РП Скоро в школу
рабочая программа (1 класс)

Пояснительная записка

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для развития компонентов психологической готовности детей к обучению в школе.

Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет социально-гуманитарную направленность.

Уровень программы – ознакомительный. Данная образовательная программа адаптирована к условиям дополнительного образования, которое позволяет обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя.

Актуальность программы подтверждается реалиями современного общества, так как в современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Последние исследования психологов показали, что о готовности ребенка к школе надо судить не только по его интеллектуальным умениям (умению читать и считать), но также другим показателям:

  • Поведенческий показатель, то есть умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции: сидеть в течение учебного часа за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его требования.
  • Мотивационный показатель, то есть желание ребенка учиться, принятие на себя «роли ученика», переход его внутренней позиции от дошкольника к школьнику.
  • Показатель познавательного развития, который включает в себя знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи (способность к обобщению, сравнению, проведению аналогий, как в наглядном, так и в речевом плане). Сюда можно отнести и уровень развития мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации, что на практике проявляется в способности ребенка без особых затруднений списать с доски или написать то, что говорит учитель.
  • Если ребенок способен сохранять внимание и работоспособность в течение 30 минут в коллективе сверстников, подчинять свои игровые мотивы учебным, если его познавательная мотивация выходит за рамки дошкольного уровня, мы можем говорить о его готовности к школьному обучению.

Реализация данной образовательной программы вызвана стремлением использовать возможности данного возраста, наиболее благоприятного для овладения начальными знаниями чтения.

Педагогическая целесообразность программы заключается в общении детей между собой и с педагогом на занятиях в атмосфере непринуждённого общения, игрового творчества и раскованности. Проговаривание слов и выполнение движений с опорой на зрительный образ помогают запоминать новые слова и команды, создавая в памяти устойчивый звуковой образ. Процесс знакомства детей с окружающим миром строится на полученных в процессе занятий коммуникативных отношениях. Этому помогает педагог, который в силу своего опыта и педагогического образования отвечает на любые вопросы детей. Психологами признано, что в дошкольном возрасте воспитанию творческой личности может содействовать хорошо организованная творческая среда. Овладевая первоначальными знаниями в этом возрасте, ребёнок не только легко усваивает их, но и получает возможность в дальнейшем легко усваивать строение родного языка. Так как в дополнительной образовательной программе используется большой объём коммуникативных навыков (умение слушать и слышать друг друга, встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях), у детей развиваются такие качества, как общительность и любознательность, чувство товарищества и взаимовыручки. Программа состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.  Необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Основная цель данной программы – развитие компонентов психологической готовности детей к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._skoro_v_shkolu.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № » 

________________________________________________________________________________________

«ПРИНЯТО»

на заседании

Педагогического совета № _____

«_____» ________________ 2023г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ № _________ от _____________

Директор ГБОУ Школа №

_____________________

«____» _______________________ 2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

Скоро в школу

Направленность программы: социально-педагогическая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 3 месяца

Количество часов в год: 12

Педагог, реализующий программу:

________________________________

                   

Москва, 2023

  1. Пояснительная записка

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для развития компонентов психологической готовности детей к обучению в школе.

Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет социально-гуманитарную направленность.

Уровень программы – ознакомительный. Данная образовательная программа адаптирована к условиям дополнительного образования, которое позволяет обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя.

Актуальность программы подтверждается реалиями современного общества, так как в современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Последние исследования психологов показали, что о готовности ребенка к школе надо судить не только по его интеллектуальным умениям (умению читать и считать), но также другим показателям:

  • Поведенческий показатель, то есть умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции: сидеть в течение учебного часа за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его требования.
  • Мотивационный показатель, то есть желание ребенка учиться, принятие на себя «роли ученика», переход его внутренней позиции от дошкольника к школьнику.
  • Показатель познавательного развития, который включает в себя знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи (способность к обобщению, сравнению, проведению аналогий, как в наглядном, так и в речевом плане). Сюда можно отнести и уровень развития мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации, что на практике проявляется в способности ребенка без особых затруднений списать с доски или написать то, что говорит учитель.
  • Если ребенок способен сохранять внимание и работоспособность в течение 30 минут в коллективе сверстников, подчинять свои игровые мотивы учебным, если его познавательная мотивация выходит за рамки дошкольного уровня, мы можем говорить о его готовности к школьному обучению.

