Исследовательская деятельность в экологическом образовании младших школьников
методическая разработка

Лазарева Ирина Николаевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Исследовательская деятельность  в экологическом образовании младших  школьников.

Лазарева И.Н. педагог дополнительного образования

МАУДО г. Калининграда ДЮЦ «На Комсомольской»


Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа. Теоретические знания, полученные обучающимися на занятиях, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить свои наблюдения.

Среди современных педагогических технологий особое место занимают проектная и учебно-исследовательская деятельность. Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира

Проект и исследование не тождественны.

Проектирование - это творчество по плану, в определённых контролируемых рамках. В то время как исследование это творчество в чистом виде.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся могут дополнять друг друга: исследование как предварительный, заключительный (определение результативности) этап проекта и проект как один из этапов исследования.

При планировании и организации исследовательской деятельности младших школьников необходимо опираться на уже имеющиеся знания  и умения, а также с учетом возрастных особенностей.

Цель исследовательской деятельности:

- формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству

Задачи исследовательской деятельности в начальной школе:

·  знакомство с проведением учебных исследований;

·  развитие творческой исследовательской активности;

·  стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным    наукам;

·  ознакомление с научной картиной мира;

·  вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат.

Выделяют 3 типа исследовательских работ:

1.Теоретическое исследование.

Изучение и описание определенной проблемы, явления, действия, факта, а итогом являются выводы, сделанные на основе анализа собранной информации (данных)

2.Экспериментальная работа.

Эксперимент предполагает не просто наблюдение, а наблюдение с изменяемыми условиями. Итогом являются выводы, сделанные на основе анализа полученных данных в ходе эксперимента

3.Теоретико-экспериментальная работа.

Эксперименту предшествует теоретический расчет. Эксперимент должен подтвердить или опровергнуть полученные теоретические результаты. Может быть и наоборот. Сначала вы проводите эксперимент, а затем подтверждаете результаты теоретическим расчетом.

Существует два вида исследования по длительности: экспресс – исследования и долговременные исследования. 

Экспресс-исследование.

Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития.

Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Этой формой исследования я пользуюсь во время проведения  с ребятами экскурсий и фенологических наблюдений в природе, используя приём сравнения, наблюдения, сюрпризного, игрового момента. Часто свои исследования ребята выполняют  для сказочных героев  Почемучки, Незнайки, Лесовичка, Феи Цветов и др.

Осенью мы с ребятами исследуем обитателей листового опада «Кто- кто в листьях живёт?»

Берём охапку листьев, трясём над белой тканью или  листом бумаги и видим всех жучков и паучков, улиток. Ребята определяют их и  делают вывод, что опавшие листья – это дом для многих живых организмов.

Во время экскурсий, проводим исследование

«Деревья школьного двора» (По внешнему виду определить название дерева)

«Отличие деревьев и кустарников» (Один  толстый ствол у дерева, у кустарника много тонких)

 «Кора деревьев и кустарников»  (У дерева толстая кора, у кустарника тонкая)

«Мхи и лишайники»

  Долговременные исследования

Участвуем в операции «Листопад», где  исследуем осенние изменения деревьев

Опыт - наблюдение

Поводится в специально созданных условиях

Растение в тёплом и прохладном месте (зависимость от тепла)

Растение в тёмном и светлом месте (зависимость от  освещения)

Растение с водой и без воды (необходимость воды для роста растений)

Выращивание фасоли

Фасоль  замочить, посадить, поливать, фиксировать этапы роста в зарисовках.

 Вывод: зависимоть растений от освещения, тепла, воды.  

           

       

Любая исследовательская работа  состоит из нескольких этапов:

1) выбор темы;

2) постановка цели и задач;

3) гипотеза исследования;

4) организация исследования;

5) подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли педагога. Главное для педагога – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка

1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется педагогом, но каждый ребёнок вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

В 3 -4 классах многие  уже могут сами выбрать тему исследования

Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектно-исследовательская деятельность.

Так работая над проектом «Поможем зимующим птицам»  

Этот проект познавательно – исследовательский, групповой долгосрочный.

Выдвинули гипотезу:

Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь птицам пережить зимний холод и бескормицу, то можно сохранить их численность.      

Была определена цель: Сформировать экологические знания о зимующих птицах, ответственное бережное отношение к ним.

 Были поставлены задачи: 

Повысить экологическую культуру

Вызвать интерес к окружающему миру

Сформировать реалистическое представление о природе.

Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособленности к среде обитания

Провести исследование о выживаемости птиц  в зимний период.

Мотивировать на добрые поступки.

Предполагаемый результат:

Расширить кругозор о зимующих птицах.

Повысить познавательную активность.

Активное участие в практической помощи птицам в трудных, зимних условиях.

Мы с ребятами наметили план работы.

Ребята, участвовавшие в проекте, разделились на группы:

Одна группа исследовала познавательную, энциклопедическую  литературу о птицах;

зимующих птиц нашей области, наблюдала за птицами.

Вторая группа   изучала проблемы зимующих птиц, правильную подкормку птиц, изготавливали листовки с призывом помочь птицам.

 Третья   группа ребят занималась подборкой художественной литературы, интересными фактами о птицах.

Этапы проекта

Подготовительный этап

(Расширить представление о птицах, приспособленности, особенностях их поведения и питания.)

Обсуждение целей и задач с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Вывод: зимующим птицам нужно помогать.

Основной этап

Цикл бесед о зимующих, птицах, сообщения, экоуроки «Как правильно сделать кормушку», «Чем можно кормить птиц, а чем нельзя».

Изготовление кормушек.

Выставка кормушек.

Экологическая акция «Птичья столовая» (Подкормка птиц)

Наблюдение исследование:

«Птицы школьного двора», «Гости птичьей столовой», «Следы на снегу», «Голоса птиц».

Творческая деятельность

Выставка рисунков «Моя любимая птичка»,

книжки самоделки.

Исследование «Интересные факты о птицах»

Птицы сидят нахохлившись, не летают, т.к. в полёте  мёрзнут намного быстрее.

Форма клюва птицы соответствует типу еды.

Птицы не могут потеть.

Зоб самки голубя выделяет самое настоящее птичье молоко.

Чайки могут пить солёную воду, т.к. у них гланды способны фильтровать соль.

Заключительный этап

Презентация проекта у первоклассников и дошкольников.

Изготовили буклет «Зимующие птицы»

Анализ полученных результатов, сравнение того, что получилось, с тем, что было задумано.

Оценка пользы проведённой работы по подкормке птиц.

Вывод:

Работая над проектом ребята на практике убедились:

Если регулярно подкармливать птиц, то это помогает им выжить в зимний холод и бескормицу. Таким образом, можно сохранить численность зимующих птиц.

Применяя  в учебном процессе исследовательские методы, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания обучения, разнообразить формы организации учебной деятельности.

 Важно в учебном процессе дать каждому ребёнку возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе самодостаточную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.

Одна из важнейших задач современной школы  – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Использование комнатных растений в экологическом образовании младших школьников.

Согласно отечественной традиции, преподавание экологии детям младшего и среднего возраста в значительной степени основано на приоритете  естественно-научных знаний, но, по мнению ученых, приорите...

Учебный проект как средство экологического образования младших школьников

Методическая разработка посвящена экологическому образованию младших школьников через проектную деятельность. Она раскрывает, как формировать и развивать экологиче...

«Экологическое образование младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной ...

Внеурочная деятельность как способ повышения качества экологического образования младших школьников

Внеурочная деятельность как способ повышения качества экологического образования младших школьников на уроках окружающего мира...