Копилка приёмов формирования читательской грамотности
презентация к уроку

Миронова Марина Николаевна

Чтобы научить ребёнка понимать и находить для себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kopilka_priemov.ppt2.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОПИЛКА ПРИЁМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Презентацию подготовили: МО учителей начальных классов МОАУ «Моготская СОШ» Тындинского муниципального округа Амурской области

Слайд 2

«Чтение по частям» « Реклама книги » « Создание диафильма » « Драматизация » « Крестики-нолики » «Ромашка вопросов» « Синквейн » «Работа с вопросником» «Знаю, узнал, хочу узнать» «Мозговой штурм» «Уголки» «Написание творческих работ» «Создание викторины» «Логическая цепочка» «Тонкие и толстые вопросы» «Шапка вопросов» «Кубик Блума» «Метод Эдигея»

Слайд 3

«ЧТЕНИЕ ПО ЧАСТЯМ» Для этого приема предлагается использовать повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (при ее наличии) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента, обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Слайд 4

«РЕКЛАМА КНИГИ» Представить книгу так, чтобы ее захотелось купить и прочитать. Эту работу можно провести иным образом. Предложить ребятам сделать закладку для книги, на которой нарисовать иллюстрацию из этой книги и написать несколько предложений, рекламирующих данное произведение.

Слайд 5

«Создание диафильма». На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Данный вид работы хорошо подходит для работы в группах.

Слайд 6

«Драматизация» Прием предполагает изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, которого нужно отгадать детям.

Слайд 7

«Крестики-нолики» Этот прием предполагает два вида работы: Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков. 2) У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».

Слайд 8

«Ромашка вопросов» Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов: 1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию. 2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему». 3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов «Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.».. 4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» 5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. 6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Слайд 9

«Синквейн» В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Слайд 10

«Работа с вопросником» Приём применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Слайд 11

«Знаю, узнал, хочу узнать» Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например , при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Слайд 12

«Мозговой штурм» Приём позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Так, например , после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

Слайд 13

«Уголки» Приём можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Например , работая над рассказом М. Зощенко «Золотые слова». Среди положительных качеств главных героев (Лѐльки и Миньки) дети назвали послушание, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Из отрицательных – неумение вести себя за столом, неуважение к взрослым в разговоре и поступках, необдуманное выполнение требований родителей. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.

Слайд 14

«Написание творческих работ» Приём хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например , детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Слайд 15

«Создание викторины» После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).

Слайд 16

«Логическая цепочка» Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Слайд 17

«Тонкие и толстые вопросы»

Слайд 18

«Шапка вопросов» Этот вид работы, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом, можно попробовать применять по любому учебному тексту на любом уроке. Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки, на каждой из которых им был записан вопрос по тексту. На каждой записке свой тип вопроса: 1. Вопрос, проверяющий знание текста. 2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту). 3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим. Некоторые педагоги используют три «шапки», в каждую из шапок идёт соответствующий вопрос, и ребенок может выбрать сам, из какой шапки вытянет вопрос.

Слайд 19

«Кубик Блума» Приём "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Назови . Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Почему . Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Объясни . Это вопросы уточняющие. Предложи . Ученик должен предложить свои идеи. Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Слайд 20

«Метод Эдигея» Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм. Анаграммы – это набор букв, составляющих слово, переставленных в произвольном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы формирования читательской грамотности

Материал рекомендован  учителям начальных классов....

Приёмы формирования читательской грамотности

Приёмы формирования читательской грамотности...

Использования притч в курсе внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» как один из приёмов формирования читательской грамотности.

Роль учителя в преподавании предметов духовно-нравственного содержания очень велика. Деятельность педагога предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на базовые ...

«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения»

laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые ...

Приёмы формирование читательской грамотности учащихся начальных классов

Доклад на МО  учителей начальных классов Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов...

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. Рабочий лист к русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Рабочий лист поможет ребенку быть вдумчивым читателем, рассуждать о том, чему может научить сказка....

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...