Реализация данной образовательной программы вызвана стремлением использовать возможности данного возраста, наиболее благоприятного для овладения начальными знаниями чтения.

Педагогическая целесообразность программы заключается в общении детей между собой и с педагогом на занятиях в атмосфере непринуждённого общения, игрового творчества и раскованности. Проговаривание слов и выполнение движений с опорой на зрительный образ помогают запоминать новые слова и команды, создавая в памяти устойчивый звуковой образ. Процесс знакомства детей с окружающим миром строится на полученных в процессе занятий коммуникативных отношениях. Этому помогает педагог, который в силу своего опыта и педагогического образования отвечает на любые вопросы детей. Психологами признано, что в дошкольном возрасте воспитанию творческой личности может содействовать хорошо организованная творческая среда. Овладевая первоначальными знаниями в этом возрасте, ребёнок не только легко усваивает их, но и получает возможность в дальнейшем легко усваивать строение родного языка. Так как в дополнительной образовательной программе используется большой объём коммуникативных навыков (умение слушать и слышать друг друга, встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях), у детей развиваются такие качества, как общительность и любознательность, чувство товарищества и взаимовыручки. Программа состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.  Необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Основная цель данной программы – развитие компонентов психологической готовности детей к обучению в школе.

.

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

  1. Развивать предпосылки к учебной деятельности (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию) ребенка.
  2. Развивать навыки произвольной регуляции поведения.
  3. Формировать устойчивую самооценку и уверенность в своих силах, умение посмотреть на себя со стороны.
  4. Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми.
  5. Развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь, мышление.
  6. Развивать общую и мелкую моторику, графические навыки.
  7. Формировать эмоционально-положительное отношение к школе.

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.

Отличительная особенность данной программы в том, что она решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Срок реализации программы 3 месяца (07.02.2023г. – 25.04.2023г.)

Объем (общее количество учебных часов) программы 1 занятие в неделю. Общее количество часов – 12.

Форма организации образовательной деятельности – групповая. Так как программа рассчитана на дошкольный возраст детей от 5 до 7 лет, на занятиях возможен индивидуально-личностный подход к обучающимся.

Режим занятий – занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность занятия соответствует требованиям СанПиНов 2.4.1.1249–03, составляет 30 минут, и включают здоровьесберегающие технологии:

  • организационные моменты;
  • физкультминутки;
  • динамические паузы;
  • проветривание помещения;
  • перерывы.

Планируемые результаты всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать с взрослыми и сверстниками, готовность к школьному обучению.

У детей будут развиты:

  • визуальная и звуковая память;
  • познавательная деятельность;
  • речевая активность;
  • чувство коммуникативной целесообразности высказывания;
  • мышление, эмоции, внимание, воображение, воля, память, а также познавательные и языковые способности;
  • сформировано осознанное отношение к родному языку;
  • сформированы навыки межличностного общения, навыки самоконтроля и контроля деятельности других детей;
  • сформированы навыки учебной деятельности.

Будут воспитаны такие качества как:

  • доброжелательность и вежливость;
  • культура межличностного общения;
  • интерес к чтению.

Основной формой реализации дополнительной образовательной программы является проведение открытых занятий для педагогов и родителей.

Структура занятий:

  • Водная часть – приветствие. Помогает сосредоточить внимание детей, настроить их на работу. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость для группы и причастность к ней, запомнить определенный речевой оборот.
  • Основная часть. Здесь решаются главные задачи занятия, используются упражнения на развитие познавательных процессов, развитие мелкой моторики, может включать в себя элементы диагностики. В качестве отдыха используются подвижные игры на развитие внимания, коммуникативные игры.
  • Заключительная часть – итог занятия. Позволяет детям высказать и обобщить впечатления от занятия, осознать чувства и эмоциональные переживания, развивает рефлексию. Ритуал прощания – это своеобразная «точка» в занятии.

