовании признаков, классифицирует и сравнивает предметы. При помощи педагога и других обучающихся решает и составляет логические задачи по наводящим вопросам. Имеет затруднения при разгадывании кроссвордов, головоломок, математических ребусов. Олимпиадные задания решает с помощью педагога и других обучающихся

Базовый уровень освоения программы

Работает с разными видами задач, составляет новые логические задачи при помощи педагога. Решает некоторые головоломки, ребусы. Составляет математический кроссворд. Использует малые фольклорные формы, отгадывает и загадывает загадки. Составляет тексты задач по схемам и иллюстрациям. Находит закономерности в чередовании признаков, классифицирует и сравнивает предметы. Задаёт, сравнивает множества. Олимпиадные задания решает с помощью педагога и других обучающихся

Повышенный уровень усвоения Программы

Самостоятельно решает логические задачи разного вида и разными способами. Разгадывает и составляет ребусы, головоломки, кроссворды, магические квадраты. Решает задачи с геометрическим содержанием при помощи педагога. Находит закономерности в чередовании признаков, классифицирует и сравнивает предметы. Задаёт, сравнивает множества. Решает олимпиадные задачи

Творческий уровень освоения Программы

Обучающийся выполняет Программу. Дополнительно самостоятельно занимается. Проявляет ярко выраженные способности к изучаемому предмету

IV. Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы

Для реализации программы достаточно кабинета, отвечающего нормам СаНПин. Особое внимание уделяется рабочему месту обучающегося.

Кабинет снабжен техническими средствами обучения: ноутбук, сканер, принтер, интерактивная доска, проектор.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

К техническим средствам обучения относятся:

  • выход в Интернет
  • использование интерактивной доски.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес обучающихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

  • виды деятельности обучающихся на занятиях;
  • приёмы преподнесения заданий;
  • процесс выполнения разных видов задач и заданий.

При использовании компьютера:

  • анализ заданий;
  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание задач, головоломок, ребусов, кроссвордов, их коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.).

При использовании компьютера обучающиеся применяют инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Технические средства на занятиях широко привлекаются также при создании:

  • математических газет (компьютер);
  • фотоальбомов.

Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, обучающиеся учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.

Кадровое обеспечение реализации программы – реализацию программы обеспечивает педагог  начальной школы.

Дидактическое обеспечение реализации программы

Дидактические карточки с заданиями, задания для игр А. Зака (задания на сходство, различие, на перемещение, на отрицание, на сопоставление).

Кроссворды, тесты и диагностические задания, рисунки к играм, задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления.

Методическое обеспечение реализации программы

Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности.

Нормативно – правовая документация. Методическое пространство.

https://mosmetod.ru/

Библиотека МЭШ

Список литературы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов – М.: Просвещение, 2010.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов; под ред. А.Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления – Волгоград, 2004.
  4. Никольская И.Л. Гимнастика для ума – М: Экзамен, 2009.
  5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю. Демидова; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы – Ростов-на-Дону, 2008.

Приложение 1

КАЛЕНДАРНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

Дата

проведения

занятия

Тема занятия

Форма

проведения

занятия

Место

проведения занятия

1

03.09.21.

Техника безопасности (вводный инструктаж). Организационное занятие

Входной контроль

2

10.09.21.

Закономерности в чередовании признаков

Беседа. Игровые упражнения

3

17.09.21.

Классификация по какому-то признаку

Беседа. Игровые упражнения

4

24.09.21.

Сравнение предметов по признакам

Игра. Практикум

5

01.10.21.

Тест «Сравнение»

Текущий контроль

6

08.10.21.

Состав предметов

Тренировочные упражнения

7

15.10.21.

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет»

Игры и упражнения

8

22.10.21.

Найди отличия

Игры и упражнения

9

29.10.21.

Комбинаторика. Перестановки, размещения

Практикум. Игра

10

12.11.21.

Перестановки. Размещения. Сочетания

Практикум. Игра

11

19.12.21.

Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

Игры и упражнения

12

26.11.21.

Результат действия предметов. Обратные действия

Сообщения, игровые упражнения

13

03.12.21.

Порядок действий. Последовательность событий

Игры и упражнения

14

10.12.21.

Функциональные признаки предметов

Разгадывание и составление ребусов

15

17.12.21.

Симметрия. Симметричные фигуры

Практикум. Игра

16

24.12.21.

Логическая операция «и»

Промежуточный контроль

17

14.01.22.

Техника безопасности (повторный инструктаж). Координатная сетка

Решение логических задач

18

21.01.22.

Решение логических задач и задач-шуток

Игровые упражнения

19

28.01.22.

Результат действия предметов

Рассказ. Игровые упражнения

20

04.02.22.

Обратные действия

Игровые упражнения

21

11.02.22.

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток

Игровые упражнения

22

18.02.22.

Тест «Отношения»

Текущий контроль

23

25.02.22.

Порядок действий, последовательность событий

Практическая работа

24

04.03.22.

Комбинаторика. Размещение, сочетание

Игровые упражнения

25

11.03.22.

Составление загадок, чайнвордов

Практикум. Игра

26

18.03.22.

Множество. Элементы множества

Практикум. Игра

27

25.03.22.

Классификация по одному свойству

Ситуационные игры

28

01.04.22.

Тест «Классификация»

Текущий контроль

29

08.04.22.

Способы задания множества

Решение занимательных задач

30

15.04.22.

Сравнение множеств

Решение занимательных задач

31

22.04.22.

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность)

Решение занимательных задач

32

29.04.22.

Решение задач с использованием понятий о множествах

Математические конкурсы

33

06.05.22.

Выражения и высказывания

Практическая работа

34

13.05.22.

Высказывания со связками «и», «или»

Ситуационные игры

35

20.05.22.

Отрицание

Ситуационные игры

36

27.05.22.

Наши достижения

Итоговый контроль