Исследовательская деятельность в экологическом образовании младших школьников
методическая разработка
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_v_obrazovanii_mladshih_shkolnikov.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность в экологическом образовании младших школьников.
Лазарева И.Н. педагог дополнительного образования
МАУДО г. Калининграда ДЮЦ «На Комсомольской»
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа. Теоретические знания, полученные обучающимися на занятиях, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить свои наблюдения.
Среди современных педагогических технологий особое место занимают проектная и учебно-исследовательская деятельность. Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира
Проект и исследование не тождественны.
Проектирование - это творчество по плану, в определённых контролируемых рамках. В то время как исследование это творчество в чистом виде.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся могут дополнять друг друга: исследование как предварительный, заключительный (определение результативности) этап проекта и проект как один из этапов исследования.
При планировании и организации исследовательской деятельности младших школьников необходимо опираться на уже имеющиеся знания и умения, а также с учетом возрастных особенностей.
Цель исследовательской деятельности:
- формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству
Задачи исследовательской деятельности в начальной школе:
· знакомство с проведением учебных исследований;
· развитие творческой исследовательской активности;
· стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
· ознакомление с научной картиной мира;
· вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.
Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.
Выделяют 3 типа исследовательских работ:
1.Теоретическое исследование.
Изучение и описание определенной проблемы, явления, действия, факта, а итогом являются выводы, сделанные на основе анализа собранной информации (данных)
2.Экспериментальная работа.
Эксперимент предполагает не просто наблюдение, а наблюдение с изменяемыми условиями. Итогом являются выводы, сделанные на основе анализа полученных данных в ходе эксперимента
3.Теоретико-экспериментальная работа.
Эксперименту предшествует теоретический расчет. Эксперимент должен подтвердить или опровергнуть полученные теоретические результаты. Может быть и наоборот. Сначала вы проводите эксперимент, а затем подтверждаете результаты теоретическим расчетом.
Существует два вида исследования по длительности: экспресс – исследования и долговременные исследования.
Экспресс-исследование.
Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития.
Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.
Этой формой исследования я пользуюсь во время проведения с ребятами экскурсий и фенологических наблюдений в природе, используя приём сравнения, наблюдения, сюрпризного, игрового момента. Часто свои исследования ребята выполняют для сказочных героев Почемучки, Незнайки, Лесовичка, Феи Цветов и др.
Осенью мы с ребятами исследуем обитателей листового опада «Кто- кто в листьях живёт?»
Берём охапку листьев, трясём над белой тканью или листом бумаги и видим всех жучков и паучков, улиток. Ребята определяют их и делают вывод, что опавшие листья – это дом для многих живых организмов.
Во время экскурсий, проводим исследование
«Деревья школьного двора» (По внешнему виду определить название дерева)
«Отличие деревьев и кустарников» (Один толстый ствол у дерева, у кустарника много тонких)
«Кора деревьев и кустарников» (У дерева толстая кора, у кустарника тонкая)
«Мхи и лишайники»
Долговременные исследования
Участвуем в операции «Листопад», где исследуем осенние изменения деревьев
Опыт - наблюдение
Поводится в специально созданных условиях
Растение в тёплом и прохладном месте (зависимость от тепла)
Растение в тёмном и светлом месте (зависимость от освещения)
Растение с водой и без воды (необходимость воды для роста растений)
Выращивание фасоли
Фасоль замочить, посадить, поливать, фиксировать этапы роста в зарисовках.
Вывод: зависимоть растений от освещения, тепла, воды.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:
1) выбор темы;
2) постановка цели и задач;
3) гипотеза исследования;
4) организация исследования;
5) подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли педагога. Главное для педагога – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка
1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется педагогом, но каждый ребёнок вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В 3 -4 классах многие уже могут сами выбрать тему исследования
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектно-исследовательская деятельность.
Так работая над проектом «Поможем зимующим птицам»
Этот проект познавательно – исследовательский, групповой долгосрочный.
Выдвинули гипотезу:
Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь птицам пережить зимний холод и бескормицу, то можно сохранить их численность.
Была определена цель: Сформировать экологические знания о зимующих птицах, ответственное бережное отношение к ним.
Были поставлены задачи:
Повысить экологическую культуру
Вызвать интерес к окружающему миру
Сформировать реалистическое представление о природе.
Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособленности к среде обитания
Провести исследование о выживаемости птиц в зимний период.
Мотивировать на добрые поступки.
Предполагаемый результат:
Расширить кругозор о зимующих птицах.
Повысить познавательную активность.
Активное участие в практической помощи птицам в трудных, зимних условиях.
Мы с ребятами наметили план работы.
Ребята, участвовавшие в проекте, разделились на группы:
Одна группа исследовала познавательную, энциклопедическую литературу о птицах;
зимующих птиц нашей области, наблюдала за птицами.
Вторая группа изучала проблемы зимующих птиц, правильную подкормку птиц, изготавливали листовки с призывом помочь птицам.
Третья группа ребят занималась подборкой художественной литературы, интересными фактами о птицах.
Этапы проекта
Подготовительный этап
(Расширить представление о птицах, приспособленности, особенностях их поведения и питания.)
Обсуждение целей и задач с детьми и родителями.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Вывод: зимующим птицам нужно помогать.
Основной этап
Цикл бесед о зимующих, птицах, сообщения, экоуроки «Как правильно сделать кормушку», «Чем можно кормить птиц, а чем нельзя».
Изготовление кормушек.
Выставка кормушек.
Экологическая акция «Птичья столовая» (Подкормка птиц)
Наблюдение исследование:
«Птицы школьного двора», «Гости птичьей столовой», «Следы на снегу», «Голоса птиц».
Творческая деятельность
Выставка рисунков «Моя любимая птичка»,
книжки самоделки.
Исследование «Интересные факты о птицах»
Птицы сидят нахохлившись, не летают, т.к. в полёте мёрзнут намного быстрее.
Форма клюва птицы соответствует типу еды.
Птицы не могут потеть.
Зоб самки голубя выделяет самое настоящее птичье молоко.
Чайки могут пить солёную воду, т.к. у них гланды способны фильтровать соль.
Заключительный этап
Презентация проекта у первоклассников и дошкольников.
Изготовили буклет «Зимующие птицы»
Анализ полученных результатов, сравнение того, что получилось, с тем, что было задумано.
Оценка пользы проведённой работы по подкормке птиц.
Вывод:
Работая над проектом ребята на практике убедились:
Если регулярно подкармливать птиц, то это помогает им выжить в зимний холод и бескормицу. Таким образом, можно сохранить численность зимующих птиц.
Применяя в учебном процессе исследовательские методы, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания обучения, разнообразить формы организации учебной деятельности.
Важно в учебном процессе дать каждому ребёнку возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе самодостаточную личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...
Что такое экологическое образование младшего школьника?
Реферат для магистратуры...
ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...
Использование комнатных растений в экологическом образовании младших школьников.
Согласно отечественной традиции, преподавание экологии детям младшего и среднего возраста в значительной степени основано на приоритете естественно-научных знаний, но, по мнению ученых, приорите...
Учебный проект как средство экологического образования младших школьников
Методическая разработка посвящена экологическому образованию младших школьников через проектную деятельность. Она раскрывает, как формировать и развивать экологиче...
«Экологическое образование младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной ...
Внеурочная деятельность как способ повышения качества экологического образования младших школьников
Внеурочная деятельность как способ повышения качества экологического образования младших школьников на уроках окружающего мира...