  1. Содержание программы

Учебный (тематический) план

Название

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

раздела

темы

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

Знакомство с детьми. Техника безопасности

0,5

0,5

1

Диагностика

2

Формирование элементарных учебных представлений

Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания.

Let’s play with the hedgehog! Рефлексия

1,5

9,5

11

Диагностика

ИТОГО

2

10

12

Содержание учебного (тематического) плана

Вводное занятие

Знакомство с детьми. Техника безопасности. Приветствие   «Вежливые слова». Упражнение «Школьные правила». Упражнение «Школа для животных». Игра «Пчелы». Задание для диагностики тонкой моторики, произвольности и зрительно-моторной координации. Let’s play with the hedgehog! Итог занятия. Ритуал прощания «Башня дружбы».

Формирование элементарных учебных представлений

Приветствие «Вежливость», «Искра», «Я рад тебя видеть!», «Передай улыбку», «Комплимент». Упражнение «Кто что вспомнит?». Пальчиковая гимнастика. Тест «Корректурная проба». Задание для диагностики пространственных представлений. Игра «Зеркало». Игра «Смысловые прятки». Тренинг навыков школьного поведения. Упражнение «Похлопаем, потопаем». Упражнение «Занимательные задания». Игра «Мгновенное построение». Упражнение «складываем и считаем». Упражнение «Графический диктант». Игра «Ах, какой я молодец!». Упражнение «Выкладываем из счетных палочек». Упражнение «Классификация». Игра «Робот». Упражнение «Правильно-не правильно». Упражнение «Клеточный диктант». Игра «Тух-тиби-дух». Упражнение «Что в мешочках?». Рисование «Подарок другу». Упражнение «Мостик дружбы». Упражнение «Кто так говорит?». Упражнение «Слушаем и выполняем». Игра «Путаница». Упражнение «Мое – не мое». Упражнение «Мишень». Разминка (Вопросы). Упражнение «Четвертый лишний». Задание «Дорисуем, чтобы стали одинаковыми». Игра «Мгновенное построение». Упражнение «Угадай букву». Упражнение «Мишень». Игра «Передай мяч». Диагностическое задание на  выявление преобладания учебной или игровой мотивации. Игра «Да» и «Нет» не говорим». Игра «Дружный паровозик». Упражнение «Посмотрим,    запомним, нарисуем». Логические задачи «Домики». Let’s play with the hedgehog! Итог занятия. Ритуал прощания «Башня дружбы». 

  1. Формы аттестации и оценочные материалы

Цель аттестации: выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня развития творческих знаний, практических умений и навыков, соответствие прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы.

Содержание аттестации:

Виды контроля:

  • входной контроль (проводится в начале учебного года в виде опроса);
  • промежуточный контроль;
  • итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы).

Формы аттестации и оценочные материалы:

  • беседа;
  • опрос;
  • диагностика.

Критерии оценки результативности обучения:

Уровень усвоения Программы

Результат

Минимальный уровень освоения Программы

Обучающиеся не приобрели предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений, навыков.  

Базовый уровень освоения Программы

Обучающиеся  стабильно занимаются, выполняют учебную программу, ориентируются в изученном материале с помощью взрослого.  

Повышенный уровень освоения Программы

Обучающиеся проявляют устойчивый интерес к изучаемому предмету. Выполняют Программу. Самостоятельно выполняют простейшие графические упражнения и задания. Активно откликаются на выполнение заданий, эмоционально положительно реагируют на участие в заданиях. 

Творческий уровень освоения Программы

Обучающиеся выполняют Программу. Дополнительно самостоятельно занимаются. Проявляют ярко выраженные способности к изучаемому предмету.

IV. Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: 

- помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;

- оборудование (мебель, аппаратура: ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)

- модели звуков, иллюстрации.

Размещение учебного оборудования соответствует требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание уделяется рабочему месту воспитанника.

