Юным умникам и умницам
рабочая программа (3 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности, направленная на развитие познавательных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmy_yunym_umnitsam_i_umnikam.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа интеллектуального развития учащихся «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»

Пояснительная записка

Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

–  программы КУРСА « Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»  (базовый уровень);

– авторскому пособию О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам 8-9 лет (3 класс) .

Предлагаемая программа разбита на несколько направлений:

  • Задания на развитие внимания;
  • Задания на развитие памяти;
  • Задания на развитие воображения;
  • Задания на развитие логического мышления.

Задания направлены на создание положительной мотивации,   на формирование познавательного интереса   к знаниям. Система представленных на занятиях по РПС задач  и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  • Формирование  и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  • Развитие речи.
  • Развитие мышления (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).
  • Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).
  • Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).

На изучение курса отводится 34 часа, 1 занятие в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут.

– Холодова О.А. «Юным умникам и умницам 8-9 лет (3 класс): учебник-тетрадь: в 2 ч./ О.А.Холодова. – М.: РОСТ книга,2010 г.

– Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей  8-9  лет (3 класс)./

– Холодова О.А. «Юным умникам и умницам 8-9 лет (3 класс) Методическое пособие + Программа курса «РПС». – 3-е изд; -М.: РОСТкнига, 2010.

Универсальные учебные действия. 3 класс.

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Информатика, логика, математика» во 3-м классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Информатика, логика, математика» во 3-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 3-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Информатика, логика, математика» во 3-м классе являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны уметь:

  • Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
  • делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику;
  • называть противоположные по смыслу слова; решать задачи,  решать задачи на смекалку;
  • точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
  • уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
  • узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
  • составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
  • заполнять магические квадраты размером 3×3;
  • находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
  • находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
  • находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
  • проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
  • объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
  • уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса

Тематический (годовой) план кружка «Математика, информатика, логика»

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Предмет логика, или как мы познаём мир

1

06.09.13

2.

Логически - поисковые задания. Анаграмма.

1

13.09.13

3.

Анализ и синтез. Анаграмма.

1

20.09.13

4.

Сравнение. Обобщение.

1

27.09.13

5.

Поиск закономерностей.

1

04.10.13

6.

Совершенствование воображения. Ребусы. Изографы.

1

11.10.13

7.

Решение задач с рассуждением.

1

18.10.13

8.

Подмечаем, сравниваем, анализируем, обобщаем.

1

25.10.13

9.

Тренировка зрительной памяти. Анаграммы.

1

1.11.13

10.

Поиск закономерностей. Ребусы

1

15.11.13

11.

Развитие быстроты реакции. Математические фокусы.

1

22.11.13

12.

Абстракция. Классификация. Конкретизация.

1

29.11.13

13.

Учись решать, стараясь рассуждать.

1

06.12.13

14.

Подготовка к олимпиаде «Медвежонок».

1

13.12.13

15.

Подготовка к олимпиаде «Медвежонок».

1

20.12.13

16.

Воображение. Логические задачи. Анаграммы.

1

27.12.13

17.

Анализ и синтез. Считай, смекай!

1

17.01.14

18.

Найди закономерность.

1

24.01.14

19.

Изографы. Ребусы. Лабиринт.

1

31.01.14

20.

Развитие быстроты реакции. Игра «Шифровальщик».

1

07.02.14

21.

Логические задачи. Анаграммы.

1

14.02.14

22.

Геометрические задачи. Найди закономерность

1

21.02.14

23.

Воображение. Ребусы. Весёлая геометрия.

1

28.02.14

24.

Классификация. Игра «Допиши слова».

1

07.03.14

25.

Игра «Прочитай поговорку». Занимательная геометрия. Анаграммы. Палиндром. Игра «Слова». Игра «Угадай

1

14.03.14

26.

Упражнение «Пары слов». «Что лишнее?». Ребусы. Логические задачи.

1

21.03.14

27.

«Составь пословицу». «Найди лишнее». Ребусы. «Отгадай слово». Игра «Кто быстрее». «Весёлые вопросы».

1

04.04.14

28.

«Продолжи ряд». Числовая головоломка. Занимательная задача. «Какое слово лишнее?»

1

11.04.14

29.

Палиндромы. «Отгадай слова». «Кто быстрее». Занимательные вопросы. Занимательная лесенка.

1

18.04.14

30.

Ребусы. Задача на смекалку. Задача-шутка. Загадки. Логические задачи.

1

25.04.14

31.

Разминка. «Тренируем зрительную память». «Произнесите наоборот». Ребусы.

1

16.05.14

32.

Итоговое занятие

1

23.05.14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам" 4 класс

Тематическое планирование групповых занятий "Юным умникам и умницам"  4 класс...

Дополнительная образовательная программа "Юным умникам и умницам"

Программа кружка для 2 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием...

Программа дополнительного образования "Юные умники и умницы"

Проблема реализации ФГОС в образовательном процессе актуальна в первую очередь для начальной школы. В соответствии с требованиями ФГОС мною разработана  дополнительная образовательная прог...

презентация к уроку Юным умникам и умницам. 6 занятие. Разминка

Презентация к уроку "Юным умникам и умницам"  Холодова 6 занятие. Разминка....

"Развитие познавательных процессов учащихся младших классов на занятиях курса «Юные умники и умницы» в рамках введения ФГОС".

Предлагаю знакомство с курсом "Юным умникам и умницам", который я веду в рамках внеурочной деятельности....

Развивающее занятие в ГПД "Юным умникам и умницам" 2 класс

На данном занятии предлагаются интересные игры и задания для расширения знаний о животных, словарного запаса учащихся, развития  речи, логического мышления, совершенствования воображения...........

Внеклассное занятие "Юным умникам и умницам" по теме "Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи."

Данное занятие проводится в рамках программы "Работа с одаренными детьми" и способствует развитию познавательных способностей учащихся....