Учебно – методическое и информационное обеспечение:

  • Энциклопедический материал.
  • Компьютерное, мультимедийное оборудование. Интерактивная доска Promethean.

Кадровое обеспечение программы.

Программу реализует педагог дополнительного образования.

Дидактическое обеспечение реализации программы.

  • Демонстрационные пособия.
  • Художественная литература.
  • Материалы Московской электронной школы.

Методическое обеспечение реализации программы.

  • Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др.: М., Просвещение, 2012
  • Методические рекомендации к программе "Преемственность". Пособие для педагогов / Федосова Н.А., Белова Т.В., Солнцева В.А. и др.: М., Просвещение, 2012

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли я к школе? Пособие для детей 5—7 лет. – М.: «Просвещение», 2018
  2. В.Г. Горецкий Н.А. Федосова «От слова к букве» Ч-1,2. – М.: «Просвещение», 2018г.

Приложение № 1

Календарный (тематический) план

Дата

проведения

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма

проведения

занятия

Место

проведения занятия

1

07.02.2023

1

Техника безопасности (вводный инструктаж). Диагностика. «Школьные правила». Башня дружбы

Let’s play with the hedgehog!

Комплексное занятие

ШК № 1

каб. № 22

2

14.02.2023

1

Пространственные представления.

Let’s play with the hedgehog!

Комплексное занятие

ШК № 1

каб. № 22

3

21.02.2023

1

Тренинг навыков школьного поведения. «Складываем и считаем».

Let’s play with the hedgehog!

Комплексное занятие

ШК № 1

каб. № 22

4

28.02.2023

1

«Ах, какой я молодец!» «Классификация».

Let’s play with the hedgehog!

Комплексное занятие

ШК № 1

каб. № 22

5

07.03.2023

1

«Говорит один – говорим хорошо». «Фигурный диктант».

 Let’s play with the hedgehog!

Комплексное занятие

ШК № 1

каб. № 22

6

14.03.2023

1

«Правильно-не правильно».  исование «Подарок другу».

Let’s play with the hedgehog!

Комплексное занятие

ШК № 1

каб. № 22

7

21.03.2023

1

Техника безопасности (повторный инструктаж)

«Я рад тебя видеть!» «Симметрия».

Сенсомоторные упражнения.

Let’s play with the hedgehog!

Комплексное занятие

ШК № 1

каб. № 22

8

28.03.2023

1

 «Что следующее?», «Закончи предложения», «Паутинка дружбы»

Let’s play with the hedgehog!

Комплексное занятие

ШК № 1

каб. № 22

9

04.04.2023

1

 «Я хожу в школу, потому что…»

«Посмотрим,  запомним, нарисуем»

Let’s play with the hedgehog!

Комплексное занятие

ШК № 1

каб. № 22

10

11.04.2023

1

«Мостик дружбы» «Кто так говорит?» «Слушаем и выполняем»

Let’s play with the hedgehog!

Комплексное занятие

ШК № 1

каб. № 22

11

18.04.2023

1

 «Четвертый лишний», «Дорисуем, чтобы стали одинаковыми», «Мгновенное построение»

Let’s play with the hedgehog!

Комплексное занятие

ШК № 1

каб. № 22

12

25.04.2023

1

Итоговый контроль. Диагностическое задание на  выявление преобладания учебной или игровой мотивации

Логические задачи «Домики»

Let’s play with the hedgehog!

Комплексное занятие

ШК № 1

каб. № 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Статья "Первоклашка скоро в школу"

Статья предназначена для родителей будущих первоклассников....

Буклет "Скоро в школу"

Рекомендации для родителей первоклассников....

Скоро в школу!

Вот и наступил год и приближается тот день, когда ваши дочка или сын впервые войдут в школьный класс. Но еще раньше начинается тревожный и радостный этап жизни – подготовка ребенка к школе....

Родительское собрание Скоро в школу

Как  приготовить ребёнка в школу? как выбрать портфель. чтоб сохранить здоровья? На эти вопросы есть ответы в презентации к родительскому собранию...

Скоро в школу. Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?

Скоро в школу.Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?...

Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории

Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта  начального  общего...